Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Интервью с Михаилом Окуневым, начальником банковского управления ОАО АКБ «Металлинвестбанк»

– Как изменился рынок факторинга за 2013 год? Каковы основные тенденции?

Мы наблюдали сокращение предложения денег для коммерческих заемщиков, что существенно упростило процесс продаж и привлекло на рынок факторинга новых клиентов. В 2013 году в сегменте крупного бизнеса факторинг уже был традиционным финансовым инструментом, основной рост также наблюдался в данном сегменте. Мы же специализируемся на предприятиях малого и среднего бизнеса, они сейчас не позволяют показывать такого роста, который обеспечивают крупные компании.

– Выполнил ли банк планы на год в части факторинга?

У нас, в отличие от многих участников рынка, единственный KPI – прибыль. Это единственное, за чем следят акционеры. В плане прибыли мы свои задачи выполнили, превысив на 30% результаты 2012 года. Из-за ситуации на рынке это было достигнуто за счет увеличения маржи (она была больше, чем мы планировали в начале 2013 года) и снижения объемов роста от уровня плана.

– Реализовались ли прошлогодние ожидания по доведению доли электронного факторинга до 70–80%?

Пока нет. Сейчас у нас доля факторинга без бумаги на уровне 40%. Но мы движемся вместе со страной. В январе мы уже достигли того, что при работе с понятными дебиторами (розничными сетями и предприятиями) мы полностью отказались от физического контакта с поставщиком. На мой взгляд, это очень хорошо: становится все меньше требований к региональному покрытию. В идеале для работы с поставщиками мы не хотим иметь региональной сети.

– Расскажите о системе Factoring Media. Много ли удается на ней зарабатывать?

Большая часть комиссии достается дебитору за то, что он поддерживает систему, поэтому нельзя сказать, что мы зарабатываем на нем. «Металлинвестбанк» несет точно такие же расходы, как и другие Факторы. Наша основная выгода в том, что мы получаем поток новых клиентов.

– Были ли у банка судебные разбирательства по бездокументарному факторингу? Как он себя показал в этом отношении?

При бездокументарном факторинге мы закладываем такую конструкцию: если дебитор не платит, то поставщик обязан предоставить нам документы. Соответственно, мы воспользовались этой опцией во всех трех случаях, когда судились, и поставщики проявляли добрую волю, предоставляя нам документы. Нам не приходилось требовать документы через суд. В суд мы шли уже с бумажными документами, которые касались непосредственно физических поставок. У нас были и электронные документы, подтверждающие то, что дебитор их получил.

– Выросла ли доля мошеннических запросов в 2013 году?

Мошеннические запросы идут с завидной регулярностью. Это и попытки получить финансирование существующих поставок, поставок, которые были возвращены, подделка документов. Я не вижу какого-то усиления мошенничества в 2013 году. Активизация мошенничеств неизбежно случится на фоне замедления экономики. Запросов будет больше, но это наша повседневная жизнь, мы совершенно спокойно к этому относимся.

            С нами мошенничеством заниматься очень сложно. Мы идем от понятного и знакомого нам дебитора. Построить мошенническую схему с нами намного дороже, чем в сегменте МСБ. Даже двум компаниям, сумевшим договориться между собой, сложно это сделать, поскольку мы общаемся с дебиторами по трем каналам, при этом все три канала должны давать нам информацию о том, что поставка была.

– Какова была динамика факторинговых ставок в сегментах малого, среднего и крупного бизнеса в 2013 году?

По крупному бизнесу почти весь 2013 год ставки были стабильны. В конце 2013 года произошло незначительное их увеличение – на 0,5–0,75 п. п.

Если говорить о среднем бизнесе, с ним ситуация еще более стабильная. Там мы не видим изменений, потому что когда среднее предприятие поставляет товар на крупное предприятие, кредитный риск достаточно комфортный. Это идеальный клиент для любого Фактора. Во-первых, это достаточно большие объемы, во-вторых, это не маленькая компания, состоящая из директора и его помощника, в-третьих, дебиторы у них достаточно приличные. Это сегмент, по которому ставки на протяжении 2013 года не менялись и не выросли даже по окончании 2013 года.

Если говорить о малом бизнесе, здесь рост ставок не очень ощутим, изменения происходят в пределах погрешности измерения по сегменту.

– Какова прогнозная динамика ставок в 2014 году?

