Рейтинговое агентство
en
loading

Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.
Требования регуляторов Методологии Рейтинги под наблюдением
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Региональные гарантийные организации Обязательства структурированного финансирования Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента
Нефинансовые компании (Республика Беларусь) Нефинансовые компании (Республика Казахстан)
Экспорт и выгрузка рейтингов
Telegram Bot
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»
Адрес: Николоямская, дом 13, стр. 2
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: info@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1656)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Пресс-центр
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1706)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1706)
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел по работе с персоналом
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: personal@raexpert.ru

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. «Эксперт РА» является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

«Эксперт РА» включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством поддерживается более 600 кредитных рейтингов. «Эксперт РА» прочно удерживает лидирующие позиции по рейтингам кредитных организаций, страховых компаний, компаний финансового и нефинансового сектора.

Рейтинги «Эксперт РА» входят в перечни официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Банком России, Министерством Финансов, Министерством экономического развития, Московской биржей, а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.


 

Интервью с Татьяной Мошкиной, партнером БКГ «Информаудитсервис»

«Для обеспечения полного соответствия новым требованиям Банка России НПФ и УК необходима модернизация ИТ-инфраструктуры»

 – Чем обычно вызвана необходимость модернизации ИТ-инфраструктуры пенсионных фондов? С какими типичными «болезнями» вы вынуждены бороться? Какие ИT-продукты и решения сегодня наиболее востребованы среди НПФ?

– В настоящее время рынок некредитных финансовых организаций в целом и негосударственных пенсионных фондов в частности претерпевает масштабные преобразования, связанные как с новыми подходами к регулированию всей отрасли со стороны Банка России, так и с изменяющимся законодательством в части регулирования полномочий управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов. Для обеспечения полного соответствия новым требованиям в фондах и УК возникает необходимость модернизации ИТ-инфраструктуры и процессов организации ведения своей деятельности.

В 2018 году все негосударственные пенсионные фонды перешли на новый план счетов и новые отраслевые стандарты Банка России. Этому предшествовали масштабные проекты по внедрению ИТ-систем, позволяющих полноценно вести учет и формировать отчетность по ОСБУ и новому плану счетов.

Фирма «1С» совместно с Центром разработки БКГ «Информаудитсервис» подготовила и выпустила отраслевые типовые решения для профессиональных участников рынка ценных бумаг и негосударственных пенсионных фондов – «1С: Учет и управление для профессиональных участников рынка ценных бумаг КОРП» (кратко – 1С: УПЦБ), а также несколько программных решений, расширяющих функционал основой учетной системы в части формирования XBRL-отчетности, в том числе «1С: Механизм XBRL для негосударственных пенсионных фондов. Модуль к 1С: УПЦБ».

Наиболее сложным для НПФ, УК и интеграторов долгое время оставался вопрос автоматизации учета операций доверительного управления. Функционал по учету ценных бумаг и особенно обмену данными в рекомендованном формате НАПФ (либо другом согласованном сторонами формате) достаточно долго разрабатывался и согласовывался ИТ-компаниями, в то время как фонды и УК стремились найти готовое решение на рынке, которого не было. В совместном решении «1С» и БКГ «Информаудитсервис» к августу 2017 года мы полностью завершили разработку блока доверительного управления и учета ценных бумаг. Несмотря на сложности в согласовании различных форматов обмена данными между УК и НПФ, удалось не только успешно завершить текущие проекты, но и начать работу с новыми фондами и УК. Сейчас с уверенностью можем сказать, что блок по учету ценных бумаг и доверительного управления со всей возможной вариативностью учета полностью реализован в типовом решении 1С, а обмен данными между УК и НПФ осуществляется быстро, обеспечивая техническую и методологическую сходимость данных по операциям в оперативном режиме. Учет других операций, а также формирование отчетности мы реализовали существенно раньше и протестировали уже во многих компаниях. В данный момент основное наше внимание в разработке направлено на повышение производительности обработки данных в формате XBRL на действительно больших объемах – тестирование ведется на загрузке и выгрузке 2–3 млн сделок по ценным бумагам в месяц. Окончательно тестирование планируется завершить к сдаче отчетности за второе полугодие и выпустить новый функционал в релизы тиражных решений, в том числе в решение «1С: Механизм XBRL для негосударственных пенсионных фондов. Модуль к 1С: УПЦБ».

По нашим наблюдениям, к сожалению, во многих фондах процесс перехода на новые стандарты учета продолжается до сих пор. Возможно, это связано с неудачно выбранными изначально программными продуктами, функций которых оказалось недостаточно для ведения учета и формирования отчетности по ОСБУ, сейчас мы наблюдаем на рынке волну рестартов внедрений. При этом участники рынка подходят к выбору нового интегратора значительно более осознанно, чем раньше.

