Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Управление рисками в России

 


КАРТА ПРОЕКТА
Управление рисками в России
Николай Галушин

Мы как компания были бы заинтересованы, чтобы на рынке были единые правила игры

Как Вы считаете, нужно ли страховому рынку единые минимальные стандарты риск-менеджмента, как-то наличие специализированного подразделения, коллегиальных органов?

Само по себе наличие риск-менеджера как должности в компании, и даже наличие некоторых формализованных процедур, как показывает наша российская практика, ни к чему не приводит. Вопрос заключается в соблюдении этих процедур, вопрос в отношении к риск-менеджменту в самой компании, в том, насколько это является осознанной необходимостью. У нас, если мы говорим про «Ингосстрах», нет должности «риск-менеджер».  Однако процесс управления рисками и отношение к этому процессу в компании построены достаточно жестко: созданы коллегиальные органы, например, комитет по страхованию, финансово-инвестиционный комитет, – на рассмотрение которых регулярно выносятся вопросы по пересмотру условий сотрудничества с контрагентами.

В ходе присвоения рейтингов и проведения исследований нам стало ясно, что в страховых компаниях риск-менеджмент создан только у лидеров. Как Вы думаете, когда риск-менеджмент получит распространение на рынке?

Акционер не может говорить: «Мне абсолютно все равно, как наемные менеджеры управляют моим активом». Акционер всегда хочет, чтобы была процедура риск-менеджмента. Но пока рынок продолжает существовать в своем нынешнем виде, большинство компаний думает об объемах, а фраза: «Ребята, не балуйте», – подчас остается единственной формой  риск-менеджмента.

Когда встал рынок авто- и банкострахования, многие компании обратили свое внимание на корпоративный сектор, так как это была единственная возможность обеспечить денежный поток. Это привело к ужесточению ценовой конкуренции. На рынок вернулись схемы, поскольку один из основных покупателей услуг по страхованию – это государство, и здесь очень вероятна коррупционная составляющая. Поэтому говорить, что единые стандарты риск-менеджмента будут приняты на страховом рынке в ближайшее время, к сожалению, невозможно.

А что должно произойти для того, чтобы страховой рынок «созрел» для риск-менеджмента?

В течение нескольких лет рынок должен быть стабильным. Ведь схемы стали уходить с рынка вплоть до середины 2008 г., когда компании совершали страховые операции, а не финансовые операции в интересах своих клиентов. Как только рынок стабилизируется, в условиях сильной конкуренции, прибыли страховых компаний начнут падать. Снижение рентабельности страховых операций приведет к двум вещам. Во-первых, компаниям придется задумываться о качестве страхового портфеля и поддерживать комбинированный коэффициент на приемлемом уровне – если портфель большой, т.к. считать что-то по маленькому портфелю невозможно. Во-вторых, придется следить за инвестиционным портфелем, поскольку именно инвестиционный бизнес будет генерировать основную прибыль компании.

Я думаю, что если мы говорим о системе, и о крупнейших компаниях, то это произойдет в течение пяти лет.

А Вы, как лидер рынка, заинтересованы, чтобы риск-менеджмент становился нормой?

Сегодня зачастую клиенты  не всегда ориентируются на качество страхования, и часто стараются найти самое дешевое страхование. Страхование воспринимается как статья расходов, как оплата страховой премии.

Мы как компания были бы заинтересованы, чтобы на рынке были единые правила игры, чтобы рейтинговые агентства оценивали и процедуры риск-менеджмента в компании.

Кто должен следить за риск-менеджментом финансовых компаний, внедрять и контролировать его стандарты?

Компании даже в пределах первой сотни очень неоднородны, поэтому в рамках ВСС или ФССН такая инициатива невозможна: ряд субъектов рынка ни по одному из параметров не подходят для того, чтобы называться страховой компанией. Даже рост требований по капиталу к компаниям, которые занимаются перестрахованием, до 480 миллионов рублей уже вызывает много проблем на рынке,  хотя если рассуждать логически, то что такое страховая компания с капиталом в 16 миллионов долларов, даже если она функционирует уже больше десяти лет?

Есть еще позиция ФАС, которая ставит сирых и убогих в один ряд с лидерами рынка, всячески оберегая конкуренцию на рынке финансовых услуг. Почему-то никто не хочет признать, что компания из третьей сотни уже не сможет никогда войти в десятку крупнейших – время уже не то.

Регулятор, хотя и идет по пути постепенного сокращения числа участников рынка, не готов предпринимать решительные шаги. Можно, конечно, сказать, что с завтрашнего дня мы вводим Solvency II, но сколько компаний будет ему соответствовать? Хорошо если пять-десять. Регулятор на это не пойдет, поэтому заниматься созданием стандартов риск-менеджмента могут только наблюдатели, например, рейтинговые агентства.