Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Будущее страхового рынка

 


КАРТА ПРОЕКТА
Будущее страхового рынка

«Мы поставили перед собой амбициозную цель – по итогам 2020 года ВСК должна войти в топ-5 крупнейших страховщиков России»

– Как вы оцениваете результаты работы компании в 2017 году? Какие сегменты являются для ВСК сейчас наиболее интересными?

– Самым главным событием этого года стало для нас завершение процесса формирования страховой группы ВСК. Сегодня, кроме материнской компании – Страхового Дома ВСК, в нее входят «БИН страхование», страховая компания «Европлан» и «ВСК-Линия жизни». Мы считаем, что консолидация – это важный шаг на пути к укреплению рыночных позиций, в том числе за счет расширения страхового сервиса и продуктовой линейки.

Что касается результатов работы в 2017 году, могу сказать, что ВСК активно развивается, демонстрируя хорошие темпы роста бизнеса при сохранении высоких показателей финансовой устойчивости. По итогам 9 месяцев сборы группы увеличились на 36% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 57 млрд рублей (по РСБУ). Наша чистая прибыль выросла почти в два раза и составила более 6 млрд рублей. По-прежнему мы делаем фокус на розничных клиентов, одновременно продолжая активную работу и в корпоративном сегменте. Рост портфеля обеспечен благодаря планомерной реализации намеченных планов в сегментах каско, НС и ДМС, в которых нам удалось серьезно усилить свои позиции.

Кроме того, с этого года мы активно занялись развитием направления страхования жизни, и сборы за 9 месяцев уже составили более 8 млрд рублей. Мы высоко оцениваем перспективность этого сегмента. Страхование жизни в последние годы является драйвером роста российского страхового рынка, в первую очередь за счет инвестиционного страхования жизни. В компании «ВСК-Линия жизни» сформирована профессиональная команда, ядро которой составляют сотрудники, стоявшие у истоков бизнеса ИСЖ в России. Они способны проводить глубокую экспертизу и гибко реагировать на изменения рынка в части модернизации продуктов и технологий продаж. Мы ожидаем серьезного синергетического эффекта от объединения компетенций, а наши клиенты получат комплексный сервис по всем ключевым видам страхования.

Еще одним показателем результативности нашей работы можно назвать усиление позиций ВСК в рейтинге «РБК-500»: за год компания поднялась на 28 позиций и заняла 193-е место. По размеру чистой прибыли мы занимаем 23-е место среди крупнейших компаний финансового сектора.

Расскажите, какие цели и задачи стоят перед компанией на ближайшую перспективу?

– Мы поставили перед собой амбициозную цель – по итогам 2020 года ВСК должна войти в топ-5 крупнейших страховщиков России. Стратегия развития группы до 2020 года предполагает рост сборов более чем в два раза (до 130 млрд рублей) и увеличение совокупных активов до 170 млрд рублей. Достичь таких высоких показателей мы планируем за счет развития новых сервисов и продуктов, масштабирования деятельности компании «ВСК-Линия жизни» и выхода на новые рынки. При этом рентабельность на вложенный капитал не может быть ниже 25%.

Особое внимание сегодня мы уделяем развитию в московском регионе. Наша цель – увеличить долю рынка здесь в ближайшие два года с 3,5 до 6,5%. Уже сейчас можно говорить о первых успехах реализации этого проекта: темпы роста сборов компании в Москве составляют порядка 150%.

Конечно, такие амбициозные задачи требуют от нас большой внутренней работы. Компаниям группы предстоит глобальная перезагрузка, чтобы совершить качественный скачок вперед. Мы намерены серьезно трансформировать наши отношения с клиентами и основной акцент в развитии сделаем на повышении эффективности бизнеса, монетизации клиентских данных, развитии дистанционного сервиса и формировании новых рынков.

ВСК является активным игроком рынка ОСАГО. Как вы оцениваете складывающуюся ситуацию на рынке и каковы ваши прогнозы на 2018 год?

– К сожалению, можно констатировать только тот факт, что в последние годы ситуация в ОСАГО стабильно ухудшается. Из-за деятельности недобросовестных посредников и негибкой тарифной политики уже долгое время мы наблюдаем тенденцию падения среднего размера премии и роста средней выплаты. В половине регионов страны ведение бизнеса в этом сегменте нерентабельно, а в наиболее «токсичных» убыточность доходит до 300%.

На этом рынке довольно много больных вопросов, которые требуют серьезного обсуждения. И от того, сможем ли мы найти компромиссные решения, устраивающие все заинтересованные стороны, в значительной мере будет зависеть и общее самочувствие страховой отрасли, и отдельных компаний. Мы четко понимаем свою социальную роль в этом публичном законе. Тем не менее этот факт не должен отменять права страховщика на получение прибыли – это естественно.

Сбалансировать систему могли бы постепенная либерализация тарифов и наведение порядка с автоюристами. Если страховой рынок не будет двигаться в этом направлении в ближайшие годы, то, к сожалению, можно прогнозировать только дальнейший рост убыточности.

Пока что обсуждение этих вопросов идет очень сложно. Довольно часто аргументы оказываются бесконечно далекими от позиций экономики и права, а лежат исключительно в эмоциональной плоскости. Здесь мы против эмоций, но за четкий актуарный расчет.  

