Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Интервью с Александром Михайловым, главным исполнительным директором ПАО «Европлан»

«Госрегулирование способно обеспечить четкую работу механизмов защиты лизингополучателей и лизингодателей»

– Какие значимые события, произошедшие на рынке в IV квартале 2016 года, вы можете отметить?

– В IV квартале сегмент автолизинга вновь выступил драйвером рынка. В целом по итогам 2016 года показатель нового бизнеса «Европлана» (стоимость купленных для клиентов предметов лизинга) вырос на 56,6%, составив 37,9 млрд рублей. Позитивной новостью стало решение Минпромторга продлить государственную программу субсидирования.

– Как изменилась деловая активность лизингополучателей в течение 2016 года (какие виды оборудования стали менее / более востребованы)? Какие тенденции с точки зрения географического распределения сделок вы могли бы отметить?

– Продление государственной программы субсидирования автолизинга в 2016 году позволило увеличить спрос на коммерческий автотранспорт. Программа затронула автомобили, которые производятся на территории России (среди них есть и иностранные марки: Mercedes-Benz, Isuzu, Ford). Соответственно, увеличился спрос на машины этих марок. Так, в «Европлане» лидерами продаж стали: ГАЗ, КамАЗ, Lada (Largus), УАЗ, Mercedes-Benz, Isuzu и Ford. За время работы программы (с 01.01.16 по 01.12.16) «Европлан» профинансировал для своих лизингополучателей приобретение более 3 тыс. автомобилей на сумму 6,091 млрд рублей. За счет субсидий клиенты сэкономили 595 млн рублей.  Иностранные марки, которые не попали под программу субсидирования, резкого повышения спроса не почувствовали. Серьезных изменений с точки зрения географического распределения мы не наблюдаем. Однако следует отметить, что в регионах растет процент совершаемых сделок. В целом мы видим плавное увеличение доли бизнеса за пределами столицы. 

– Какие, по вашему мнению, значимые изменения произошли в сегменте автолизинга в 2016 году? Стал ли восстанавливаться спрос на иностранные марки вследствие укрепления курса рубля? Насколько в текущих экономических условиях клиентами востребован лизинг автомобиля с пробегом?

– Главным событием 2016 года стала постановка вопроса о госрегулировании рынка лизинга. Оно затронет все компании независимо от их специализации. Важно, чтобы реформа не навредила и не ограничила эффективную работу частного капитала – например, в сегменте лизинга транспорта и лизинга для малого и среднего бизнеса в целом. С позитивной стороны госрегулирование способно обеспечить четкую работу механизмов защиты лизингополучателей и лизингодателей, которые несут основные риски, порой исчисляющиеся миллиардами рублей. Мы рассчитываем на доработку и повышение эффективности этих механизмов на законодательном и исполнительном уровнях.

Кроме того, в сентябре 2016 года ЦБ впервые за длительный срок снизил ключевую ставку до 10%, хотя в декабре и принял решение сохранить ее на этом, по-прежнему достаточно высоком, уровне. Регулятор также объявил, что в случае закрепления тенденции к устойчивому снижению темпа роста потребительских цен очередное понижение ключевой ставки может произойти уже в 1 полугодии 2017 года. Для отрасли лизинга это означает повышение доступности кредитов, которые являются одной из составляющих себестоимости лизинговых компаний. Таким образом, стоимость услуги лизинга уже стала ниже для клиентов и в ближайшей перспективе лизинг может стать еще доступнее.

– Происходили ли какие-либо изменения во взаимодействии с банками-кредиторами в 2016 году? Оказало ли заметное влияние снижение ключевой ставки Банка России на стоимость фондирования в коммерческих банках?

– Мы гордимся результатами 2016 года – с учетом непростой экономической ситуации, падения продаж автомобилей, сложностей с экономическим ростом «Европлан» показал себя настоящим островком стабильности автолизингового рынка. Это стало результатом многолетней фокусировки на основном направлении бизнеса компании – лизинге ликвидного автотранспорта и техники. «Европлан» не прекращал финансировать своих лизингополучателей, активно участвовал в государственной программе субсидирования, продолжал развивать автолизинг, повторно вышел на биржу. Финансовый результат 2016 года даже превысил прогнозы аналитиков и является рекордным за всю историю компании. Конечно, снижение ключевой ставки оказало позитивное влияние на стоимость фондирования на рынке в целом и для нашей компании, в частности. ПАО «Европлан» в течение 2016 года привлекло порядка 14 млрд рублей от крупнейших российских и иностранных банков, а также через рыночное размещение облигаций в октябре 2016 года.

