Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Будущее страхового рынка

 


Интервью
КАРТА ПРОЕКТА
Будущее страхового рынка

– Как вы оцениваете текущую ситуацию на страховом рынке? Все-таки на страховом рынке больше позитива или негатива?

– К сожалению, на мой взгляд, в создавшейся на страховом рынке ситуации преобладает негативный сценарий развития (не считая сегмента ОМС). В целом ситуация характеризуется крайней неустойчивостью. Основная проблема – сегмент ОСАГО: в зависимости от решений по увеличению лимитов ответственности и повышению тарифов по ОСАГО рынок будет сильно меняться. Это изменение отразится не только на показателях экономики страхового бизнеса, но и сильно изменит его текущую структуру. Многие компании уже де-факто сворачивают продажи ОСАГО. В ход идет весь объем доступных страховщику инструментов: снижение или обнуление комиссии посредникам, ограничение продаж в точках прямых продаж (например, продажа полисов по записи), запрет агентам продавать ОСАГО без продажи другого продукта (расширение ответственности, продажа полисов НС, коробочные продукты по имуществу и прочее).

Убыточность растет по всему сегменту моторного страхования не только из-за инфляционных факторов в структуре затрат, но и за счет роста выплат страхового возмещения по судам. Выплаты по данному каналу значительно выросли во 2 полугодии 2012 года, и на протяжении текущего года динамика только увеличивается. Причем это касается не отдельных компаний, а практически равномерно оказывает давление на экономику всех страховщиков. И не всегда рост убыточности можно будет компенсировать более маржинальным бизнесом по другим видам.

Но что уже происходит – рынок посредников (когда они по сути держат уровень комиссии), трансформируется в рынок страховщика. Мы замечаем, что посредники, как бы им это не нравилось, идут на зачастую резкое снижение комиссии по ОСАГО, так как этот продукт продается легче всего, и на больших объемах посредники даже с небольшой комиссией могут зарабатывать.

Позиция государства относительно развития механизма страхования в стране пока ограничивается дискуссиями. Новых обязательных массовых видов страхования (ответственность собственников жилья или обязательное страхование имущества собственников жилья) нет. Проникновение ипотеки на рынке жилья не увеличивается, поэтому этот сегмент страхования остается небольшим.

– Как создание мегарегулятора отразится на страховом рынке? Ожидаете ли вы роста доверия к страховым компаниям в этой связи?

– Как правило, страхователь напрямую не видит ту работу, которую проводит надзор (кроме случаев, когда приходится обращаться с жалобой на работу страховщика, но это касается очень небольшой части страхователей в общем объеме). Эффект от работы регулятора будет замечен не сразу.

– Осенью 2013 года ЦБ РФ планирует начать разработку системы нормативов для страховых компаний. Какие нормативы, по вашему мнению, будут наиболее корректно и своевременно отражать ухудшения финансового положения страховщиков?

– Не открою секрет, если скажу, что основным показателем надежности для страховщика является его позиция по капиталу, потом уже комбинированный коэффициент, структура страхового портфеля и тому подобное. Поэтому любые показатели, которые будут отражать реальную величину этого капитала и его динамику, будут правильным индикатором финансового положения. Под реальностью капитала нужно понимать в том числе и его обеспечение активами, которые соответствуют требованиям регулятора.

– Согласны ли вы с тезисом, что очень многие проблемы рынка можно решить на уровне СРО? Что мешает этому?

– С тезисом в целом согласен. Наш рынок тоже развивается в этом направлении. Стандарт оценки ущерба сильно помог бы сейчас в противостоянии страховщиков и так называемых автоюристов, когда они встречаются в суде, и не создавал бы почву для судебных разбирательств. Бюро страховых историй помогло бы активно противостоять бытовому мошенничеству. С правилами этики сложнее, на это нужны годы. Более того, как показывает практика, страховщики не всегда умеют договариваться: например, есть общее согласие, что по страхованию автокаско нужно поднимать уровень тарифов, однако часть страховщиков продолжает продавать по демпинговым ценам.

– В обзоре финансовой стабильности ЦБ РФ в качестве существенного риска развития страхового рынка называется его зависимость от розничного кредитования. Насколько значимым является этот риск, по вашему мнению? Какие следствия он несет? С помощью каких мер можно его снизить?

– Сегодня я не считаю, что страховой рынок в какой-то значимой степени зависим от розничного кредитования. На мой взгляд, риски преувеличены: розничное кредитование для страхового бизнеса является одним из каналов продаж, плюс помогает увеличить проникновение страхования в экономику, так как продажи через банковский канал можно считать условно добровольным видом страхования. Риски высоки для компаний, у которых стратегия строится преимущественно на работе в данном канале продаж. Но не для всех компаний этот канал доступен, и многие компании активно развивают продажи через агентов, автосалоны, собственные точки продаж.

– В 2013 году отмечается замедление темпов роста взносов. Ожидаете ли вы роста демпинга по аналогии с ситуацией 2010–2011 годов? Если да, то в каких сегментах?

