Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Радий Сулейманов, начальник отдела страхования технических рисков управления промышленного страхования департамента корпоративного бизнеса ОСАО «Ингосстрах»

Радий Сулейманов Радий Туранович, расскажите, пожалуйста, как рынок страхования СМР развивался до кризиса 2008-2009 годов?

Если брать отдаленное прошлое, то есть советскую историю, страхованием СМР в СССР занимался только Ингосстрах и только в рамках международных проектов, осуществлявшихся советскими организациями за рубежом или иностранными подрядными организациями на территории СССР в рамках межправительственных соглашений. Начиная с 90-х годов на рынок стали выходить другие страховщики, которые уже в новом тысячелетии сформировали рынок страхования СМР и большей частью вошли ныне в топ-10 основных игроков на этом сегменте. Места внутри десятки могут меняться, но в целом она остается довольно стабильной.

В целом же рынок страхования строительных рисков развивался эволюционно, то есть в истории его развития нельзя отметить каких-либо четких этапов. Со временем растет страховая культура, увеличивается и уровень проникновения страхования. Изначально страхование не было потребностью строительного рынка России – исключение составляли иностранные подрядные организации, работавшие на рынке, привыкшие покупать такое страхование в своей практике и понимающие выгоды такой покупки. Не секрет, что многие строители, обладающие еще советским менталитетом, нацелены на минимизацию затрат и пытаются сэкономить, в том числе на расходах на страхование, которые не являются приоритетной статьей при оптимизации бюджета и легко урезываются для достижения конкурентных преимуществ на тендерах.

Если заказчик или банк, предоставляющий кредит, не требовали страхования, подрядчики и не страховались. Однако ситуация постепенно меняется к лучшему. Мы видим, что в руководство крупных строительных компаний приходят люди, имеющие представление о риск-менеджменте и делающие осознанный выбор в пользу страхования как эффективного механизма минимизации рисков компании.

Каков на данный момент уровень недострахования в этом сегменте?

Я думаю, сейчас страхуется порядка 80% строительных объектов. Крупные риски страхуются на 90-95%, хотя еще пару лет назад страховались не более 60-70% таких проектов. Однако существует значительное количество подрядов, в основном небольших, которые не страхуются вообще либо страхуются по залоговым схемам с недострахованием, не поддающимся оценке.

А насколько «охвачены» страхованием государственные проекты в строительстве?

Если ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора в рамках госконтрактов страховалось в силу 94-ФЗ практически на 100%, то этого нельзя сказать о строительно-монтажном страховании, которое этим законом никак не регламентировалось. Поэтому можно оценить уровень охвата страхованием СМР данных проектов не более 80-85% от их количества.

Есть ли какая-то специфика в страховании СМР иностранных подрядчиков?

Частные иностранные компании-подрядчики страхуют риски СМР по нашему опыту значительно чаще – до 95% всех проектов, осуществляемых иностранными подрядчиками, страхуется. Это делается головными компаниями за рубежом, а в случае работы на территории РФ такое страхование обычно покупается в российских компаниях, организующих такое страхование для своих клиентов на глобальных рынках, с последующим фронтированием рисков в зарубежные страховые компании.

Какова географическая структура рынка страхования СМР?

Доля страхования СМР, приходящаяся на Москву, сейчас значительно сократилась в связи с резким уменьшением объема строительных работ в Москве, как в жилом секторе, так и в секторе торгово-офисной недвижимости. Происходит смещение активности в регионы, прежде всего в крупные города Урала, Поволжья, юга России. Кроме того, в регионах реализуются серьезные инфраструктурные проекты: реконструируются и строятся дороги, прокладываются трубопроводы, линии электропередач, финансирование которых обеспечивается во многом за счет средств федерального бюджета.

Как Вы оцениваете уровень «схемности» на рынке?

Я бы не сказал, что рынок СМР вообще непрозрачный, но говорить о том, что он полностью лишен схем, я не могу. Система поощрения за счет выплат комиссионного вознаграждения существует, как существует институт страховых посредников, порой весьма дорогостоящих, участвующих в сделках по организации такого страхования, однако надо понимать, что такое страхование является рисковым, предполагающим реальные выплаты страхового возмещения по ущербу. Поэтому о «схемности» бизнеса в этом смысле говорить сложно. Мы реально оцениваем стоимость услуг таких посредников. И в том случае, если их аппетиты делают сделку по продаже страхового полиса нерентабельной, мы отказываемся от услуг таких посредников и от участия в таких сделках.