– Как вы оцениваете перспективы привлечения фондирования на облигационном рынке в 2017 году?

– Мы верим, что постепенное восстановление глобальной экономики и прояснение политической ситуации в США должны открыть перед внутренними и внешними инвесторами выгодные возможности в 2017 году, поэтому мы положительно оцениваем перспективы вероятного привлечения фондирования на облигационном рынке в 2017 году. По итогам последнего размещения ценных бумаг БО-07 (RU000A0JWVL2) осенью 2016 года могу сказать, что спрос на наши ценные бумаги превысил предложение более чем в два раза. Мы увидели большой интерес к нашей компании и нашим ценным бумагам, поэтому не исключаем возможности выхода на облигационный рынок в 2017 году.

– В рамках реформирования лизингового рынка Банк России составит список системно значимых лизинговых компаний, к которым будут предъявлены повышенные требования по управлению рисками. Какие, на ваш взгляд, требования регулятора действительно могли бы снизить риски лизинговой отрасли?

– Про системно значимые лизинговые компании пока не слышали. Про системно производящие риски и потери налогоплательщиков – да, слышали. В целом для всех лизинговых компаний, занимающихся финансовым лизингом, целесообразно установить требования к капиталу по аналогии с банками или некредитными финансовыми организациями. Достаточность должна определяться на основе достоверных данных МСФО и взвешивать активы по группам риска. Также необходим контроль ликвидности лизинговых компаний, занимающихся финансовым лизингом.

– В рамках реформы активно обсуждается вопрос об ограничении перечня смежных (неосновных) видов деятельности лизинговых компаний. Какие из них, на ваш взгляд, целесообразно отнести к разрешенным, а какие, напротив, запретить совмещать с лизинговой деятельностью?

– Мы не видим смысла в таких ограничениях.

– Чего ваша компания как участник лизингового рынка ждет от реформирования отрасли? Какие проблемы сегодня необходимо решить реформе для развития новых направлений, которые распространены на Западе?

– Вопрос регулирования отрасли действительно назрел, но не стоит забывать, что изначально он был вызван прежде всего крупными проблемными сделками конкретных лизингодателей. Автолизинг же, долгие годы развивавшийся за счет успешной работы частных лизинговых компаний, не является критичным сегментом с точки зрения регулирования и в конечном счете с точки зрения стабильности российской финансовой системы.

Для регулирования или саморегулирования отрасли нужны: а) единая система координат в отчетности (бухгалтерские стандарты, гармонизированные с МСФО); б) прозрачность собственников лизинговых компаний как участников финансового рынка; в) раскрытие отчетности и существенных фактов не по форме, а по содержанию; г) единые минимальные стандарты корпоративного управления; д) стандарты управления рисками, капиталом, ликвидностью и обязательные правила внутреннего контроля; е) высокие бизнес-стандарты для участников СРО.

– Привела ли реализация госпрограмм по подготовке ЧМ-2018 к росту спроса со стороны лизингополучателей? Какие предметы лизинга будут востребованы в текущем году в городах, принимающих ЧМ-2018?

– ЧМ-2018, безусловно, положительно повлияет на бизнес в регионах проведения. Мы рассчитываем в первую очередь на рост спроса ближе к началу чемпионата на транспортные услуги, на пассажирские перевозки и, как следствие, коммерческий транспорт, автобусы и автомобили представительского класса.

– Какова, по вашим оценкам, была степень проникновения лизинга в продажи автомобилей (полной массой менее 3,5 тонны и более 3,5 тонны) в 2016 году? Каковы ваши ожидания относительно доли лизинга в автопродажах по итогам 2017 года в связи с продлением программы льготного автолизинга (бюджет 10 млрд рублей)?

