Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

ОАО НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТОРГОВЫЙ БАНК (ОАО НТБ)

Комментирует Романов Михаил, и.о. председателя правления

На Ваш взгляд, готовы ли сегодня российские банки активно кредитовать застройщиков жилья? Что может препятствовать росту объемов кредитования?

Банки готовы кредитовать застройщиков. Но сегодня очень мало тех строительных компаний (СК), которые могут соответствовать требованиям банка в качестве надежных заемщиков. Препятствием для активного кредитования по-прежнему остаются риски недостроя, высокая стоимость квадратного метра жилья, малое число строящихся объектов. По сути, строительные компании еще не оправились от кризиса и большинство из них не начали активную деятельность.

Не все застройщики готовы работать в строгом соответствии ФЗ №214: по-прежнему применяются различные схемы продажи строящегося жилья, при которых возрастают риски двойных продаж.

Большинство застройщиков имеют проблемы с землей – как с точки зрения землеотвода территорий, пригодных для строительства, так и, еще в большей степени, с точки зрения обеспечения участков необходимой инфраструктурой.

На всех этапах работы строители сталкиваются с немыслимым количеством бюрократических препон при оформлении документов и получении различных разрешений. Отсутствуют прозрачные и справедливые тендеры на выделение земли,  процветает коррупция.

Ожидания, что кризис приведет к существенному снижению стоимости строительства за счет снижения цен на материалы, не оправдались. Монополии – энергетики, газовики, нефтяники – цены и тарифы не снижали, вследствие этого не было существенного снижения цен и на стройматериалы. Стоимость кв. метра строящегося жилья в результате кризиса изменилась мало.

Как изменились подходы Вашего Банка к оценке рисков по кредитованию жилищного строительства в период кризиса? Выделите ключевые изменения/нововведения.

Кризис заставил нас изменить отношение к строительному сектору. Стало очевидно, что банки должны работать с ним в режиме проектного финансирования, а не в режиме кредитования под залог, ибо залогом в лучшем случае являются те же недостроенные квадратные метры.

Речь должна идти о классической технологии реализации совместного проекта, в котором обе стороны – СК и банк – берут на себя определенные обязательства, выполнить которые они должны в полной мере и в срок.  Строитель должен выполнять план-график работ, качество и объем которых контролируется специальным подразделением банка (управлением капитального строительства - УКС). Цены на стройматериалы и работы утверждаются совместно, реализация квартир также происходит в согласованном режиме. 

Проблема в том, что далеко не каждая СК, как оказалось, готова работать в режиме прозрачности и открытости. В то же время, мы видим, что серьезные СК, оставшиеся на плаву в кризис, перестроились и действительно сегодня готовы к совместной практической работе с банками. Для банков это означает, среди прочего, и формирование новых структур, и разработку соответствующих технологий, и пересмотр системы рисков. Считаю, что в случае, если банк имеет возможность контролировать стройку, риски недостроя практически сводится к нулю.

По каким условиям Ваш Банк готов сегодня кредитовать застройщиков жилья (средние ставки, сроки, суммы кредитов и т.п.)?

Здесь нет однозначного ответа. Применяем индивидуальный подход к клиенту, все договоренности с СК носят, по сути, эксклюзивный характер. На сегодняшний день речь, в основном, идет о помощи СК достроить дома, строительство которых началось еще до кризиса, - поскольку параметры этой достройки индивидуальны, индивидуальны и условия кредитных договоров.

Насколько ухудшилась платежная дисциплина заемщиков – застройщиков жилья в период кризиса? Наблюдаются ли улучшения в качестве обслуживания кредитов в настоящее время?

Кардинально ухудшилась. Лишившись денежного потока от продажи квартир, первое, что сделали застройщики, - перестали обслуживать кредиты банков. То же было и в нашем банке. Забрать в этом случае залоги – это потерять время в судах и в итоге остаться с тем же недостроем, с которым мы стояли с заемщиком в начале пути. Поэтому мы выбрали путь реструктуризации, когда готовы были забрать часть квартир в уплату процентов с обязательством их возврата через какое-то время. И строитель шел дальше достраивать свой дом. Это позволило не только избежать конфликтных ситуаций, но и действительно помочь этому сектору. Но только тем, кто действительно был способен построить эти дома, кто не извлекал еще не полученную прибыль из своих строек, как часто это бывало, и вкладывал ее в новые проекты, кто вел себя честно, порядочно и аккуратно. Нашими усилиями были спасены какие-то стройки, и сегодня эти объекты достроены или достраиваются.

Какие меры могли бы, на Ваш взгляд, стимулировать банки (в частности, Ваш Банк) к более активному кредитованию застройщиков жилья? Просьба выделить основные и вспомогательные меры.

