Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Сергей Шпетер, директор по развитию бизнеса долгового агентства «Пристав»

– Насколько развит рынок коллекторских услуг?

– Рынок коллекторских услуг в России пока только формируется. Но уже можно констатировать, что будущее за крупными профессиональными коллекторскими компаниями. Только они с их технологиями и опытом способны пережить нынешний кризис.

В последнее время у многих создалась иллюзия, что собирать долги довольно просто и на этом рынке полно места. За последний год в нашей стране появились десятки небольших коллекторских агентств, чье руководство, признаться, недостаточно четко понимает, как следует вести этот бизнес.

На самом деле качество портфелей, которые банки передают в работу коллекторам, ухудшается, собирать долги становится все труднее. Сегодня кредиторы пристально наблюдают за деятельностью коллекторских агентств и готовы передать свои портфели в работу только тем компаниям, которые уже доказали своим опытом, что способны обеспечить необходимый результат. Ведь банкам и предприятиям, перед тем как передать партнеру задолженность, сегодня важно узнать о нем все: изучить рекомендации клиентов, web-сайт, информацию в СМИ, финансовые показатели, срок существования (больше 3 лет), определить квалификацию менеджеров, техническую оснащенность, методику работы, технологию защиты информации и т. п. Это непростое время будет серьезным испытанием для всех агентств. Те, кто научится быть прибыльным и пройдет эту дистанцию успешно, будут иметь все шансы развиваться дальше.

– По Вашим оценкам, какова доля рынка, занимаемая Вашей компанией? Каков объем рынка?

– Долговое агентство «Пристав» стабильно входит в тройку лидеров рынка по эффективности работы, такую информацию мы регулярно получаем от наших клиентов, что определяет передаваемые нам объемы в работу. Мы оцениваем нашу долю на рынке аутсорсинга коллекторских услуг 12-14% . Однако с большей точностью оценить его долю невозможно, поскольку нет независимых рейтингов. Также нет объективных данных об объеме рынка аутсорсинга, хотя бы потому, что банки, как правило, публично не раскрывают объемы портфелей, которые передают в работу коллекторам.

– Насколько развита правовая база рынка коллекторских услуг? Каких законов не хватает рынку?

– Закона о коллекторской деятельности пока не существует, и долговые организации руководствуются иными нормативными актами, принятыми в сфере оказания услуг. Однако сейчас коллекторская деятельность набирает в России обороты, и необходимость ее специального регулирования ощущается очень остро. Национальная Ассоциация Профессиональных Коллекторских Агентств (НАПКА), одним из учредителей которой является долговое агентство «Пристав», разработала проект закона о коллекторской деятельности, который в ближайшее время будет внесен в Госдуму. Версия законопроекта обнародована на сайте НАПКА

Важно, в данном законопроекте особое внимание отводится положениям о правах должников, которые ни в коем случае не должны нарушаться при осуществлении коллекторской деятельности. Например, звонки должникам могут осуществляться только с 07.00 утра до 22.00 по местному времени. Устанавливается минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемого коллекторского агентства на день подачи заявления о государственной регистрации, равный 1 млн рублей. Коллекторское агентство обязано осуществлять страхование риска своей профессиональной ответственности перед должниками и кредиторами с лимитом не менее 10 млн рублей. Также особое место отводится взаимодействию коллекторов с органами юстиции, МВД, налоговыми органами.

Акты, которые в настоящее время регулируют коллекторскую деятельность:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации в части общих положений; положений, регулирующих агентский договор, перемену лиц в обязательстве и некоторых других;
  • ФЗ «О персональных данных»;
  • закон РФ «О банках и банковской деятельности»;
  • ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
  • Приказ Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций от 17 июля 2008 г. № 08 «Об утверждении образца формы уведомления об обработке персональных данных»;
  • Постановление Правительства РФ от 15 августа 2006 г. № 504 «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации»;
  • Приказ Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 28 августа 2007 г. № 181 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по технической защите конфиденциальной информации».

В части судебного взыскания и исполнительного производства коллекторские агентства руководствуются:

  • Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации;
  • Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации;
  • ФЗ «Об исполнительном производстве»;
  • ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».

В силу специфики деятельности коллекторские агентства работают и с нормативными правовыми актами, которые регулируют не коллекторскую деятельность, а отношения, в которых участвует клиент коллекторского агентства. Например, ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и др.

– Какие изменения в требованиях к портфелю уступаемой просроченной задолженности произошли на рынке коллекторских услуг в связи с кризисом?

– При оценке кредитного портфеля инвестор (или коллекторское агентство как его представитель) руководствуется наиболее полной информацией по портфелю, включая историю работы с должником, структуру задолженности, вид кредитного продукта, срок просрочки и т. д. Поэтому банку-продавцу важно понять: чем подробнее он сформирует реестр, тем адекватнее будет оценка его портфеля. На падающем рынке, когда ухудшается платежеспособность населения, снижается курс рубля по отношению к основным мировым валютам, продать портфели дорого банкам не удастся, поэтому необходим взвешенный подход к оценке кредитного портфеля – с применением скоринговых моделей и истории работы с должниками, с учетом сегментации по регионам, продуктам и типам кредитных портфелей.

