Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Будущее страхового рынка

 


КАРТА ПРОЕКТА
Будущее страхового рынка

- Сергей Львович, как Вы оцениваете текущую ситуацию на страховом рынке? Есть ли на рынке какой-то позитив?

- Сейчас действительно довольно сложно найти позитивные тенденции на рынке. Замедление темпов роста, снижение потребительского спроса и продаж новых автомобилей, негативное влияние макроэкономических факторов – все это привело к  росту убыточности на фоне стагнации в экономике. Однако в кризисные периоды всегда выигрывает тот, кто работает на перспективу. Сейчас очень важный период для развития и улучшения инфраструктурных проектов и бизнес процессов. Именно поэтому мы очень горды тем, что первыми на российском страховом рынке запустили продажи электронного полиса каско, имеющего полную юридическую силу. До этого на сайтах страховых компаний можно было сделать либо расчет стоимости полиса каско, либо только получить копию полиса по e-mail. А оригинал страхового полиса все равно привозил курьер или его нужно было самому забирать в офисе. Мы первыми отправляем оригинал полиса на почту клиента в электронном виде. Клиенту не нужно никуда ехать, он оформляет полис всего за несколько минут, а оплата происходит с банковской карты. После этого на почту клиента приходит электронный документ. Он подписан страховой компанией при помощи усиленной квалифицированной электронной подписи.

Кроме того, мы позитивно оцениваем внесение поправок в Закон об ОСАГО о введении электронного полиса ОСАГО с 2015 года. Уже сейчас большинство продаж по ОСАГО оформляется через IT системы, а не в рукописном виде, и  технически такой переход для страховых компаний сложностей не представляет. При этом возрастет качество услуги для клиентов, обслуживание будет более оперативным, а расходы на ведение дел у страховых компаний сократятся.

- Каков Ваш сценарий развития ситуации на страховом рынке после повышения лимитов в ОСАГО?

- Текущего повышения тарифов недостаточно, чтобы компенсировать возросшие обязательства страховой компании в соответствии с поправками к Закону об ОСАГО.

Помимо повышения базовых ставок необходима корректировка коэффициентов, влияющих на расчет страховой премии. Например, ранее обсуждалась более подробная градация коэффициента возраста-стажа, территориальные коэффициенты также уже давно требуют изменений. Для стабильной работе на рынке ОСАГО крайне важно, чтобы в каждом регионе был установлен экономически оправданный тариф ОСАГО. Пока ясности в итоговых тарифах нет.  Поэтому оценивать экономическую эффективность рано.

- Реализация каких мер, прописанных в стратегии (налоговые льготы, выравнивание налогообложения с НПФ по корпоративным пенсиям, законодательное закрепление продуктов unit-linked), приведет к наибольшему росту взносов по страхованию жизни?

- Приоритетными направлениями являются налоговые льготы по накопительному и инвестиционному страхованию жизни. Накопительные продукты лежат в основе качественного развития отрасли. Вопрос по налоговым льготам в этой сфере обсуждается уже не первый год. При введении налоговых льгот продукты накопительного страхования жизни получат вшитую доходность в размере льготы, став более привлекательными для клиентов. В этом заинтересовано и государство: в условиях дефицита ресурсов для долгосрочных инвестиций развитие накопительного страхования жизни, как одного из важных источников длинных денег, становится все более актуальным. Законодательное закрепление продуктов unit-linked даст возможность качественного развития на российском рынке продуктов инвестиционного страхования жизни. Это позволит страховщикам жизни создать более широкую линейку инвестиционных страховых продуктов, адаптировав их под потребности различных категорий клиентов. Выравнивание налогообложения с НПФ по корпоративным пенсиям и включение страховщиков жизни в пенсионную систему РФ - это стимул для развития накопительных пенсионных программ. Не секрет, что в развитых странах именно страховщики жизни задают тон на пенсионном рынке. Ведь в основе добровольного формирования пенсий лежит механизм накопительного страхования жизни. И российские страховые компании полностью готовы к полноценному выходу на пенсионный рынок, необходима только соответствующая законодательная база.

- Как Вы оцениваете вероятность и перспективы реализации инициатив отдельных чиновников и некоторых государственных ведомств, нацеленных на создание государственных страховых компаний для работы в отдельных секторах страхования или на отдельных территориях? Имеют ли они экономический смысл?

