Рейтинговое агентство
en
loading

Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.
Требования регуляторов Методологии Рейтинги под наблюдением
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Региональные гарантийные организации Обязательства структурированного финансирования Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента
Нефинансовые компании (Республика Беларусь) Нефинансовые компании (Республика Казахстан)
Экспорт и выгрузка рейтингов
Telegram Bot
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»
Адрес: Николоямская, дом 13, стр. 2
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: info@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1656)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Пресс-центр
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1706)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1706)
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел по работе с персоналом
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: personal@raexpert.ru

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. «Эксперт РА» является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

«Эксперт РА» включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством поддерживается более 600 кредитных рейтингов. «Эксперт РА» прочно удерживает лидирующие позиции по рейтингам кредитных организаций, страховых компаний, компаний финансового и нефинансового сектора.

Рейтинги «Эксперт РА» входят в перечни официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Банком России, Министерством Финансов, Министерством экономического развития, Московской биржей, а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.


 

Интервью с Романом Огоньковым, председателем правления банка НФК (ЗАО)

– Как изменился рынок факторинга в течение 2011 года?

– В 2011 году Россию покинула довольно значительная сумма капитала. Конечно, это не могло не сказаться на внутренней ликвидности. Рост ставок, которого не было в первой половине года, имел место во втором полугодии. Даже госбанки подняли ставки по депозитам физических лиц до 8% годовых, поскольку ощутили на себе надвигающийся дефицит ликвидности.

До конца лета на рынке факторинга в основном сохранялись тенденции, которые мы наблюдали со второй половины 2009 года. Объемные показатели росли в основном за счет ценовой конкуренции, причем не только между Факторами. Впервые в мировой практике факторинг начали продавать по ставкам, конкурирующим со ставками банковского кредитования. В наибольшей степени это уникальное явление было замечено по поставщикам, которые работают с федеральными розничными сетями. С другой стороны, тактика «доля рынка вместо прибыли», быть может, является сейчас единственно возможной для ряда игроков.

Рост ставок и ужесточение условий кредитования банками к тому же связаны с относительной политической нестабильностью в предвыборный период. И есть ощущение, что сами компании-заемщики еще не до конца понимают, что произойдет в 2012 году с точки зрения конечного спроса. С одной стороны, мы видим, что со второй половины 2010 года государство приняло ряд социально ориентированных решений, связанных с ростом реального дохода определенных категорий населения. Очевидно, это должно было позитивно отразиться на потребительском спросе. Предновогодние и новогодние продажи, в частности, федерального ритейла не выявили негативных тенденций. С другой стороны, упомянутые мероприятия, мне кажется, рано или поздно должны привести к ускорению темпов инфляции, которая оказывает негативное влияние прежде всего на реальные доходы наименее обеспеченных слоев населения.

Еще один вывод по итогам прошедшего года – хоть и медленно, но верно российский бизнес начинает осознавать необходимость страхования рисков товарного кредитования. Данная тенденция понемногу начинает проявляться, что видно по росту доли факторинга без регресса.

– В каком сегменте, на ваш взгляд, наблюдается большая консервативность – в сегменте коммерческого кредитования или в факторинге?

– Кредитование коммерческими банками имеет более консервативный характер, чем факторинговое финансирование. В конце 2011 года увеличился объем спроса на факторинг, поскольку коммерческие банки подняли ставки по кредитам и ужесточили требования к заемщикам. И это не частная российская ситуация – можно утверждать, что мы вступили в период менее доступного и более дорогого кредита.

– Был ли в 2011 году рост ставок пропорционален росту стоимости пассивов для коммерческих банков и Факторов? Или же он опережал рост стоимости пассивов?

– Я бы не назвал его опережающим. Есть ощущение, что рост ставок размещения происходил даже более медленными темпами, чем рост стоимости пассивов. Это видно из банковской отчетности, в частности по сокращению операционной маржи. Конечно, ситуация в разных банках отличается, но в целом маржинальность скорее сократилась. Это, пожалуй, означает, что в 2012 году финансовому сектору не стоит формировать сверхоптимистические ожидания от финансовых результатов.

– Расскажите об успехах НФК.