Какие законодательные документы определяют функционирование рынка страхования СМР, помимо общих для всей страховой отрасли законов?

Есть Градостроительный кодекс, в рамках которого действуют все строители и на который мы обязаны ссылаться в своей страховой практике. Неким подспорьем для нас является 741 статья ГК, распределяющая риски участников строительного подряда. Но нет каких-либо документов, обязывающих страховать строительно-монтажные риски. Существующий механизм вмененного страхования ответственности членов СРО никак не регламентирует необходимость страхования СМР, то есть самого объекта строительства. В свое время, когда обсуждался этот закон, страховое сообщество пыталось лоббировать страхование СМР в общем контексте страхования компаний – членом саморегулируемых объединений подрядчиков. Ни Минрегионразвития, ни Министерство финансов нас тогда не поддержали.

Насколько необходимо обязательное страхование СМР?

  – В международной практике есть и то, и другое. В ряде европейских стран такое страхование является де-факто обязательным, то есть застройщик не может получить разрешение местных органов власти на строительство в отсутствие подтверждения строительным предпринимателем наличия такого страхования. В других странах покупка комбинированного полиса (CAR/TPL) или его вариаций подрядчиком является обычной практикой – нормой, узаконенной в формате договоров строительного подряда (контрактов).

Может ли введение вмененного страхования в рамках СРО подтолкнуть развитие добровольного рынка СМР, как это было на рынках ОСАГО и каско?

Когда вводили этот вид страхования, мы надеялись, что развитие сегмента страхования в рамках СРО позволит нам в большей степени «влиять» на подрядчиков с точки зрения формирования в среде менеджеров данной целевой аудитории «новой ментальности» с целью последующего продвижения продуктов страховании СМР. Однако пока эти прогнозы не вполне оправдываются. СРО предпочитают ограничиваться страхованием гражданской ответственности своих членов на случай причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. И только если у клиентов подрядчиков или их инвесторов возникают какие-то дополнительные требования к подрядчикам, то последние докупают дополнительную к страхованию ответственности страховую защиту в отношении объектов строительства, составляющих предмет заключаемых ими договоров подряда, т. е. полисы строительно-монтажного страхования, хотя во всем мире страхование СМР является приоритетным и покупается подрядчиками в первую очередь.

Почему же страхование СМР не развивается в рамках СРО?

Потому что, если брать крупные многопрофильные строительные организации федерального уровня, их не надо ничему учить, они и так в большинстве своем покупают страхование СМР. Основная цель – привлечь к страхованию оставшиеся 80-90% подрядных организаций, работающих в основном в регионах и на которых в целом по стране приходится как минимум четверть рынка. Но этот процесс идет пока трудно.

Страхование олимпийских объектов в Сочи не позволило рынку упасть еще сильнее во время кризиса. Однако и там есть свои проблемы. Почему так и не состоялся сочинский страховой пул?

– Причиной того, что пул не работает, является даже не известное решение ФАС, а сами страховые компании. Благая цель создания пула – перераспределение рисков между российскими страховыми компаниями, чтобы большая их часть оставалась «внутри» пула в России, девальвировано стремлением страховых компаний перетянуть на себя риски, используя существующие облигаторные емкости, а не делегировать их в общий портфель пула.

Страховой пул – это один из способов расширения страховой емкости. То есть на рынке есть проблема нехватки страховой емкости?

– Чаще всего емкости хватает, потому что большинство страховщиков из топ-20 обладают серьезными договорами облигаторного перестрахования со значительными емкостями, предоставляемыми иностранными партнерами страховщиков, что обеспечивает страховщикам значительную свободу в уторговывании с клиентом цены за конкретный риск. Поэтому крупные строительно-монтажные риски, если они выводятся на российский страховой рынок, перераспределяются между этими игроками в рамках их облигаторной защиты. Нет смысла задействовать дорогостоящие механизмы факультативного перестрахования за рубежом. Но надо отметить, что при таком подходе возникают риски кумуляции для западных перестраховщиков, так как, по сути, в каждом облигаторном договоре российских страховщиков участвуют практически одни и те же международные перестраховщики, обладающие наивысшими рейтингами финансовой устойчивости. В результате перестраховщики получают в рамках облигаторной защиты один и тот же риск от разных страховых компаний, причем далеко не по той цене, по которой им этот риск был бы передан в факультативное перестрахование.

