en


Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»
Адрес: Николоямская, дом 13, стр. 2
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: info@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1656)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Пресс-центр
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1706)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1706)
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел по работе с персоналом
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: personal@raexpert.ru

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. «Эксперт РА» является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги агентства «Эксперт РА» входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»

Список всех рэнкингов


 

ПАНОРАМА СТРАХОВАНИЯ

Выпуск N 1, март 2010 года

Комлева Наталья

Прямой вопрос

Прямое страхование в России – динамично развивающийся, но пока еще убыточный бизнес. Его эффективность будет зависеть от степени охвата рынка и изменений в законодательстве

Прямое страхование – один из немногих сегментов российского страхового рынка, показавший значительную положительную динамику в кризисном 2009 году. На фоне общего падения страховых премий (без учета платежей по ОМС) на 7,5% и сокращения рынка страхования автокаско на 20,5%, взносы, полученные российскими страховщиками в рамках прямого страхования, увеличились на 130%.

В настоящее время российские страховщики разделились на два лагеря – сторонников и противников развития прямого страхования. Сторонники прямого страхования говорят об экономии на агентских расходах, высоких технологиях и ссылаются на успешный западный опыт. Противники – намекают на демпинг, предупреждают о зависимости от внешнего финансирования и вспоминают про якобы низкую страховую культуру населения.

Со второй попытки

График 1. Объемы премий, полученных в рамках прямого страхования, растут, несмотря на кризис

График 1. Объемы премий, полученных в рамках прямого страхования, растут, несмотря на кризис

Источник: "Эксперт РА"

Прямое страхование как инновация появилось на развитых страховых рынках в середине 80-х годов прошлого века. Первые специализированные прямые страховщики стали открываться в конце 80-х – начале 90-х годов. Сейчас на Западе доля прямого страхования в совокупных рыночных взносах варьируется в разных странах от нескольких процентов до более половины розничных продаж.

В России первая компания по прямому страхованию - ЗАО «Прямое страхование» - начала работать лишь с 1-ого июля 2005 года. За 4 года своей работы в качестве прямого страховщика компания так и не смогла набрать достаточно большой страховой портфель, заняв по итогам 2008 года лишь 387 место по объему полученной страховой премии (по данным ФССН).

Второе открытие прямого страхования в России пришлось на 2008 год, когда на рынке появились сразу три новых прямых страховщика: ОАО «КИТ Финанс Страхование», ОАО «Интач Страхование» и ЗАО «Контакт страхование». Среди универсальных страховых компаний первой стала развивать прямые продажи Группа Ренессанс Страхование.

По результатам исследования «Эксперт РА», объем премий, полученных в рамках прямого страхования в 2008 году, составил 0,8 млрд. рублей, в 2009 году – уже 1,9 млрд. рублей. Несмотря на значительный рост, доля прямого страхования в совокупных рыночных взносах все еще невелика: в 2009 году она составила 0,4% от совокупных рыночных взносов, 0,8% - от взносов по автострахованию.

Актуальность прямого страхования возрастает на фоне набирающих обороты скандалов, связанных с недобросовестным поведением страховых посредников – брокеров и страховых агентов.

Впереди законодательства

В чем же заключается основная идея прямого страхования? Концепция прямого страхования состоит не столько в экономии на агентских комиссиях, сколько в использовании новых технологий и мощной IT-системы.

Прямое страхование – это новый тип услуги для страхователей (удаленное оформление полиса) и новые стандарты андеррайтинга для страховщиков (более высокая сегментация рынка, учет большего числа тарифных факторов, возможность оперативно оценивать спрос на различные продукты страхования и его эластичность, б0льшая гибкость в ценовой политике).

Развитие прямого страхования в России сдерживают законодательные ограничения - обязательный документарный характер формы договора страхования и наличие бланков строгой отчетности в ОСАГО. В результате, во-первых, увеличиваются расходы на ведение дела, связанные с курьерскими доставками полисов. Во-вторых, приходится придумывать особые технологии, частично обходящие это ограничение.

«Доля расходов на ведение дела у прямых страховщиков во многом зависит от существующей в стране законодательной базы. В России страхователи вынуждены дополнительно платить за курьеров и бумажные полисы. Эти дополнительные расходы могут достигать 5% от страховых премий. Это затраты, которые на Западе уже отсутствуют», - сетует Георгий Аликошвили, генеральный директор ОАО «ИНТАЧ СТРАХОВАНИЕ».

Экономия в будущем

Основной тезис прямых страховщиков, с которым они вышли на российский страховой рынок: экономия на агентских комиссиях позволяет им обоснованно снижать тарифы. «По нашим подсчетам, привлечение клиента через прямой канал на 15-20% дешевле, чем через другие каналы продаж. Было бы очень глупо не использовать возможности прямого страхования в условиях кризиса», - рассуждает Магомед Алиханов, заместитель генерального директора по продажам и региональному развитию СК «Цюрих».

По оценкам «Эксперт РА», доля расходов на ведение дела у прямых страховщиков, вышедших на рынок в 2008 году, на данный момент более чем в 2 раза превышает среднерыночный уровень (92,5% против 44,0% по данным за 1-ое полугодие 2009 года). С такими высокими расходами на ведение дела большинство прямых страховщиков работают себе в убыток.