– НФК продемонстрировал практически двукратный рост по основным бизнес-показателям. Это, безусловно, успех. С другой стороны, наверное, не следует его переоценивать, поскольку компания достигла именно тех результатов, которые планировала. Произошло это отчасти благодаря позитивной рыночной конъюнктуре в целом, по крайней мере в первой половине года. Но в большей степени это результат реализации бизнес-идей, которые мы начали внедрять с 2009 года. Эта программа касалась прежде всего нашей продуктовой политики как в части улучшения качества существующих продуктов, так и в части разработки и вывода в «промышленную эксплуатацию» новых продуктов.

Мы активно занимались развитием системы процессного управления, в рамках которой проводили анализ существующих бизнес-процессов в компании и программу мероприятий по улучшению их качества. Хотя система еще полностью не внедрена, эффективность внутренних бизнес-процессов заметно улучшилась, что отразилось на тех результатах, которые компания продемонстрировала в 2011 году.

– С какими сложностями ваша компания столкнулась в 2011 году?

– Сложностей у нас нет, есть вызовы. Изменение ситуации на денежном рынке заставило нас несколько поменять планы, поскольку, разместив весной 2011 года облигационный заем на сумму 2 млрд рублей, мы выполнили только часть программы, которую планировали реализовать. На сегодняшний день общая сумма зарегистрированных проспектов эмиссий составляет 6 млрд рублей, но, оценивая результаты последних размещений на рынке облигаций, мы решили отложить наши планы. Это не дало нам возможности показать более высокие темпы роста. С другой стороны, основную часть этих потребностей мы заместили альтернативными инструментами, в частности довольно существенно расширив программу сотрудничества с МСП банком.

Неприятным сюрпризом, конечно, стало внесение в законодательство изменений, касающихся регулирования рынка алкоголя. Алкогольный рынок в нашем портфеле на момент внесения изменений в законодательную базу составлял около 10%. Такого «подарка» никто не ожидал. Запрет на уступку прав требования при осуществлении поставок алкогольной продукции существенно повысил риски работы этой отрасли. Приходится благодарить хотя бы за то, что соответствующие государственные инстанции не отказались от продолжения диалога. Вместе с коллегами по АФК была проделана большая разъяснительная работа, в результате которой инициаторы поправок согласились, что они невольно создали проблемы для финансирования торговых операций в данной отрасли. Мы надеемся, что в течение весенней сессии Государственная дума утвердит уточнения в соответствующие правовые акты, что позволит работать в алкогольной отрасли без повышенных рисков.

– Какие задачи, на ваш взгляд, сейчас наиболее приоритетны для АФК?

– Мы бы хотели, чтобы АФК прежде всего сконцентрировалась на объединении игроков рынка, на повышении узнаваемости отрасли путем сотрудничества с другими ассоциациями и государственными структурами. На следующем этапе главной задачей АФК хотелось бы видеть развитие диалога с законодательной властью о создании понятной правовой среды для регулирования факторинговой отрасли и стандартизации хотя бы основной терминологии, которая используется на этом рынке.

– Какова динамика доли проблемных активов у НФК?

– В 2011 году у нас существенно сократилась доля проблемных активов, во-первых, благодаря росту работающего портфеля активов, который естественным образом «растворяет» проблемные активы. Во-вторых, благодаря работе, которую мы проводили по ранее возникшим проблемным активам, размер возвратов в 2011 году превысил объем «свежей» просрочки.

– Ожидаете ли роста проблемных активов в 2012 году?

– Скорее всего, да. Прогноз динамики просрочек в 2012 году консервативный, потому что уже с конца прошлого года у клиентов чаще стали возникать проблемы с переоформлением банковских кредитов. Видимо, в 2012 году мы увидим рост объемов и доли проблемной задолженности в банковской системе в целом. Буду рад, если ошибусь в этом прогнозе.

– Каковы перспективы региональных рынков в ближайшем году? И планируется ли расширение вашей географической сети?