Но в этой ситуации международные перестраховщики все равно вынуждены принимать эти риски, так как договоры облигаторные. Как же они тогда поступают?

Пока они не столкнулись с серьезной кумуляцией рисков, пока их убытки не достигли критической массы, позиция перестраховщиков принципиально не изменится – каждый хочет заработать на столь перспективном рынке, как российский, хотя наблюдается постоянное удорожание стоимости перестраховочной защиты, сопровождающееся расширением объема предоставляемой защиты. Когда рост убыточности станет сопоставим с ростом рынка, перестраховщики серьезно пересмотрят стоимость защиты и размер предоставляемой ими емкости, введут серьезные ограничения на объем покрытия, пытаясь довести уровень убыточности по таким принятиям до приемлемого для них уровня. Именно тогда можно будет говорить о том, что у нас и закончится демпинг.

Получается, все перестраховывается в рамках облигаторной защиты?

Нет, есть очень крупные локализованные проекты. Например, строительство крупной электростанции, завода, аэропорта, крупного офисно-делового или торгового комплекса, которые не могут быть полностью защищены в рамках существующей у страховщика облигаторной защиты. Здесь реально возникает необходимость факультативного перестрахования на международном рынке. Перестрахование может строиться по обычной, пропорциональной схеме, хотя все чаще и чаще стало встречаться непропорциональное перестрахование, когда наиболее рисковый, нижний леер удерживается на российском перестраховочном рынке, а оставшийся «верх» передается на запад, что позволяет экономить на перестраховании. Но проблема заключается в том, что самые опасные риски остаются на российском рынке.

Давайте поговорим о кризисе. Падение взносов на рынке страхования СМР – это следствие сокращения объемов строительных работ или снижения уровня проникновения страхования?

Я бы не стал говорить о каком-то существенном падении рынка. Цифры говорят как раз об обратном. Объем начисленной премии по договорам СМР в 2009 году сохранился на уровне 2008 года – по нашим оценкам, 15,9 млрд рублей против 15,7 млрд рублей в 2008 году. Если и говорить о снижении рынка, то в основном в сфере страхования строительства коммерческой недвижимости, где наблюдалось существенное падение строительной активности.

Что же касается государственных проектов в строительстве, то в 2008-2009 годы финансирование федеральных программ в строительстве капиталоемких, знаковых проектов, таких как строительство основных объектов и объектов инженерной инфраструктуры для форума АТЭС-2012 во Владивостоке, универсиады в Казани-2013 и зимних олимпийских игр в Сочи-2014, ощутимо выросло. В рамках федерального финансирования по инфраструктурным и электросетевым проектам денежные потоки тоже довольно стабильны. В части страхования такие стройки реализовываются на 85-90%. В основном, конечно, речь идет о страховании ответственности по госконтрактам, где ситуация коренным образом  изменится с августа текущего года после вступления в силу поправок в 94-ФЗ.

Разумеется, продолжается снижение ставок премий, которое также сдерживает рост рынка. Не секрет, что цена страхования на сегодняшний день для подрядчика остается основным критерием выбора страховщика, хотя в условиях кризиса особое звучание приобретает надежность страховой компании и опыт страховых выплат.

Еще одна причина сокращения рынка – это демпинг…

Тарифы в страховании СМР снижаются уже на протяжении нескольких лет. По самым скромным оценкам, в прошлые годы тарифы падали на 20-25% в год. Сейчас падение тарифов, хоть и замедлилось, но все равно имеет место, в том числе за счет демпинга. Слишком большое количество страховщиков желают «укусить пирог», который уменьшается в размере. На падающем рынке компании цепляются за каждый проект и предлагают такие условия, которые еще пять лет назад были просто немыслимыми. Мы уже сталкиваемся со ставками на уровне ставок в имущественном страховании, причем, строительные проекты длятся отнюдь не один год и имеют длинный шлейф в виде покрытия рисков послепусковых гарантийных обязательств.