– Потребность в транспорте никуда не исчезает, а значит, будет востребован и лизинг как оптимальный способ этот транспорт приобрести с минимальной финансовой нагрузкой. В России требует обновления такое колоссальное количество машин, что автолизинг будет востребован десятки лет. А «Европлан», оставаясь лидером сегмента, сыграет в процессе обновления автопарка страны одну из ведущих ролей. Благодаря продлению государственной программы субсидирования коммерческого и грузового транспорта мы ожидаем, что спрос на этот тип ТС останется на высоком уровне. Также сейчас в правительстве РФ обсуждается запуск аналогичной программы на дорожно-строительную технику. Если программа в итоге будет запущена, то это также приведет к увеличению спроса на ДСТ.

 – Как вы относитесь к планируемому разделению ЛК на три категории в зависимости от их специализации? Стоило бы, на ваш взгляд, выделять другие категории ЛК и почему?

 – Если речь идет о некоторых идеях разделения регулирования для так называемых

1) универсальных лизинговых компаний, осуществляющих деятельность без ограничений (70 млн рублей); 2) лизинговых компаний, работающих исключительно с субъектами МСП (20 млн рублей); 3) специализированных лизинговых компаний, являющихся подконтрольными универсальным лизинговым компаниям и имеющих право заключать только договоры лизинга и иные взаимосвязанные сделки с целью приобретения и передачи предмета лизинга одному лизингополучателю (1 млн рублей), то в этой классификации прослеживается попытка решить две проблемы одновременно.

Первая проблема – допустить в систему лизинговые компании с чрезвычайно малым капиталом. Вторая – разрешить работать небольшим лизингодателям (SPV), созданным крупными компаниями для реализации специальных  задач. Я считаю, что пороги капитала в 20 и 70 млн рублей принципиально не разграничивают риск, то есть серьезной разницы в кредитоспособности ЛК, имеющей капитал в 20 млн рублей или имеющей капитал в 70 млн рублей, нет. На рынке уже работают компании с капиталом в сотни миллионов рублей и в 10 тыс. рублей. Целесообразно продумывать, например, доступ к рынку капиталов (облигационные займы, необеспеченные кредиты банков, синдицированные кредиты, займы физических лиц и так далее) при достижении лизингодателями определенной минимальной планки. Для SPV-лизингодателей целесообразно больше продумывать и прописывать наличие четкой консолидации по МСФО с группой крупного лизингодателя, чем  наличие индивидуального капитала в 1 млн рублей.

 – Достаточным ли, по вашему мнению, будет выполнение регулятивного требования по капиталу (70 или 20 млн рублей) с минимальным запасом для участия ЛК в госпрограммах по субсидированию лизинга?

– Это решать субсидирующему органу, но мне как налогоплательщику хотелось бы, чтобы бюджетные деньги работали с эффектом мультипликатора. Последний вряд ли возникает, когда получателями субсидий выступают временные лизингодатели, собственники которых сами мало инвестировали в бизнес. Капитал как раз представляет собой меру такой инвестиции собственников в свою лизинговую компанию, меру долгосрочности ведения бизнеса.

 – Какой запас капитала над минимально допустимым, по-вашему, будет комфортным для потенциального кредитора?

– О запасе капитала уместно говорить в привязке к объему долга лизинговой компании и способности абсорбировать шоки лизингового портфеля и платежей лизингополучателей. Капитал может соотноситься с долгом как 1 к 10 или, скажем, составлять около 10% от активов, взвешенных по риску. В любом случае это значительно больше 20 млн рублей.

 – Какой эффект, вы думаете, на рынок окажет введение предлагаемого механизма выставления инкассового поручения? Какие сложности могут возникнуть у ЛК при использовании данного инструмента?

– Инкассо в лизинге – это то, что уже давно должно работать, так как предусмотрено законодательством. По разным причинам банки не реализуют это право лизинговых компаний, ссылаясь на нечеткость определений условий в действующих правилах. Надеемся, что установление исчерпывающего списка условий для исполнения инкассового поручения банку все-таки сделает это работающим механизмом и защитит инвесторов в России, а в итоге привлечет больше капитала в отрасль и сделает финансирование российских предприятий через лизинг еще более доступным. Еще раз подчеркнем, что очень небольшая группа плохо платящих лизингополучателей, которых, как ни странно, защищает отсутствие списания, повышает риск для всей отрасли и тем самым стоимость фондирования хороших лизингополучателей, которых подавляющее большинство, увеличивается.