– Рынок и сейчас, на мой взгляд, работает в части страхования автокаско по нижней границе тарифов. Снижение тарифов продолжится в корпоративном канале продаж, так как маржа в этом сегменте пока еще позволяет двигаться по тарифам. Если это можно назвать демпингом, то продолжится ситуация с завышенным уровнем комиссии посредников в обязательных видах страхования – ОСОПО и ОСГОП (ситуация в этих видах повторяет паттерн ОСАГО при его запуске).

– На пресс-конференции «Эксперта РА» по страховой рознице И. Н. Жук отметил, что за десять лет число судебных разбирательств по страховым выплатам выросло в 100 раз. С помощью каких мер можно снизить судебные издержки и повысить доверие к страховой отрасли? Достаточно ли для этого создания института страхового омбудсмена?

– Проблема действительно стоит остро, но она массово проявляется в страховании автокаско и ОСАГО. Как показала практика работы нашей компании, достаточно просто правильно выстроить работу по всем искам страхователей, когда убыток наступил: участвовать в осмотре транспортных средств, участвовать в судебных заседаниях, в суде ходатайствовать о назначении экспертиз у компаний, не связанных с работой так называемых автоюристов. А лучше на этапе урегулирования убытка сделать все по закону и по правилам страхования, чтобы, даже если придется отстаивать свою позицию в суде, у компании было достаточно аргументов. Я не совсем сейчас понимаю, как страховой омбудсмен поможет поднять доверие к отрасли. Сейчас роль омбудсмена выполняет либо надзор, работая с жалобами страхователей, либо суд, который в подавляющем большинстве случаев своими решениями встает на сторону страхователя. Мы как страховщики не можем сказать, что страхователь незащищен. Да, страховая компания может найти основания для отказа от выплаты страхового возмещения, но правоприменительная практика 2012–2013 годов отрезвляюще подействовала на страховщиков. Я уверен, в самой ближайшей перспективе компании, которые серьезно занимаются страхованием и пока еще «зажимают» выплаты, пересмотрят свою практику принятия решений по выплате. Поэтому доверие к страховщикам устойчиво повышается.

– Каков ваш сценарий развития ситуации на страховом рынке в случае повышения лимитов в ОСАГО без корректировки тарифов? Какие еще факторы могут привести к развитию кризиса на страховом рынке?

– Компании, не дожидаясь решений законодателей, принимают меры по ограничению продаж ОСАГО, какие-то компании вовсе выходят из убыточных регионов. На это нельзя не реагировать государству. И, к сожалению, скорее поздно, чем рано, но придется либо поднимать тарифы, либо вводить франшизу на полис. За это время ряд компаний, которые занимаются преимущественно ОСАГО, могут уйти с рынка, по обязательствам некоторых компаний придется рассчитываться страховщикам из фондов РСА.

Это будет происходить в ускоренном темпе, так как регулятор повышает требования к качеству отчетности страховщиков. Финансово неустойчивые компании не смогут долго скрывать реальное положение своих дел.

– Как показало исследование «Эксперта РА», усредненная рентабельность собственных средств по МСФО за 2012 год оказалась существенно меньше аналогичного показателя по РСБУ (5,2% против 8,9%). За счет чего страховщики могут поддержать собственную рентабельность?

– Основной источник внутренний – это комиссия, которую платит страховщик посредникам. Рынка, при котором посредник получает по розничным видам страхования на уровне 20-30% и выше, на мой взгляд, уже не будет (очень хочется в это верить). Второй источник – тарифы. Компания должна знать реальную экономику своих продаж и не продавать себе в убыток. Крупные компании частично могут уменьшить операционные расходы через централизацию части «бэк» и «мидл» офисных функций. В общем, ничего нового. Поиск источников рентабельности – это извечная проблема.

– За 2012–2013 годы число сделок M&A на страховом рынке минимально. Ожидаете ли вы роста числа сделок M&A в ближайшие несколько лет?

– Не ожидаю. Рынок сейчас очень вялый и еще какое-то время будет таким. Реального спроса со стороны как внутренних, так и внешних инвесторов не заметно.

– Смогут ли новые технологии (электронные полисы, PAYD (pay-as-you-drive), интерактивное урегулирование) в среднесрочной перспективе существенно поменять «лицо» страхового рынка? Как вы относитесь к идее отказа от бумажных бланков строгой отчетности в ОСАГО?

– Смогут. Более того, должны. Рынок движется в сторону более технологичных продаж. К идее отказа от бумажных бланков по ОСАГО отношусь очень позитивно. Это позволит компании сильно сэкономить на операционных издержках. Также это закроет возможность оборота поддельных полисов ОСАГО.

– Каков ваш прогноз динамики взносов на 2013–2014 годы? Какие виды страхования дадут наибольший прирост взносов? Какие виды страхования ждет стагнация?

– Темпы роста без ОМС будут немногим выше инфляции. Более быстрыми темпами, на мой взгляд, будет развиваться сегмент НС, страхование жизни и ДМС. Рынок страхования еще далек от насыщения, поэтому стагнации я не ожидаю ни в одном из сегментов.