В 1 полугодии 2010 года было отмечено ослабление демпинга на рынке автокаско. Когда же это произойдет в страховании СМР?

К сожалению, мы вынуждены констатировать, что дна по ставкам мы пока не достигли. Как показывает практика, на рынке еще есть резервы по снижению тарифов.

Демпинг прекратится только тогда, когда убытки догонят взносы и скажутся на стоимости перестраховочной защиты за рубежом. Именно тогда должен произойти качественный скачок на рынке – существенное сокращения числа компаний, занимающихся страхованием СМР. Случайные компании с небольшими несбалансированными портфелями будут уходить с рынка, а оставшиеся крупные игроки с серьезными страховыми портфелями окончательно поделят между собой весь рынок.

Насколько существенен рост убыточности в страховании СМР на данный момент?

Сейчас строители пытаются заработать при любой возможности, в том числе на страховании. Я по своему опыту вижу, что увеличивается количество обращений клиентов за страховым возмещением даже по тем случаям, о которых в свое время страхователи забыли. Можно смело говорить о заметном росте убыточности по страхованию СМР, хотя реально оценить такую убыточность по рынку сложно, поскольку неизвестна статистика по заявленным, но неоплаченным убыткам (резервы). Кроме того, при оценке убыточности надо принимать во внимание временной аспект, учитывая длительный срок страхования СМР, а страховщики показывают только оплаченные убытки. Уровень выплат, т. е. соотношение выплаченных убытков к заработанной премии в целом по рынку остается на приемлемом уровне. В прошлом году он составил, по нашим оценкам, 15,8%. Уровень выплат по страхованию СМР вырос  на 74% по сравнению с 2008 годом и более чем в 4,3 раза по сравнению с в целом успешным 2008 годом.

Если считать реальную убыточность, то тогда нужно еще исключать откаты…

Да. Рост убыточности должен повлиять и на расходы страховщика на ведение дела, в том числе на уровень комиссии за привлечение бизнеса, так как с учетом падения цен этот бизнес становится все менее и менее рентабельным.

Рентабельность бизнеса зависит не только от убыточности вида страхования, но и от величины расходов на ведение дела…

Расходы на урегулирование убытков в страховании СМР достаточно высоки. Это связано со спецификой данного вида страхования, так как частота наступления страховых случаев относительно невелика, при том что размер убытков может быть весьма значительным.

В страховании СМР убытки совершенно разноплановые, зачастую требующие проведение сложных экспертиз для выявления причин из наступления, понимания характера повреждений и анализа смет расходов, представленных к возмещению. Это серьезно влияет на сроки урегулирования убытков – в некоторых случаях процесс урегулирования затягивается на годы.

Давайте перейдем к прогнозам. Когда следует ожидать восстановления рынка страхования СМР?

Сам по себе строительный рынок – достаточно инертный, он окончательно восстановится лишь через несколько лет после восстановления финансовых рынков, пострадавших во время кризиса. Кризис затронул индустрию стройматериалов, сказался на оттоке высококачественных специалистов разных строительных специальностей, недостаток которых не просто восполнить, увеличив квоты на эмигрантов-гастарбайтеров, которые заняты как правило на неквалицифированных работах.

Лишь с середины 2010 года мы стали наблюдать оживление на рынке страхования СМР в отношении коммерческих проектов – появились запросы на страхование, в том числе по тем сделкам, которые были заморожены в кризис. Видимо, после пересмотра экономической (а зачастую и технической) составляющей таких проектов открывается финансирование проектов ожившими финансовыми институтами.

Наверное, трудно ожидать в последующие несколько лет поддержания высоких темпов роста рынка на уровне 25-30% в год, наблюдавшегося в предкризисные годы, однако строительный бум возможен, если наша страна сделает существенный технологический рывок и сможет привлечь под это значительные инвестиции, несопоставимые с их текущим уровнем. И при существенном снижении коррупционной составляющей. Рынок страхования обязательно поддержит такой рост.

А внутренние резервы рынка, то есть рост за счет увеличения уровня проникновения?

Резервы есть всегда, и об этом было сказано выше. Важно их максимально использовать.