en
loading

Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.
Требования регуляторов Проекты методологий Рейтинги под наблюдением
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Региональные гарантийные организации Обязательства структурированного финансирования Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента
Перевод кредитных рейтингов по национальной шкале иностранного государства в национальную рейтинговую шкалу РФ
Нефинансовые компании (Республика Беларусь) Нефинансовые компании (Республика Казахстан)
Экспорт и выгрузка рейтингов
Telegram Bot
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»
Адрес: Николоямская, дом 13, стр. 2
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: info@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1656)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Пресс-центр
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1706)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1706)
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел по работе с персоналом
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: personal@raexpert.ru

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. «Эксперт РА» является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

«Эксперт РА» включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством поддерживается более 600 кредитных рейтингов. «Эксперт РА» прочно удерживает лидирующие позиции по рейтингам кредитных организаций, страховых компаний, компаний финансового и нефинансового сектора.

Рейтинги «Эксперт РА» входят в перечни официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Банком России, Министерством Финансов, Министерством экономического развития, Московской биржей, а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.


 

ПАНОРАМА СТРАХОВАНИЯ

Выпуск N 1, март 2010 года

Комлева Наталья

Прямой вопрос

Прямое страхование в России – динамично развивающийся, но пока еще убыточный бизнес. Его эффективность будет зависеть от степени охвата рынка и изменений в законодательстве

Прямое страхование – один из немногих сегментов российского страхового рынка, показавший значительную положительную динамику в кризисном 2009 году. На фоне общего падения страховых премий (без учета платежей по ОМС) на 7,5% и сокращения рынка страхования автокаско на 20,5%, взносы, полученные российскими страховщиками в рамках прямого страхования, увеличились на 130%.

В настоящее время российские страховщики разделились на два лагеря – сторонников и противников развития прямого страхования. Сторонники прямого страхования говорят об экономии на агентских расходах, высоких технологиях и ссылаются на успешный западный опыт. Противники – намекают на демпинг, предупреждают о зависимости от внешнего финансирования и вспоминают про якобы низкую страховую культуру населения.

Со второй попытки

График 1. Объемы премий, полученных в рамках прямого страхования, растут, несмотря на кризис

График 1. Объемы премий, полученных в рамках прямого страхования, растут, несмотря на кризис

Источник: "Эксперт РА"

Прямое страхование как инновация появилось на развитых страховых рынках в середине 80-х годов прошлого века. Первые специализированные прямые страховщики стали открываться в конце 80-х – начале 90-х годов. Сейчас на Западе доля прямого страхования в совокупных рыночных взносах варьируется в разных странах от нескольких процентов до более половины розничных продаж.

В России первая компания по прямому страхованию - ЗАО «Прямое страхование» - начала работать лишь с 1-ого июля 2005 года. За 4 года своей работы в качестве прямого страховщика компания так и не смогла набрать достаточно большой страховой портфель, заняв по итогам 2008 года лишь 387 место по объему полученной страховой премии (по данным ФССН).

Второе открытие прямого страхования в России пришлось на 2008 год, когда на рынке появились сразу три новых прямых страховщика: ОАО «КИТ Финанс Страхование», ОАО «Интач Страхование» и ЗАО «Контакт страхование». Среди универсальных страховых компаний первой стала развивать прямые продажи Группа Ренессанс Страхование.

По результатам исследования «Эксперт РА», объем премий, полученных в рамках прямого страхования в 2008 году, составил 0,8 млрд. рублей, в 2009 году – уже 1,9 млрд. рублей. Несмотря на значительный рост, доля прямого страхования в совокупных рыночных взносах все еще невелика: в 2009 году она составила 0,4% от совокупных рыночных взносов, 0,8% - от взносов по автострахованию.

Актуальность прямого страхования возрастает на фоне набирающих обороты скандалов, связанных с недобросовестным поведением страховых посредников – брокеров и страховых агентов.

Впереди законодательства

В чем же заключается основная идея прямого страхования? Концепция прямого страхования состоит не столько в экономии на агентских комиссиях, сколько в использовании новых технологий и мощной IT-системы.

Прямое страхование – это новый тип услуги для страхователей (удаленное оформление полиса) и новые стандарты андеррайтинга для страховщиков (более высокая сегментация рынка, учет большего числа тарифных факторов, возможность оперативно оценивать спрос на различные продукты страхования и его эластичность, б0льшая гибкость в ценовой политике).

Развитие прямого страхования в России сдерживают законодательные ограничения - обязательный документарный характер формы договора страхования и наличие бланков строгой отчетности в ОСАГО. В результате, во-первых, увеличиваются расходы на ведение дела, связанные с курьерскими доставками полисов. Во-вторых, приходится придумывать особые технологии, частично обходящие это ограничение.

«Доля расходов на ведение дела у прямых страховщиков во многом зависит от существующей в стране законодательной базы. В России страхователи вынуждены дополнительно платить за курьеров и бумажные полисы. Эти дополнительные расходы могут достигать 5% от страховых премий. Это затраты, которые на Западе уже отсутствуют», - сетует Георгий Аликошвили, генеральный директор ОАО «ИНТАЧ СТРАХОВАНИЕ».

Экономия в будущем

Основной тезис прямых страховщиков, с которым они вышли на российский страховой рынок: экономия на агентских комиссиях позволяет им обоснованно снижать тарифы. «По нашим подсчетам, привлечение клиента через прямой канал на 15-20% дешевле, чем через другие каналы продаж. Было бы очень глупо не использовать возможности прямого страхования в условиях кризиса», - рассуждает Магомед Алиханов, заместитель генерального директора по продажам и региональному развитию СК «Цюрих».