– Мы не видим необходимости в серьезной географической экспансии. В 2011 году мы открыли представительство во Владивостоке, тем самым мы заполнили основной пробел, который был на карте нашего присутствия. Однако с учетом наших технологических возможностей, которые дает система электронного документооборота, мы способны обслуживать компании, находящиеся за пределами регионов, где расположены наши представительства. В 2012 же году мы намерены сосредоточить основные усилия на качестве бизнеса в уже существующих точках продаж и обслуживания.

– Отразится ли на рынке факторинга вступление России в ВТО?

– Вступление в ВТО создает дополнительные возможности в части вовлечения России в международную торговлю. Это расширяет потенциал роста объемов международного факторинга. Выход на российский факторинговый рынок новых иностранных игроков маловероятен. В 2011 году несколько известных глобальных банков даже отказались от ряда проектов на российском рынке. Тенденция не радостная, потому что с российского рынка ушли достаточно эффективные и технологичные банки. Это свидетельствует о том, что нынешний потенциал российского рынка и условия конкуренции, которые на нем созданы, в сравнении с другими рынками недостаточно привлекательны.

– Как вы оцениваете законодательные изменения в 110-И, касающиеся факторинговых операций?

– Эти изменения сродни запрету уступки на алкогольном рынке. Центральный банк не стал разбираться в различиях экономической сути кредита и факторинга и увидел повышенные риски, если финансирование перечисляется одним банком на расчетный счет клиента в другом банке.

Представим себе ситуацию, когда банк выдает заемщику кредит. Естественно, для банка имеет значение целевое использование данных кредитных средств. Наличие расчетного счета заемщика в этом банке упрощает ему контроль за тем, куда и кому перечислены денежные средства. Все логично, поскольку деньги предоставляются под определенные кредитным договором цели.

Теперь другая ситуация: клиент передает накладную на финансирование. Она является доказательством того, что определенный товар на определенную сумму был поставлен контрагенту с такой-то отсрочкой платежа и был им принят, то есть право собственности перешло к покупателю. Мы берем эту накладную и вносим авансовый платеж за покупателя. Что можно считать целевым или нецелевым использованием данного авансового платежа? Товар уже поставлен, то есть хозяйственная операция уже осуществлена. Как мы должны поступить в сложившейся ситуации? Допустим, у нас даже есть расчетный счет этого поставщика. Он из этих денег выплатил зарплату. Это целевое или нецелевое использование финансирования под переданную нам накладную? Возможно, он купил сырье. Это целевое или нецелевое использование средств под данную накладную? А если это факторинг без регресса? Мы же фактически купили право требования к дебитору, причем здесь получатель средств – поставщик? Это же за гранью здравого смысла!

Чтобы выполнить это странное требование, НФК – факторинговая компания, имеющая банковскую лицензию и не осуществляющая фактически иных банковских операций, – должна внедрить у себя систему расчетно-кассового обслуживания клиентов. Это повлечет дополнительные издержки, следовательно, увеличит стоимость обслуживания клиентов и создаст им дополнительные неудобства.

– Вы не упомянули эту проблему в числе вызовов, к которым отнесли изменение конъюнктуры на денежном рынке и запрет на алкогольный рынок.

– Пока еще дело не дошло до внедрения этой «передовой технологии», у нас есть небольшая надежда на то, что в ходе диалога с ассоциацией и игроками рынка Банк России сможет еще раз внимательно изучить данный вопрос. Ни к чему, кроме дополнительных сложностей, издержек и неудобств эта инициатива, мне кажется, не приведет. Она не увеличит прозрачность и не снизит риски.

– Каков ваш прогноз развития рынка факторинга на 2012 год?

– Исходя из умеренно консервативного прогноза на 2012 год, видится, что рынок может добавить к объему прошлого года порядка 30-40%.

На самом деле потенциал роста намного больше. Он может реализоваться за счет двух факторов. Во-первых, конъюнктура финансового рынка может оказаться лучше консервативного прогноза. Во-вторых, рынок до сих пор не очень велик по объему, поэтому на него по-прежнему способны повлиять крупные разовые сделки. Наш оптимистический сценарий предполагает удвоение объемов бизнеса.


Обращение в службу внутреннего контроля — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в службу внутреннего контроля по телефону +7(495) 225-34-44 доб. 1645

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!