Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Будущее пенсионного рынка

 


КАРТА ПРОЕКТА
Будущее пенсионного рынка

– Юрий Викторович, изменения в пенсионной системе, проводимые сегодня, пока не до конца определили судьбу пенсионных накоплений – планы относительно ОПС постоянно меняются. Последнее предложение Министерства труда и социальной защиты РФ, одобренное Президентом России, – перевод части взносов на ОПС с 2014 года на добровольную основу. Какую альтернативу вы считаете более выгодной: перевести свои 6% страховых взносов в НПФ и потерять часть солидарной пенсии или оставить их в ПФР и воспользоваться полноценной солидарной пенсией?

– Как в накопительной, так и в распределительной пенсионной системе есть свои преимущества и недостатки. Накопительная система подвержена риску невысокой доходности на финансовых рынках, распределительной системе в будущем угрожают проблемы, связанные со старением населения и, как следствие, снижением общего числа работников, обеспечивающих текущие пенсионные выплаты. Я поддерживаю мнение многих экспертов, что оптимальной является смешанная система, которая сочетает распределительный и накопительный компоненты. Поэтому более дальновидным для граждан будет решение сохранить тариф на накопительную часть пенсии на максимально разрешенном уровне – 6% от заработной платы, тем более что законодательство позволяет в 2014 году и позднее снизить тариф взносов на накопительную часть до 2%, а вот обратное увеличение взносов с 2 до 6% пока не предусмотрено.

– Может ли лишение людей, выбравших накопительную пенсию, части прав в солидарной пенсии стать дополнительной угрозой для рынка НПФ и оттолкнуть граждан от перевода своих накоплений из ПФР?

– Думаю, ситуация как раз обратная – риск потери с 2014 года части отчислений на накопительную часть пенсии позволит нам более активно привлекать клиентов в этом году. Параметры накопительной части понятны и прогнозируемы, пенсионная формула менее прозрачна и подвержена риску изменения.

– Обязательные пенсионные накопления и распределительные выплаты способны поддержать минимально приемлемый уровень пенсий. Но для обеспечения высокого размера пенсий этого недостаточно: необходимо развивать добровольные пенсионные программы, которые пока что стагнируют. Какие инструменты и регулятивные меры способны стимулировать работников и работодателей в России к более активному участию в добровольных пенсионных программах?

– Корпоративные пенсионные программы являются неотъемлемым дополнением к государственной пенсии в большинстве развитых стран. На пенсии, полностью или частично сформированные работодателем, приходится в среднем от 30 до 50% дохода зарубежных пенсионеров. Более того, во многих странах предоставление корпоративной пенсии является законодательным требованием к работодателю. Почему бы и нам не перенять этот опыт? Нужно стимулировать и внедрять корпоративные пенсионные программы, которые предполагают совместное финансирование работника и работодателя. Дополнительное получение поддержки со стороны государства было бы втройне эффективно.

Также целесообразно вернуться к вопросу профессиональных пенсионных систем для работников, занятых в особых условиях труда. Необходимо подключать негосударственные пенсионные фонды к таким программам.

– На финансовых рынках в скором времени появится единый регулятор на базе Банка России. При этом пенсионные накопления планируется пока что оставить в ведении Правительства РФ. Каких изменений в требованиях к надежности НПФ вы ожидаете после появления единого регулятора?

– Безусловно, повышения требований к риск-менеджменту НПФ, а также большего внимания к контролю долгосрочной финансовой устойчивости. Важно, чтобы разрабатываемые в настоящее время стандарты в полной мере отражали специфику деятельности НПФ. И мы все-таки надеемся на централизацию полномочий в одном сильном регуляторе. Её отсутствие в последние годы являлось существенной проблемой для деятельности НПФ.

– Регуляторы и игроки рынка предлагают расширить возможности инвестирования пенсионных накоплений. Но для этого необходимо предоставить НПФам право отражать любой результат инвестирования на счетах клиентов и построить работающий гарантийный механизм для пенсий. Целесообразны ли такие изменения?

– Фонды должны отражать полученный инвестиционный результат, а в условиях рыночной экономики существует как возможность получить высокую доходность, так и риск отрицательного результата в краткосрочной перспективе. Однако отрицательный результат не должен становиться нормой – фонды, во-первых, обязаны отвечать по принятым на себя обязательствам, то есть результат от инвестиционной деятельности НПФ сегодня не должен означать убытка застрахованного лица в момент получения им пенсии. Во-вторых, фонды должны стремиться к принципам разумного инвестирования: внедрение в накопительном пенсионном страховании принципиально новых стандартов инвестирования, риск-менеджмента и соответствующих принципов регулирования и надзора действительно назрело. Вместе с тем я призываю с осмотрительностью отнестись к появлению таких инструментов инвестирования, как опционы, фьючерсы или ценные бумаги зарубежных эмитентов.

– Какими ключевыми особенностями, с вашей точки зрения, должен обладать гарантийный пенсионный механизм?

– Этот вопрос сейчас очень активно обсуждается Правительством России и экспертным сообществом. Полностью согласны с идеей создания механизма на федеральном уровне на базе Агентства по страхованию вкладов, обладающего подобным опытом в банковской сфере. Двухуровневый характер системы, безусловно, привлекателен и будет повышать защищенность обязательств, но, к сожалению, будет и снижать общую доходность накоплений, которая сейчас так необходима и рынку, и застрахованным лицам. Если мы сможем найти в такой системе баланс, учитывающий все потребности, – это будет наша общая победа.

– В последнее время регулярно обсуждается возможность разрешить инвестировать пенсионные накопления в инфраструктурные инструменты. Нужны ли пенсионному рынку эти новые инвестиционные возможности?

– Мы готовы инвестировать в инфраструктурные проекты, более того – во всем мире именно НПФ являются источником длинных денег для финансирования модернизации инфраструктуры. Также важно сохранение возможности размещения пенсионных активов в субординированные инструменты, дающие банкам источники дополнительного капитала для финансирования инфраструктурных проектов. Кроме этого, уверен, что в рамках деятельности НПФ должны развиваться инструменты инвестирования, позволяющие осуществлять эффективные вложения в строительство жилья, предназначенного для сдачи в аренду. Накопительная система дает ресурсы, которые можно заставить работать, создавать на них реальные блага для пользы многих поколений – дороги, жилье, городскую и сельскохозяйственную инфраструктуру. Эти возможности можно и нужно использовать.