Необходимо отметить, что рынок интеграторов – это тоже рынок со своими игроками, конкурентной борьбой и различными стратегиями привлечения и удержания клиентов. Мы видим, что некоторые интеграторы успели занять свое место на рынке, но в какой-то момент им не хватило ресурсов либо методологической экспертизы для продолжения разработки своих решений; фонды и УК вынуждены либо дорабатывать такие решения за свой счет, либо искать другие решения на рынке.

Могу сказать точно, разработчикам нетиповых собственных решений, у которых немного клиентов, финансово невыгодно в дальнейшем вкладывать свои ресурсы и время в доработку своих решений, поэтому стратегически эти интеграторы будут стремиться переложить финансовое бремя на своих немногочисленных клиентов, постоянно требуя дополнительных вложений в доработку нетиповых конфигураций. Кроме того, дальнейшее сопровождение таких нетиповых конфигураций также будет связано с постоянным финансированием в нерегулируемом объеме. Очень важно понимать при этом, насколько долго выбранный интегратор намерен работать на рынке, и не изменятся ли его планы через несколько лет. Мы знаем некоторые решения на рынке, которые были разработаны компаниями-интеграторами для нескольких клиентов, а потом их поддержка прекратилась вообще в связи либо с закрытием отраслевого направления, либо с ликвидацией компании, либо по другим причинам. В данном случае один из плюсов тиражного решения 1С – это гарантия дальнейшего сопровождения со стороны фирмы «1С».

Фондам и УК, которые сейчас стоят перед очередным выбором – продолжать дорабатывать ИТ-решение за свой счет с текущим интегратором либо выбрать готовое решение на рынке, – мы рекомендуем рассмотреть тиражные решения 1С для негосударственных пенсионных фондов и УК. Разработка и актуализация тиражных решений 1С ведется для всего рынка при поддержке и контроле со стороны непосредственно фирмы «1С». Такой подход для фондов и УК в долгосрочной перспективе будет дешевле и позволит обеспечить полное соответствие требованиям законодательства и регулятора.

 – В последние годы наблюдается объединение крупных НПФ. Возможно ли масштабировать предоставляемые вами ИТ-решения в случае необходимости дальнейшего развития и вероятного укрупнения бизнеса? Насколько предлагаемые вашей компанией решения совместимы с уже существующими у ваших клиентов? Насколько длителен и затратен процесс интеграции? Каким опытом вы можете в связи с этим поделиться?

– При объединении фондов абсолютно логично использовать одни и те же подходы к учету и формированию отчетности, структура плана счетов должны быть идентична. Возможности масштабирования для всех решений 1С, в том числе и выпущенных тиражных отраслевых решений 1С для НПФ уже заложены в платформе «1С: Предприятие 8», реализованы в конфигурационных решениях для построения единых учетных систем, обеспечены механизмами обмена данными, в том числе и в формате XBRL. Это и возможности КОРП-версий решений – учет обособленных подразделений, учет по нескольким фондам в одной или нескольких информационных базах, единая модель данных для нескольких фондов, единая структура плана счетов для бухгалтерского и управленческого учета, возможности интеграции с другими системами 1С и решениями на других платформах. Необходимо отметить и то, что платформа «1С: Предприятие 8» позволяет работать в различных вариантах развертывания систем, взаимодействует со всеми основными системами управления базами данных (СУБД), является многоплатформенным продуктом, работающим как в среде Windows, так и Linux.

В то же время переход на единое решение при объединении фондов влечет за собой необходимость в дополнительной работе по замене уже существующих программ и переносу данных, а это дополнительное время и бюджеты. По этой причине некоторые фонды выбирают стратегии интеграции нескольких решений, что может быть в отдельных случаях дешевле. У нас есть опыт и интеграции различных решений, и построения единых информационных систем, все зависит от ситуации конкретного фонда. Вне зависимости от выбранной ИТ-стратегии считаем крайне важным обеспечить единство методологических подходов при учете и формировании отчетности.

 – Как распределяется ответственность за работоспособность инфраструктуры между специалистами НПФ и вашей компанией при эксплуатации?

– Мы как разработчики совместного с фирмой «1С» решения отвечаем за развитие функционала тиражных продуктов для НПФ и УК и обеспечение в решении актуальных требований регулятора и действующего законодательства.

При автоматизации доверительного управления мы обычно предлагаем фондам и УК готовый и протестированный механизм обмена данными по сделкам. При этом у фонда может быть свое видение расчетов компонентов структуры стоимости ценных бумаг, у нас в решении реализовано несколько вариантов расчета дисконтов, премий, переоценки, и этих механизмов обычно бывает достаточно для согласования тех или иных подходов к учету в УК и НПФ. В любом случае мы стараемся не отклоняться от стандартного разработанного функционала в решении 1С для сохранения возможности стандартных обновлений в дальнейшем. Важно отметить, что мы реализовали именно обмен данными по сделкам с ценными бумагами и по хозяйственным операциям, а не обмен готовыми проводками, это важное конкурентное преимущество и отличие от других существующих решений на рынке.