Как вы оцениваете потенциал сегмента онлайн-продаж в страховании? Сегодня на его долю приходится менее 5%, может ли в ближайшие три года ситуация кардинально измениться?

– Понятно, что сегодня никакое развитие невозможно без современных технологий. В финансовом секторе трендсеттерами выступают банки: они первыми запустили онлайн-платежи и удобные мобильные приложения. Страховые компании выступают здесь скорее в роли догоняющих, но зато у нас есть возможность учитывать все ошибки, которые уже совершили банки, и наоборот, перенимать наиболее удачные решения.

И если раньше потенциал онлайн-канала в страховании вызывал у многих экспертов скепсис, сейчас сомнений в его перспективности практически не осталось. Обязательные продажи электронных полисов ОСАГО уже привели к росту сегмента директ-страхования почти в три раза, и эта тенденция будет продолжаться.

Страховщики активно продвигают онлайн-магазины, личные кабинеты страхователя и мобильные приложения, в которых предлагают клиентам широкую линейку продуктов. Однако лидером в этом сегменте станет тот, кто раньше других предложит полноценный объем онлайн-услуг. Я имею в виду 100%-ные онлайн-продукты, то есть когда дистанционно можно и приобрести полис, и урегулировать страховой случай.

Новое поколение клиентов, выросших на технологиях, предъявляет повышенный спрос к онлайн-сервису, в том числе в страховании. Игнорировать эту смену потребительского поведения невозможно, а значит, остается идти в ногу со временем, менять свои технологии и бизнес-модель.

Конечно, есть ряд факторов, которые могли бы существенно помочь развитию рынка онлайн-страхования. В первую очередь, это включение страховых компаний в перечень организаций, которые вправе использовать упрощенную идентификацию клиента с помощью государственных информационных ресурсов – системы межведомственного электронного взаимодействия, системы ПФР и ФФОМС.

 – Какие еще изменения вы наблюдаете в потребительском поведении нового поколения клиентов?

– Еще один глобальный тренд – особый спрос на персонифицированные продукты и сервисы. Что сейчас нужно клиентам, помимо максимального использования современных цифровых технологий, так это гибкие настройки, индивидуальная тарификация и персонализированный сервис.

По экспертным оценкам, в скором времени технология телематики будет распространена не только в автокаско, но и других видах страхования: в страховании имущества, ДМС. Вы верите в это и почему?

– Цифровизация в страховании приходит уже сейчас, это факт. И в этой парадигме мы говорим не только о новых форматах общения с клиентом, но и о процедурах андеррайтинга, урегулирования убытков, подготовки индивидуальных предложений.

Пока на российском рынке нет явно успешных проектов в автотелематике – количество привлеченных через этот продукт новых клиентов очень небольшое. Возможно, ситуация изменится с повсеместным внедрением системы «ЭРА-ГЛОНАСС»: по умолчанию установка этой системы в каждый автомобиль отменяет необходимость монтажа дополнительного оборудования или использования мобильного приложения (как это происходит сейчас), а кроме того, массовое внедрение снимет существующую пока психологическую проблему эффекта слежения.

Тем не менее телематика – это тренд будущего, и ни одна компания не может позволить себе его игнорировать. Я убежден, что продукты с применением этой технологии могут быть интересны как клиенту, так и страховой компании.

С одной стороны, клиент получает индивидуальное предложение, на условия которого он может повлиять. И для него этот механизм прозрачен и понятен. В свою очередь, страховщик получает лояльного клиента, который идет навстречу компании и сообщает ей те или иные личные данные. Потенциально такой клиент менее убыточен, поскольку заинтересован в снижении рисков.

Если говорить о рынке носимых гаджетов, которые могут использоваться для сбора данных в медицинском или личном страховании, то он пока не достиг того уровня развития, чтобы серьезно изменить ландшафт по этим видам страхования. Пока это больше игра с клиентом. Сейчас мы еще только накапливаем данные, чтобы позже проанализировать сформировавшийся массив.

С другой стороны, личные виды страхования и ДМС пока не являются таким конкурентным видом, как каско, и характеризуются довольно низким уровнем проникновения. Носимые гаджеты потенциально могут дать возможность скорректировать тариф на 10–20% для определенных категорий лиц, но сейчас конкуренции за эти доли в тарифе между страховщиками нет.

Какие новые диджитал-технологии применяются в вашей компании?

– Как любая конкурентная рыночная компания, мы, конечно же, внедряем у себя продукты с применением новых технологий – телематики, телемедицины. Совсем недавно запустили технологичный проект с широкой линейкой продуктов и полностью дистанционным сервисом, построенным по принципу единого окна.

Сегодня мы ведем работу над продуктами с использованием технологий компьютерного зрения, искусственного интеллекта и анализа больших данных и уверены, что за этим будущее. 

Мы совершенно отчетливо понимаем, что уже через несколько лет удобство и качество дистанционных сервисов станут одними из ключевых критериев при выборе страховой компании наряду с надежностью и репутацией.

Ваши прогнозы на 2018 год по развитию страхового рынка в целом?

– На мой взгляд, в текущих условиях развития рынок имеет достаточно слабые перспективы. В 2018 году мы прогнозируем рост на уровне 10–15% и только благодаря опережающим темпам развития страхования жизни.

Для того чтобы произошел рывок, должны появиться новые продуктовые решения и требуется выйти на новые рынки, как это было ранее с рынком жизни и коробочными продуктами.