Поскольку всегда существует рыночный риск не продать квартиры по предполагаемой цене, в 2009 году родилась идея гаранта по сбыту, которым, в конечном счете, всегда является государственная структура. Его задача – выкупить непроданные квартиры при условии, что они полностью достроены, дома сданы, свидетельства получены.  Эта идея легла в основу программы «Стимул». Это было то, чего не хватало. И мы включились в эту программу, причем среди первых банков в стране. По сути, «Стимул» выполнил свою задачу: свести, соединить между собой  застройщика и банк, разделив риски. Риск недостроя остался за СК и банком, его кредитующим. Рыночный риск сбыта взяло на себя государство.

Однако, на банке лежит и риск себестоимости кв. метра, которая в теории вопроса не должна превышать норматив Минрегионразвития.  Программа же «Стимул», связав между собой коммерческие структуры, не предусматривала вовлечение в процесс органов местного самоуправления – администрации, мэрии и т.д. А ведь именно на их земле строятся объекты, именно они тянут сети и прокладывают дороги, им принадлежит инфраструктура и – как следствие – именно они формируют большую часть себестоимости строящегося жилья. Себестоимость жилья на площадке с готовыми коммуникациями редко когда превышает 20 тыс. руб. за кв. метр. Все остальное – сопутствующие затраты, связанные с освоением площадки. Вот почему в программе «Стимул» сейчас мало объектов и мало застройщиков: на деле мало у кого стоимость коммуналки не зашкаливает в структуре себестоимости.

В то же время, ФЦП «Жилище-2015» ставит перед строительной отраслью колоссальную задачу по возведению 375 млн. кв. метров жилья.  Программа предусматривает сокращение федеральной части расходов и увеличение доли средств региональных и местных бюджетов. При этом фиксируется ответственность губернаторов и мэров за то, чтобы эти планы были выполнены. Речь идет, во-первых, о снятии административных барьеров, препятствующих расширению строительства, о борьбе с бюрократизмом и коррупцией на местном уровне. И, во-вторых, речь идет о снятии с застройщика обременений по строительству инженерной и социальной инфраструктуры.

В этой связи АИЖК совместно с ведущими банками ведет работу над программой «Стимул-2», в которой появляется понятие заказа жилья эконом-класса. Заказ этот будет финансироваться органами местного самоуправления, жестко мотивированными руководством страны на выполнение соответствующих планов. Они будут вынуждены, таким образом, обеспечивать недорогую коммунальную инфраструктуру, что скажется на общем снижении себестоимости квадратного метра жилья. «Стимул-2» – как мы ожидаем – снизит тот самый риск, о котором говорилось ранее, -  риск высокой стоимости.

Какой должна быть роль государства в вопросе расширения объемов финансирования жилищного строительства? Выделите приоритетные меры и инструменты государственной поддержки. По возможности, назовите примерные объемы государственного финансирования (со-финансирования) рынка.

Банки ждут от государства более активной борьбы с коррупцией, решения проблем землеотводов, упрощения разрешительных процедур. Что касается финансирования, то приемлемым для банков соотношением объемов софинансирования было бы соотношение 30:70%, аналогично программе «Стимул».

Какие меры государственной политики могут в первую очередь стимулировать рост жилищного строительства?

Программы, аналогичные «Стимулу», с соответствующей долей государственного софинансирования. А также меры по упрощению различных процедур, ускорению принятия решений, снижению коррупционной составляющей.

Каковы Ваши прогнозы относительно динамики финансирования жилищного строительства в ближайшие 2 года? Произойдут ли в данный период качественные изменения на данном рынке?

Это постепенный процесс. Скачкообразных качественных и количественных изменений мы не ждем. По сути, речь идет о двух приоритетных направлениях, которые должны послужить локомотивами жилищного строительства. Первое: жилье эконом-класса в рамках ФЦП. Второе: малоэтажное строительство, которое пока не покрыто ипотечным кредитованием с государственной поддержкой. Этот рынок имеет свои проблемы – в частности, сложности рыночной оценки. Но в любом случае это направление очень актуально, в первую очередь, для сельской местности, и имеет очень большой потенциал развития. О конкретных объемах его говорить сейчас сложно, поскольку пока примеров такой застройки в массовых масштабах нет, и мы как банк не имеем опыта финансирования подобных объектов: до кризиса упор делался на строительство дорогих коттеджей, а в кризис малоэтажным строительством просто никто не занимался.

Как Вы оцениваете перспективы программы АИЖК «Стимул» по расширению объемов кредитованию жилищного строительства? Планирует ли Ваш Банк присоединиться к данной программе (если нет, то почему)?

Мы одними из первых в стране присоединились к программе «Стимул». Планируем расширение круга заемщиков по этой программе, имеем для этого все возможности – лимиты, технологии, специалистов. Но пока мало заемщиков, соответствующих требованиям этой программы. Программу оцениваем позитивно, особенно с учетом ее продолжения – программы «Стимул-2».