Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Будущее рынка доверительного управления в России

 


КАРТА ПРОЕКТА
Будущее рынка доверительного управления в России

– Согласно данным исследования рынка доверительного управления, проведенного «Экспертом РА», к концу 2011 года доля пенсионных активов на рынке достигла 42%. Мы полагаем, что рынок ДУ (по крайней мере, его «фондовая», а не «проектная» часть) окончательно сформировался как «пенсионный». Причем именно пенсионные средства будут реальным драйвером роста рынка в ближайшие пару лет. Какими Вы видите основные точки роста для рынка ДУ?

– В 2012 г. объем пенсионных накоплений, переданных из ПФР в УК (напрямую и через НПФ), может превысить 200 млрд руб., что приведет к увеличению сегмента пенсионных накоплений с 340 млрд до 550 млрд руб. На фоне менее предсказуемой динамики развития ЗПИФов и частного индивидуального ДУ стабильный приток пенсионных активов может привести к увеличению доли этого сегмента до 50% рынка доверительного управления к концу 2012 г. Но все управление пенсионными деньгами загнано в такие жесткие правовые рамки, что управление активами НПФ как процесс выбора и принятия решения теряет смысл. Разрешенные инструменты для инвестирования и обязательные условия (сохранность и безубыточность) сильно ограничивают и доходность по активам. Хотя именно показатели доходности должны стать фактором, привлекающим население не только переводить средства из госкомпании в частные, но и активнее участвовать в дополнительном финансировании собственной пенсии.

В настоящий момент Минфин готов несколько изменить трактовку понятия «сохранность средств», однако проект этого закона ставит перед управляющими множество вопросов. Например, законодательно будут разрешены убытки по итогам отчетного периода. Но если клиент захочет выйти из-под управления, переведенные средства он должен получить все полностью. Как тогда быть с убытками? Немного утрируя, можно представить ситуацию так: получив справку о доходах по управлению с отрицательным результатом, клиент, естественно, предпочтет не фиксировать этот минус, а вывести средства. Придут все клиенты и заберут все средства, настаивая на 100%-ной сохранности, а что делать с убытком – непонятно. Взять на себя подобные риски управляющая компания не сможет.

– Как Вы смотрите на вопрос консолидации рынка и целесообразность обособления «пенсионных» УК с созданием «своего» СРО? Может ли механизм СРО с более высокими требованиями к участникам (страхование ответственности, требования к капиталу и риск-менеджменту участников) помочь развитию рынка ДУ и повысить надежность и качество услуг на нем?

– Сейчас на повестке дня несколько вопросов, причем Минфину приходится балансировать: с одной стороны, он пытается усилить контроль над рисками, внедрить единую систему риск-менеджмента, идут разговоры о создании СРО компаний, управляющих пенсионными деньгами, с другой – увеличить количество разрешенных инструментов для управления так, чтобы баланс рисков не нарушить.

С точки зрения управляющей компании, создание СРО сейчас – это появление еще одного координирующего органа. В данный момент, возможно, лишнего. Пенсионные деньги достаточно жестко зарегулированы законом, кроме того, со стороны депозитария ежедневно осуществляется контроль операций по инвестированию средств доверителя. То есть спецдепозитарий в данный момент фактически выполняет функцию СРО посредством жесткого контроля деятельности управляющей компании. В компетенцию депозитария входит и уведомление контролирующего государственного органа обо всех замеченных нарушениях со стороны компании и приостановка любых действий, вступающих в противоречие с законодательными правилами и нормами.

– Пенсионное сообщество планирует уже в 2012 году разработать и внедрить единый отраслевой стандарт по риск-менеджменту. Как Вы оцениваете готовность рынка УК к соответствию формальным требованиям к риск-менеджменту со стороны НПФ? Придаст ли инициатива НАПФ стимул к качественному развитию УК? Или же рынок все спустит «на тормозах» и все реализует только на бумаге?

– Необходимость в стандартах риск-менеджмента может возникнуть тогда, когда будет достаточно широким набор инструментов инвестирования пенсионных средств. Так, например, с января 2012 года при управлении активами акционерных инвестиционных фондов, закрытых паевых инвестиционных фондов и средствами пенсионных резервов и накоплений НПФ разрешено использовать биржевые производные инструменты: фьючерсы и опционы на акции, индексы, биржевые товары и валюту. Возможность покупки в портфель не отдельных бумаг, а фьючерса на индекс снижает риски портфеля, при этом повышает его доходность. Кроме того, что этот инструмент выгоден клиентам, так как потенциально увеличивает доходность вложений, он весьма удобен для управляющей компании – прямые издержки ниже. Но, к сожалению, несмотря на ввод в действие закона с 1 января, покупать производные инструменты в пенсионные накопления по-прежнему нельзя: так как есть расхождения между трактовками разных законов в понятии «хеджирование». В данный момент биржа ММВБ-РТС ведет активные переговоры с министерством. Мы надеемся, что необходимые поправки в закон будут приняты уже летом.