«В прямом страховании есть такая вещь, как фиксированные расходы на клиента. Условно говоря, сейчас нам привлечь нового клиента стоит, допустим, 7-10 тыс. рублей. Для автокаско, где средняя величина страховой премии составляет 40-50 тыс. рублей, расходы будут составлять 20-25% от взносов или даже менее. Если учесть, что в дальнейшем за работу с этим клиентом ничего платить не надо, то реальная доля расходов будет находиться на уровне всего 6-8%», - поясняет Андрей Мельников, президент ОАО «КИТ Финанс Страхование».

Как показала мировая практика, в долгосрочной перспективе расходы прямых страховщиков действительно ниже, чем у традиционных компаний. Однако снижение доли расходов не всегда может компенсировать более высокую убыточность-нетто у прямых страховщиков. В странах, где доля прямого страхования невелика, деятельность прямых страховщиков является неэффективной, несмотря на более низкие расходы на ведение дела. Экономия от масштаба у прямых страховщиков возможна после охвата более 5% страхового рынка.

Пан, либо пропал

График 2. Доля расходов на ведение дела у прямых страховщиков в 2 раза больше среднерыночных показателей

График 2. Доля расходов на ведение дела у прямых страховщиков в 2 раза больше среднерыночных показателей

Источник: "Эксперт РА"

Оценки перспективности прямого страхования в России, сделанные различными участниками страхового рынка, расходятся кардинальным образом. «История развития прямого страхования в разных странах показывает, что стремительный рост этого канала начинается через 2-3 года после появления на рынке. Россия сегодня находится на той же стадии развития, что и страны восточной Европы 3-5 лет назад. Сегодня в этих странах прямое страхование занимает порядка 30% рынка (в России только 0,5%). И мы полагаем, что в России через 5 лет также около 25-30% продаж в автостраховании будут приходиться на direct insurance», - предсказывает Ольга Ослон, исполнительный вице-президент Группы Ренессанс страхование.

С другой стороны, кризис привел к увеличению рисков компаний по прямому страхованию, зависимых от финансирования со стороны собственников, что может поставить под вопрос их дальнейшее развитие.

«По мнению экспертов, компании прямого страхования работают себе в убыток и не преодолеют порога рентабельности в краткосрочной перспективе. Хватит ли у их акционеров ресурсов для развития бизнеса, генерирующего все больший отрицательный денежный поток, станет видно уже в 2010 г. В любом случае, вложения в подобные компании в условиях кризиса – очень «небыстрый» бизнес для инвесторов, готовых работать на многолетнюю перспективу. В настоящее время во всем мире ощущается нехватка подобных инвесторов, и российский страховой рынок – не исключение», - предупреждает Андрей Бондаренко, заместитель директора департамента развития бизнеса СК «РОСНО».

По прогнозам «Эксперт РА», в 2010 году совокупный объем премий, полученных по прямому страхованию, достигнет 3,1 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 2009 годом на 70%.

В 2011 году с выходом из кризиса универсальные страховщики также запустят проекты по прямому страхованию, что приведет к ускорению роста этого сегмента. К 2012 году доля прямого страхования в совокупных взносах по автострахованию достигнет 7% (в случае, если законодательство изменится) или 12% (в случае, если полисы разрешат выписывать в электронном виде).

Рэнкинг по взносам, полученным при обращении в страховую компанию через Интернет или колл-центр

Компания Специфика Страховые премии, полученные при обращении в страховую компанию через Интернет или колл-центр, тыс. рублей
2008 год 1 полугодие 2009
ОАО «ИНТАЧ СТРАХОВАНИЕ» Прямое страхование* 295 499 299 500
«Группа Ренессанс Страхование» Прямое страхование* 98 882 232 141
«КИТ Финанс Страхование» Прямое страхование* 48 700 129 237
Энергогарант Колл-центр и Интернет (каско и ОСАГО – прямое страхование, остальное - вызов агента или сотрудника филиала) 92 605 46 226
Контакт-Страхование 1 Прямое страхование* (колл-центр) 33 994 34 883
Согласие Колл-центр (по каско и ОСАГО – возможен расчет конечной стоимости со специалистами колл-центра, по остальным видам страхования – с участием специалистов профильных отделов, оформление и изменение параметров полиса – с помощью специалистов профильных отделов) 117 581 33 014
МСК-Директ2 Прямое страхование* (колл-центр) 112 399 30 524
АльфаСтрахование Прямое страхование* (колл-центр: возможен расчет конечной стоимости полиса и его оплата через интернет + дистанционное оформление полиса и изменение его параметров – с оговоркой) 0 22 856
РОСНО Прямое страхование* (Интернет) 47 594 22 138
Ростра Через Интернет (на сайте калькулятор + расчет конечной стоимости) 0 3 019
РЕСО-Гарантия Прямое страхование* (Интернет) 3 462 2 516
ОАО «СК ПАРИ» Колл-центр с перенаправлением к профильным специалистам страховой компании 2 773 1 357
«Дженерали ППФ Страхование жизни» Интернет (расчет конечной стоимости и оплата страховых взносов на сайте компании) 0 293

1 По данным ФССН о совокупных премиях по страховым компаниям
2 По данным ФССН о совокупных премиях по страховым компаниям
* Премии по договорам, оформленным и купленным через колл-центры и Интернет без участия страховых агентов.


Обращение в службу внутреннего контроля — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в службу внутреннего контроля по телефону +7(495) 225-34-44 доб. 1613

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!