Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Факторинг в России

 


Интервью
КАРТА ПРОЕКТА
Факторинг в России
Виктор Носов

Как изменился рынок факторинга за прошедший год, какие события и тенденции Вы бы выделили в качестве основных для начала 2011 года?

– Главные события в прошедшем году – это последствия пиковой фазы кризиса, а также принятие нового Закона о торговле. Первое главным образом проявилось в избыточной ликвидности, в условиях которой многие банки начали вкладывать деньги в факторинг, завоевывая доли московского рынка демпингом. Второе до известной степени тормозило развитие рынка: во-первых, многим продуктовым компаниям пришлось перезаключать договоры, во-вторых, из-за новых ограничений по срокам отсрочек для некоторых поставщиков факторинг в принципе потерял свою актуальность.

Зимний спад деловой активности не внес каких-либо существенных корректив в развитие тенденций последней декады 2010 года. По-прежнему в столице повесткой дня остается борьба за ценовое преимущество, а в регионах продолжается активная информационная кампания по популяризации факторинга.

Каких успехов достиг Ваш банк в 2010 году и с какими основными сложностями пришлось столкнуться?

– В условиях сильнейшей конкуренции и обострения ценовой борьбы в Москве мы активно развивали факторинг на региональном уровне. Большой географический охват филиальной сети банка позволил обеспечить факторинговым финансированием сотни компаний в регионах, где в 2010 году было сосредоточено около 43% факторингового оборота банка.

Закон о торговле оказал незначительное влияние на наше развитие благодаря стратегии диверсифицированного портфеля. Отраслевая специфика факторинга Промсвязьбанка повторяет общерыночные тенденции: лишь около 25% занимает торговля продуктами питания и алкогольными напитками, а вот доля тех, кто с помощью факторинга обеспечивает торговлю непродовольственными и электротоварами, бытовой техникой, компьютерами, мобильными телефонами и аксессуарами, существенно больше – до 56%.

В целом в 2010 году мы выполнили все намеченное – привлекали на обслуживание новых клиентов, развивали сотрудничество с существующими клиентами, совершенствовали внутренние процессы, как в части клиентского сервиса, так и в части подходов к риск-менеджменту. Согласно последнему рейтингу российских Факторов, предоставленному АФК по итогам 9 месяцев 2010 года, доля Промсвязьбанка на рынке факторинга составляет 28,8%. А по итогам последних лет работы мы стали лауреатом премии «Финансовая элита России – 2010» в номинации «Гран-при: факторинговая компания пятилетия».

Каковы перспективы у региональных рынков в ближайшем году?

– Регионы постепенно начинают осознавать преимущества факторингового обслуживания, страхи в использовании продукта, нежелание вести трехсторонние отношения постепенно отступают. Кампании по продвижению факторинга в региональных СМИ сделали свое дело: сейчас бизнесмены явно отличают факторинг от кредитных продуктов и инструментов по работе с проблемными долгами.

Промсвязьбанк в ряде регионов России является единственной кредитной организацией, предоставляющей факторинговое обслуживание с финансированием. Наиболее развит факторинг в филиалах Промсвязьбанка в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске. В 2010 году возрос спрос на факторинговые услуги в таких городах, как Оренбург, Ставрополь, Тула, Тверь, Псков. В IV квартале 2010 года к осуществлению факторинговых операций мы приступили в Мурманске и Казани.

В ближайшем году, при условии сохранения положительного тренда в экономике, спрос в потребительском сегменте будет только расти. А оживление торговли повлечет за собой спрос на факторинг, поскольку в регионах сосредоточена большая доля компаний, нуждающихся в беззалоговом финансировании и оборотных средствах. К тому же, если бизнес будет развиваться, доверие поставщиков к контрагентам будет расти, что повлечет за собой увеличение количества контрактов с условиями отсрочек платежа.
Однако существующий уровень прозрачности бизнеса по-прежнему будет тормозить развитие факторинга в регионах. Финансовая отчетность региональных компаний и качество оформления сделок с покупателями зачастую оставляют желать лучшего. А такой подход к финансовой дисциплине мешает объективной оценке дебиторов и, соответственно, усложняет процесс установления адекватных лимитов финансирования.

Какие изменения в требованиях к клиенту произошли в факторинге в 2010 году? Как изменились подходы к риск-менеджменту в Вашем банке в 2010 году?

– В требованиях к клиентам, к риск-менеджменту никаких значимых изменений не произошло. Процедуры, внедренные ранее, отлажены и надежны, думаю, что в перспективе будет происходить их совершенствование с акцентом на унификацию, упрощение и ускорение принятия решений при установлении первоначальных лимитов. В лимитах и объемах финансирования тоже ничего не изменилось. Факторы стараются финансировать каждого «по потребностям» с учетом рисковой составляющей и в зависимости от сезонности бизнеса конкретного клиента.