Я думаю, что в 2014 году мы будем наблюдать увеличение комиссий по факторингу во всех сегментах. Это будет обусловлено различными причинами. По крупному бизнесу – жесткой привязкой к запасу маржи, когда любое увеличение стоимости фондирования приведет к росту ставок. По среднему бизнесу – догоняющим эффектом. Из-за того, что стоимость фондирования растет, придется поднимать конечные цены для потребителей факторинговых услуг. На малом бизнесе даже изменение стоимости фондирования на 1–2 п. п. никак не скажется, но дефолтность на фоне замедления экономики, по нашим ожиданиям, вырастет. Это приведет к росту ставок и более строгой селекции малых предприятий для факторинга.

– Если говорить о конкуренции, то ее уровень по сравнению с началом 2013 года усилился?

Несущественно. Клиенты мигрируют от одного участника рынка к другому, но если раньше это воспринималось очень негативно, то сейчас те участники рынка, которые мешают клиенту перейти, либо покинули рынок, либо изменили свое отношение к нему. Все это создает больший комфорт для конечного клиента.

Становится все больше неформального общения между Факторами. Я всячески это приветствую и надеюсь, что в какой-то момент наш рынок станет таким же, как другие зрелые рынки документарных операций или торговли ценными бумагами, где все участники рынка обслуживают свой участок конвейера. На мой взгляд, это наиболее прогрессивное видение того, как должен быть устроен рынок.

– Углубляется ли специализация? Расскажите о тех тенденциях, которые вы замечали в прошлом году.

В 2013 году углубления специализации не произошло. Из-за того, что факторабельные отрасли растут не очень быстро, мы наблюдаем попытки Факторов играть на чужих рынках, на которых они не специализировались. Мы видим игроков, которые, не специализируясь на нашем рынке, пытаются предлагать компаниям свои услуги. Я думаю, они в итоге будут разочарованы, ведь каждый из сегментов имеет свои особенности. Мы попробовали сделать шаг в сторону, где Факторы склонны к большему риску, но нам не понравились последствия таких «экспериментов».

– Ожидаете ли вы выхода на рынок новых игроков в 2014 году? Если да, то каких?

Факторинг сделать очень просто. В будущем постоянно будут появляться новые игроки. Я думаю, что основной драйвер – те Факторы, которые имеют доступ к банковскому фондированию. Это будут банки и околобанковские компании, которые испытывают некий избыток ликвидности.

Все из года в год ждут выхода на рынок Сбербанка. Время от времени региональные клиенты говорят, что они пользуются факторингом Сбербанка, называют ставки и условия, но широким массам про факторинговую деятельность Сбербанка неизвестно.

– С какими основными сложностями пришлось столкнуться в 2013 году? Что, по вашим оценкам, станет основной сложностью в 2014 году?

Традиционно есть проблема с персоналом, причем в 2013 году она стала еще более насущной: факторинг требует персонала, который занят в рутине, но в то же время хочется, чтобы люди были ориентированы на продажи и на установление новых контактов с дебиторами.

Те люди, которые выпускаются из высших учебных заведений, хотят неадекватно большие зарплаты, и мы даже готовы их предложить. Проблема в том, что они не хотят заниматься тем, что нужно нам, – развитием бизнеса. В нашей индустрии делать этого не хочет никто. Я не знаю, почему. И я не вижу просвета в конце тоннеля. Мы медленно вползаем в демографическую яму, которая была в начале 90-х годов. Есть проблема с рабочей силой, притом что существует огромный рост безработицы за счет сжатия экономики, но даже те, кто сейчас без работы, не хотят занимать рабочие места, создаваемые индустрией.

– Какова доля проблемных факторинговых активов на балансе банка?

Она достаточно комфортная. Проблемы должны быть. Мы покупаем долг таким, каков он есть, и сказать, что проблемных активов совсем нет, нельзя. В нашем сегменте, если даже все идет очень плохо, проблемная задолженность не превышает 3%, причем это не ожидаемые потери, а именно проблемные активы.

Наша бизнес-модель предусматривает долю потерь на уровне 1–1,5% от портфеля, и я думаю, что у остальных игроков, которые сосредоточены в данном сегменте, дела обстоят так же. Если брать сегмент МСБ, то в нем 5–7% – очень хорошая норма.

– Каковы ваши прогнозы по объемам рынка на 2014 год?

Это самый сложный год для прогнозирования. Я думаю, даже несмотря на замедление экономики, мы увидим прирост: если все будет совсем плохо, он составит 10–15%, если будет некая стагнация – 15–20%, если произойдет прорыв в какой-нибудь индустрии, то рынок может вырасти и на 40–50%. Однако, повторюсь, для этого должна подключиться новая индустрия.

– Например, сегмент факторинга госзаказов?

Да, но в этом сегменте я не вижу значимых сдвигов. Мы предпринимаем огромное количество усилий, но пока эффекта нет.