Ответственность фонда – это корректное ведение учета. Сейчас негосударственные пенсионные фонды получат возможность инвестировать средства пенсионных накоплений самостоятельно, без привлечения управляющей компании, в связи с этим возникает необходимость развития внутренних компетенций по учету ценных бумаг в фонде. На 2018 год это крайне важная задача – фонды должны научиться самостоятельно определять рискованность и надежность инвестиций, а также вести учет ценных бумаг по МСФО 9. Предстоят оптимизация организационной структуры фондов, создание новых отделов, углубленное обучение сотрудников, все эти инициативы необходимо начать и завершить как можно скорее, иначе есть риск не успеть за требованиями законодательства и регулятора.

 – Насколько оперативно вносятся изменения в работу предлагаемых вами продуктов в случае новаций в законодательстве, нормативно-правовой базе? Организуете ли вы при этом сопровождающее переобучение сотрудников НПФ-клиента?

– При утверждении новых требований со стороны Банка России мы стараемся актуализировать функционал программного обеспечения в максимально короткие сроки. До окончательного утверждения требований мы ориентируемся на проекты постановлений, таким образом от момента утверждения нового требования Банка России до его реализации в программном обеспечении проходит несколько дней.

В последнее время новые требования касаются в основном отчетности в связи с внедрением нового формата – XBRL. Наш отдел разработки оперативно справляется с поставленными задачами, однако частый выпуск новых таксономий Банком России, а их уже четыре на начало этого года, также заставил нас внести некоторые корректировки в свои планы, и реализацию ряда надзорно-статистических форм пришлось отложить. Сейчас надеемся, что формат таксономии 1.3 изменяться до конца года не будет, что позволит нам завершить реализацию автозаполнения всех форм надзорно-статистической отчетности.

Все изменения требований регулятора при их включении в тиражное решение сопровождаются пояснительной запиской, следовательно, в переобучении пользователей как таковом нет необходимости. Если Банк России будет разрабатывать и утверждать новые требования, которые коренным образом изменят существующие подходы, безусловно, понадобится обучение, и мы его проведем – как в частном порядке, так и на базе различных СРО, с которыми мы успешно сотрудничаем.

 – Какие цели ставит перед собой компания на 2018–2019 годы? Назовите новые продукты и решения, которые вы планируете предложить своим клиентам?

– Мы сейчас работаем над стратегически важным проектом для рынка негосударственных пенсионных фондов – единой унифицированной системой персонифицированного учета, оперативного учета НПО и ОПС. Фактически мы поставили перед собой задачу разработать единую тиражную информационную систему, которая позволит негосударственным пенсионным фондам и его подразделениям взаимодействовать в общем информационном пространстве без необходимости сложных интеграционных связей между различными системами. В этой задаче обязательно будут в полной мере реализованы требования 115-ФЗ и 152-ФЗ, обеспечено полное хранение и обработка истории персональных данных, результатов их проверки и еще ряд новшеств.

До конца года мы планируем завершить саму разработку и в 2019-м вывести на рынок новое решение для негосударственных пенсионных фондов. Надеемся, это решение будет интересно рынку своей универсальностью, аналогов пока мы не видим. Решение будет представлять собой дополнение к возможностям тиражного отраслевого решения «1С: УПЦБ» для негосударственных пенсионных фондов, новый функционал получит статус «1С: Совместимо».

 – Каковы ваши прогнозы по росту уровня автоматизации процессов и популярности новых информационных решений в отрасли в перспективе двух-трех лет?

– Рынок становится более зрелым. Если раньше наблюдался ажиотаж, связанный с выбором новых решений для перехода на ЕПС и ОСБУ, то сейчас фонды выбирают программные продукты уже с учетом предыдущего опыта работы с интегратором. Наша задача совместно с фирмой «1С» – обеспечить негосударственные пенсионные фонды в составе некредитных финансовых организаций полностью готовым функционалом, а также создать единую информационную систему для учета НПО, ОПС и персонифицированного учета. При разработке тиражных отраслевых решений для негосударственных пенсионных фондов мы ориентируемся на качество и удобство для пользователя, а также обеспечение всех необходимых требований регулятора и законодательства.

Рассматривая перспективу двух-трех лет, можно сказать, что однозначно рынок интеграторов изменится – должны уйти компании, которые не справились с разработкой, останутся только те, кто ориентируется на долгосрочные взаимоотношения с рынком, подходя ответственно к взятым на себя обязательствам. Популярность тиражных отраслевых решений 1С, надеюсь, будет расти благодаря качеству и широким возможностям, а мы с фирмой «1С» будем прикладывать усилия к развитию решений для обеспечения постоянно изменяющихся потребностей рынка.


Обращение в службу внутреннего контроля — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в службу внутреннего контроля по телефону +7(495) 225-34-44 доб. 1645

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!