Что будут предлагать Факторы клиентам (изменится ли формат предложений, услуг в 2011 году)?

– Ключевыми элементами успеха на обновленном рынке станут качественный риск-менеджмент, внимание к IТ-инфраструктуре бизнеса, гибкость и оперативность в работе с клиентами внутри страны и за рубежом. В 2011 году мы намерены наиболее активно развивать факторинг в российских регионах и наращивать долю региональной сети в портфеле.

Уверен, что в связи с такой обостренной ситуацией вокруг стоимости будут активнее развиваться новые продукты. В частности, факторинг без регресса – по этой схеме работает большинство факторов на Западе, но в России эту услугу предоставляют пока лишь единицы.

Испытал ли Ваш банк проблему неплатежеспособности дебиторов? Если да, то в каком объеме?

– У нас очень грамотно выстроена система риск-менеджмента, поэтому доля сделок, находящихся на просрочке, мала. Количество проблемных сделок, возникших в результате мошеннических действий, также постоянно снижается.

Каково влияние Закона о торговле на рынок факторинга в России?

– Закон призван внести определенность в торговые отношения. То есть снизить риски поставщиков (оптовиков и производителей), защитить их от недобросовестных практик розничной торговли. На рынок факторинга закон оказывает незначительное влияние, так как распространяется только на торговлю продуктами питания. Во-первых, оптовая торговля – существенный, но не единственный сегмент рынка, которому требуется факторинг. Во-вторых, нужно учитывать и группы предлагаемых товаров. По нашим данным, в отраслевой структуре факторинговых сделок в оптовой торговле те компании, которые занимаются продуктами питания, занимают порядка 18%. А вот доля тех, кто с помощью факторинга обеспечивает торговлю непродовольственными и электротоварами, бытовой техникой, компьютерами, мобильными телефонами и аксессуарами, существенно больше – до 56%.

С другой стороны, принятие Закона о торговле повлияло на ликвидность торговых сетей. Из-за установленного потолка отсрочки платежа по продуктам питания во избежание кассовых разрывов ритейлеры были вынуждены просить своих поставщиков непродовольственных товаров увеличивать отсрочки платежа. А те, в свою очередь, все чаще обращаются за факторингом. Поэтому опосредованно под влиянием нового закона дебиторы подтолкнули спрос на факторинг в сегменте непродовольственных товаров.

Дайте, пожалуйста, Ваш прогноз развития рынка факторинга в 20112012 годах.

– Думаю, что в ближайшее время, когда потенциал снижения тарифов будет исчерпан, в оборот активно войдет факторинг без регресса. Это, в свою очередь, скажется на изменении спроса – безрегрессный факторинг станет более востребованным, и многие компании будут вынуждены покинуть рынок в связи с невозможностью брать на себя высокие риски по долгам дебиторов. Прирост отечественного рынка, по нашим оценкам, составит в 2011 году порядка 40%. Доля безрегрессного факторинга достигнет 20-30%.

Потребительский сегмент в 2010 году доказал свою инвестиционную привлекательность, стабильность и эффективность. Если розничным игрокам удастся в текущем году сохранить набранные темпы развития, то и в 2012 году цифры по приросту факторингового оборота будут те же, что в 2011 году. А вот доля безрегрессного факторинга, вероятнее всего, увеличится и приблизится к 35-40%.

Остается ли факторинг привлекательным инструментом вложений для инвесторов?

– Пока ликвидность будет подпитывать оптимизм инвесторов, факторингом будут продолжать заниматься все недавно образованные дочерние компании крупных банков. При этом в краткосрочной перспективе ожидается укрепление занятых ими позиций путем удержания низких ставок. В среднесрочной перспективе рынок сам начнет «выталкивать» слабых игроков. Инвесторы будут ожидать возврата инвестиций, а при низкой марже и высоких рисках доходности ожидать не стоит. Поэтому интерес инвесторов к продукту постепенно начнет падать, и к концу года мы наверняка будем наблюдать уход с рынка многих сегодняшних новичков.

Как Вы оцениваете работу АФК в 2010 году?

– В прошедшем году АФК особенно активные действия направляла на работу с законодательными органами, было подготовлено много инициатив в части регулирования факторинговых и торговых операций. Также большое значение для участников рынка имеет информация, которая на регулярной основе собирается и обрабатывается ассоциацией. В целом АФК оказывает активное содействие развитию рынка факторинга, и их утвержденная программа деятельности выполняется на 100%. Уверен, что их дальнейшее сотрудничество с ведущими игроками рынка позволит и далее выполнять все намеченные задачи, а также решать основные вопросы во взаимодействии с клиентами, дебиторами, регуляторами и судебными органами.