- Если в отрасли не будет установлен благоприятный инвестиционный климат для ее развития, то постепенное огосударствление сначала отдельных страховых продуктов, а затем и всей отрасли – единственный путь. При этом в виду отсутствия здоровой конкуренции это самый дорогой и неэффективный путь как для государства, так и для потребителей страховых услуг.

- Как Вы оцениваете перспективы введения новых обязательных видов страхования? Какие меры необходимо предпринять для повышения эффективности работы систем обязательного страхования?

- Поддержка действительно необходима ряду отраслей, чтобы простимулировать развитие всего страхового рынка. Но многих развитых европейских рынках обязательных видов страхования намного больше, чем в нашей стране. Например, во Франции в настоящее время действуют 104 вида обязательного страхования, из которых 84 относятся исключительно к страхованию различных видов ответственности. И российский рынок должен пойти по аналогичному пути. Однако эффективность работы систем обязательного страхования пока вызывает много вопросов. Переоцененный потенциал рынка ОПО привел к тому, что сначала прогнозы по сборам снизились с 30 до 15 млрд рублей, а потом и фактические сборы оказались меньше 10 млрд рублей. Рынка добровольного страхования ОПО практически не существует. А большинство  владельцев по-прежнему воспринимают страхование ОПО как дополнительную нагрузку на бизнес. Случаев, когда клиент сознательно увеличил бы размер страховой суммы, мы пока не отмечали.

- За счет чего страховщики могут поддержать собственную рентабельность?

- Существует всего три способа увеличить собственную рентабельность: более строгий и жесткий контроль за качеством своего страхового портфеля, повышение эффективности затрат и снижение уровня комиссии. И, несомненно, страховые компании с качественной системой риск-менеджемента, дифференцированным портфелем и эффективной инфраструктурой окажутся в лучшем положении по сравнению с остальными.

- За 2013 год-1 полугодие 2014 года несколько иностранных инвесторов заявили об уходе с российского рынка. Это связано с сокращением рентабельности страхового бизнеса в России в 2013 году или с более глубокими проблемами рынка?

- Одновременное сокращение рентабельности и уменьшение роста рынка привели к уходу ряда страховых компаний. Сокращение рентабельности было вызвано, в том числе, перекосом в сфере урегулирования страховых случаев в сторону клиента. Причем этот перекос оказался настолько сильным, что ударило опять же по надежным страховым компаниям и добросовестным клиентам. Число участников страхового рынка планомерно снижается последние несколько лет. Но если раньше этот процесс был преимущественно связан с желанием игроков усилить свои рыночные позиции и оптимизировать затраты, то теперь для небольших страховых компаний это вопрос выживания. Пока отрасль остаётся малопривлекательной для инвесторов, единственный источник инвестиций – внутренние ресурсы. Те игроки, у кого их нет, будут вынуждены объединяться.

- На Ваш взгляд, развитие нетрадиционных каналов продаж (салоны связи, сайты авиакомпаний, интернет и другие) может принести страховщикам дополнительную прибыль, или, скорее, является неэффективными инвестициями?

- Для нашей компании нестраховые посредники (банки, туроператоры, различные сайты – агрегаторы, розничные компании) являются одним из ключевых каналов продаж, при этом - самым быстрорастущим. Такие посредники  имеют очень серьезное конкурентное преимущество – они способны  предложить страховку клиенту именно в тот момент, когда она необходима. Все наши проекты с крупными нестраховыми посредниками высокоэффективны, и мы активно развиваем этот канал продаж. Совсем недавно стартовал наш совместный проект с Anywayanyday, который демонстрирует отличные результаты с самого начала продаж. 

- Каковы первые итоги работы мегарегулятора на страховом рынке?

На данный момент наиболее заметный итог работы мегарегулятора – интенсивная работа по систематизации информации и повышению качества мониторинга участников рынка. Мы ожидаем строгого контроля и в тоже время действий, направленных на стимулирование рыночного развития отрасли.

- Каков Ваш прогноз динамики взносов на 2014-2015 годы? Какие виды страхования дадут наибольший прирост взносов? Какие виды страхования ждет стагнация?

- В целом для отрасли следующий год будет не менее сложным, чем предыдущий.  Причин для кардинального изменения ситуации пока нет. Драйвером розницы останется автострахование, но точный прогноз роста рынка дать крайне сложно, прежде всего, из-за значительных изменений в трендах продаж новых авто. Возможен рост в пределах 8-10%. Несмотря на то, что автострахование  останется ключевым направлением, фокус в развитии страховых компаний в 2015 году, скорее всего,  будет смещен на другие виды, в том числе корпоративные.