В последнее время на рынке участились случаи, когда происходит явная переоценка портфелей, и некоторые коллекторские агентства в погоне за победой в тендере завышают стоимость приобретения и игнорируют хрестоматийные принципы, например, знакомство с кредитным досье. Банки, в свою очередь, выбирают наиболее легкий путь и принимают решение о продаже портфеля именно тем агентствам, которые в наименьшие сроки оценивают его и предлагают наиболее высокую цену. Как показывает банковская практика, часто победители таких тендеров оказываются неплатежеспособными (в последние месяцы это происходит особенно часто). Банки, заключив договоры с ними, не получают денег за проданные портфели, а из этой ситуации выходить гораздо сложнее. Дело в том, что, не имея исторически накопленных данных по статистике обрабатываемых портфелей, весьма сложно сделать их справедливую оценку. Инвесторы в большей степени доверяют тем агентствам, которые обладают такими знаниями. Наиболее правильное решение агентства, оценивающего портфель, – проводить взвешенный подход к оценке рисков, а для банка ключевым фактором становится оценка надежности потенциального покупателя, его репутации и тех сделок, которые он уже совершал.

– Как изменилась политика вашей компании в этом отношении (ставки, новые клиенты и т. д.)? Опишите, пожалуйста, идеальный портфель с учетом сегодняшних реалий (длительность просрочки, диверсификация портфеля и т. д.).

– Наш подход в этом плане очень простой. Если банки хотят обеспечить докризисный уровень сборов по портфелю, а это есть наша основная задача, нужно понимать, что в данных экономических условиях нам, для того чтобы взыскать один рубль, приходится нести в два раза больше расходов (звонить, отправлять письма, выезжать). Для того чтобы агентство по-прежнему имело возможность показывать высокую эффективность при минимальной марже, нужно увеличивать ставки комиссионного вознаграждения. Если этого не будет происходить, то эффективность возврата либо резко ухудшится, либо ряд агентств просто уйдет с этого рынка. Идеальный портфель – это когда срок просрочки чуть более 30 дней и большие объемы при небольшой региональной концентрации, но это только в сказке так происходит. Мы за четыре года работы на этом рынке уже привыкли к тому, что легких портфелей не бывает, с ними клиенты работают сами.

– Дайте, пожалуйста, Ваш прогноз развития рынка коллекторских услуг в 2009 году и темпов роста просроченной задолженности.

В 2008 году объем долгов, выставленных на продажу, составил 1,3 млрд долларов, примерно 30% сделок были закрыты, средняя цена покупки составляла от 3 до 5%. В 2009 году рынок ожидает, что будет выставлено на продажу порядка 2-2,5 млрд долларов, средняя цена покупки уже снизилась в среднем до 1-3%. Сколько будет в действительности закрыто сделок, посмотрим в конце года.

– Какова динамика собираемости просроченной задолженности?

– Если говорить о динамике, то это выглядит примерно так: как правило, первый месяц уходит на урегулирование технических моментов: передача данных в согласованных, защищенных форматах, обучение сотрудников специфике кредитных продуктов, восстановление утраченных данных должников, поэтому ожидать здесь больших сборов было бы неверно. Начиная со второго месяца идет существенное увеличение сборов вплоть до пятого-шестого месяца работы. Если сравнивать сборы прошлых лет с аналогичным периодом этого года, то они существенно упали, в среднем примерно на 30-40%.

– Что Вы делаете с долгами, когда найти заемщика не представляется возможным?

– Продолжаем искать информацию о нем. В нашей исторически накопленной базе уже более 1,5 млн записей, часто бывают пересечения, и это существенно помогает. Если же совсем безнадежно, то возвращаем должника кредитору с нашими подробными рекомендациями, а дальше он сам принимает решение – обращаться в суд или нанимать нас для этой цели.

– Как Вы оцениваете перспективу создания банка «плохих» активов?

– Идея интересная, и в ряде стран она уже реализуется, например, в США. Наличие института для аккумулирования «токсичных» долгов не решит главную проблему – отсутствие «качественных» заемщиков, способных своевременно расплачиваться по дорогим кредитам. Однако наличие такого института существенно могло бы помочь избавиться ряду банков и предприятий от «балласта» и существенно провести переоценку своей финансовой отчетности, сделав ее более реалистичной и способной к новым экономическим условиям. Однако самое важное заключается в том, чтобы этот механизм правильно функционировал. Очевидно, что этот фонд должен быть создан прежде всего при участии коммерческих организаций и, возможно, государственных средств, т. к. там могут оказаться долги государственных структур. Не менее важно, чтобы в этом механизме были профессиональные агентства, чей основной бизнес – обслуживание этой задолженности.

– В какой ситуации банку выгодно передать управление портфелем проблемных активов на аутсорсинг коллектору, в какой ситуации выгодно продать проблемный актив, а в какой – самостоятельно собирать просроченную задолженность?

– В стабильной ситуации банки организовывают работу с просрочкой на ранней стадии самостоятельно. И это довольно эффективно, но наступает временной порог (например, 90 или 180 дней), когда обработка должников собственными силами становится крайне дорогой и неэффективной, и они обращаются за помощью к внешним агентствам.

В существующей действительности при нарастающем объеме задолженности у банков, как правило, недостаточно ресурсов для того, чтобы соответствовать высоким темпам роста просрочки. Поэтому в период всплеска задолженности наиболее результативна передача долгов внешнему агентству уже на ранней стадии. В таком случае не будет упущено время, и банк сможет вернуть деньги в гораздо большем объеме.