По оценкам «Эксперт РА», доля расходов на ведение дела у прямых страховщиков, вышедших на рынок в 2008 году, на данный момент более чем в 2 раза превышает среднерыночный уровень (92,5% против 44,0% по данным за 1-ое полугодие 2009 года). С такими высокими расходами на ведение дела большинство прямых страховщиков работают себе в убыток.

«В прямом страховании есть такая вещь, как фиксированные расходы на клиента. Условно говоря, сейчас нам привлечь нового клиента стоит, допустим, 7-10 тыс. рублей. Для автокаско, где средняя величина страховой премии составляет 40-50 тыс. рублей, расходы будут составлять 20-25% от взносов или даже менее. Если учесть, что в дальнейшем за работу с этим клиентом ничего платить не надо, то реальная доля расходов будет находиться на уровне всего 6-8%», - поясняет Андрей Мельников, президент ОАО «КИТ Финанс Страхование».

Как показала мировая практика, в долгосрочной перспективе расходы прямых страховщиков действительно ниже, чем у традиционных компаний. Однако снижение доли расходов не всегда может компенсировать более высокую убыточность-нетто у прямых страховщиков. В странах, где доля прямого страхования невелика, деятельность прямых страховщиков является неэффективной, несмотря на более низкие расходы на ведение дела. Экономия от масштаба у прямых страховщиков возможна после охвата более 5% страхового рынка.

Пан, либо пропал

График 2. Доля расходов на ведение дела у прямых страховщиков в 2 раза больше среднерыночных показателей

График 2. Доля расходов на ведение дела у прямых страховщиков в 2 раза больше среднерыночных показателей

Источник: "Эксперт РА"

Оценки перспективности прямого страхования в России, сделанные различными участниками страхового рынка, расходятся кардинальным образом. «История развития прямого страхования в разных странах показывает, что стремительный рост этого канала начинается через 2-3 года после появления на рынке. Россия сегодня находится на той же стадии развития, что и страны восточной Европы 3-5 лет назад. Сегодня в этих странах прямое страхование занимает порядка 30% рынка (в России только 0,5%). И мы полагаем, что в России через 5 лет также около 25-30% продаж в автостраховании будут приходиться на direct insurance», - предсказывает Ольга Ослон, исполнительный вице-президент Группы Ренессанс страхование.

С другой стороны, кризис привел к увеличению рисков компаний по прямому страхованию, зависимых от финансирования со стороны собственников, что может поставить под вопрос их дальнейшее развитие.

«По мнению экспертов, компании прямого страхования работают себе в убыток и не преодолеют порога рентабельности в краткосрочной перспективе. Хватит ли у их акционеров ресурсов для развития бизнеса, генерирующего все больший отрицательный денежный поток, станет видно уже в 2010 г. В любом случае, вложения в подобные компании в условиях кризиса – очень «небыстрый» бизнес для инвесторов, готовых работать на многолетнюю перспективу. В настоящее время во всем мире ощущается нехватка подобных инвесторов, и российский страховой рынок – не исключение», - предупреждает Андрей Бондаренко, заместитель директора департамента развития бизнеса СК «РОСНО».

По прогнозам «Эксперт РА», в 2010 году совокупный объем премий, полученных по прямому страхованию, достигнет 3,1 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 2009 годом на 70%.

В 2011 году с выходом из кризиса универсальные страховщики также запустят проекты по прямому страхованию, что приведет к ускорению роста этого сегмента. К 2012 году доля прямого страхования в совокупных взносах по автострахованию достигнет 7% (в случае, если законодательство изменится) или 12% (в случае, если полисы разрешат выписывать в электронном виде).

Рэнкинг по взносам, полученным при обращении в страховую компанию через Интернет или колл-центр

Компания Специфика Страховые премии, полученные при обращении в страховую компанию через Интернет или колл-центр, тыс. рублей
2008 год 1 полугодие 2009
ОАО «ИНТАЧ СТРАХОВАНИЕ» Прямое страхование* 295 499 299 500
«Группа Ренессанс Страхование» Прямое страхование* 98 882 232 141
«КИТ Финанс Страхование» Прямое страхование* 48 700 129 237
Энергогарант Колл-центр и Интернет (каско и ОСАГО – прямое страхование, остальное - вызов агента или сотрудника филиала) 92 605 46 226
Контакт-Страхование 1 Прямое страхование* (колл-центр) 33 994 34 883
Согласие Колл-центр (по каско и ОСАГО – возможен расчет конечной стоимости со специалистами колл-центра, по остальным видам страхования – с участием специалистов профильных отделов, оформление и изменение параметров полиса – с помощью специалистов профильных отделов) 117 581 33 014
МСК-Директ2 Прямое страхование* (колл-центр) 112 399 30 524
АльфаСтрахование Прямое страхование* (колл-центр: возможен расчет конечной стоимости полиса и его оплата через интернет + дистанционное оформление полиса и изменение его параметров – с оговоркой) 0 22 856
РОСНО Прямое страхование* (Интернет) 47 594 22 138
Ростра Через Интернет (на сайте калькулятор + расчет конечной стоимости) 0 3 019
РЕСО-Гарантия Прямое страхование* (Интернет) 3 462 2 516
ОАО «СК ПАРИ» Колл-центр с перенаправлением к профильным специалистам страховой компании 2 773 1 357
«Дженерали ППФ Страхование жизни» Интернет (расчет конечной стоимости и оплата страховых взносов на сайте компании) 0 293

1 По данным ФССН о совокупных премиях по страховым компаниям
2 По данным ФССН о совокупных премиях по страховым компаниям
* Премии по договорам, оформленным и купленным через колл-центры и Интернет без участия страховых агентов.


Обращение в службу внутреннего контроля — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в службу внутреннего контроля по телефону +7(495) 225-34-44 доб. 1645

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!