Интервью с Александром Михайловым, генеральным директором АО «ЛК «Европлан»
Поделиться
Facebook Twitter VK


«Рассчитываем, что регулирование лизинговой деятельности со стороны ЦБ РФ позволит повысить рейтинги компаний отрасли и привлекать фондирование по более низкой стоимости»

 – Какие значимые события произошли на рынке в IV квартале 2017 года?

 – Во-первых, это рост бизнеса. Для нас большое значение имеет ускорение в IV квартале, позволившее по итогам 2017 года компании «Европлан» законтрактовать и закупить предметов лизинга на 72,5 млрд рублей. Мы продолжили участвовать в программах госсубсидирования «Российский тягач», «Российский фермер» и «Свое дело» – поддержали госпрограмму адресного субсидирования компаний, приобретающих технику в лизинг. По версии Fitch, озвученной в III квартале 2017 года, ЛК «Европлан» стала лидером рынка автолизинга. Это же рейтинговое агентство подтвердило международный рейтинг BB- со стабильным прогнозом (высший рейтинг среди компаний сравнения) и наши сильные позиции на российском рынке лизинга. Среди других признаний: рейтинговое агентство «АКРА» присвоило рейтинг на уровне A-(RU) со стабильным прогнозом, а рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) подтвердило рейтинг на уровне ruA и улучшило его прогноз. Компания «Европлан» с успехом приняла участие в VII премии инноваций и достижений финансовой отрасли «Финансовая сфера», заняв первое место в номинации «Работа с МСБ в лизинге»; это стало показателем того, насколько успешно мы фокусируемся на основном для нас клиентском сегменте – малом и среднем бизнесе. Планируем только улучшать результаты.

 – Как изменились за последние три года каналы продаж компании? Какие каналы продаж, по вашему мнению, станут доминировать в 2018-м? Назовите направления, которые будут наиболее перспективными в 2019–2020 годах?

 – Мы используем сразу ряд маркетинговых инструментов и в целом придерживаемся принципа омниканальности в наших коммуникациях с лизингополучателями. Отслеживаем клиента на каждом этапе сделки, определяем, что с нашей стороны работает лучше. Прямое обращение в свою лизинговую компанию в 2018 году останется наиболее выгодным для лизингополучателя и лизингодателя каналом.

 – Какое влияние на участников лизингового рынка окажет применение нового федерального стандарта бухгалтерского учета (ФСБУ) «Аренда»? В чем вы видите плюсы и минусы использования нового стандартадля своей компании?

 – Для ЛК «Европлан» реформа рынка не несет особых рисков, поскольку компания является лидером автолизинга в стране и имеет более чем достаточный уровень капитала и многолетнюю прозрачную отчетность. Действующие в компании бизнес-процессы построены на принципах эффективности и прозрачности, в течение длительного времени мы выпускаем отчетность по МСФО с заключениями аудиторов из «большой четверки». Конечно, могут возникнуть дополнительные расходы на организацию учета с использованием нового плана счетов (ЕПС). Ожидаем, что они не окажут существенного влияния на финансовый результат АО «ЛК «Европлан» в связи с достаточно длительным сроком переходного периода (регулирование ЦБ РФ лизинговой отрасли планируют ввести с 2021 года). По обещанию будущего регулятора, регулирование лизинговой деятельности со стороны ЦБ РФ позволит повысить рейтинги компаний лизинговой отрасли и привлекать фондирование по более низкой стоимости.

Однако есть и возможные проблемы:

  • смена балансодержателя по большому количеству лизинговых сделок окажет единовременное негативное влияние на финансовый результат лизинговых компаний;
  • в связи с тем, что налоговая политика России не готова к таким изменениям, лизинговым компаниям придется вести отдельный налоговый учет в течение неопределенного времени;
  • при допущении непоследовательности в реформе внедрение ЕПС и одновременное изменение налогового учета могут осложнить бизнес.

 – Насколько снизились ставки по лизинговым договорам в 2017 году? Какую их динамику вы ожидаете в 2018-м?

 – Стоимость услуг лизинга, а как следствие, удорожание по договору лизинга косвенно зависит от динамики ключевой ставки ЦБ и постепенно уменьшается за счет снижения стоимости кредитных ресурсов, которые мы получаем в банках и на облигационном рынке. Однако нужно отметить, что автоматического снижения стоимости фондирования для лизинговых компаний почти никогда не происходит, это всегда кропотливая работа соответствующих подразделений компании с кредиторами.

В лизинге говорят не о процентной ставке, а о ставке удорожания. Дело в том, что в сумме договора лизинга и лизинговом платеже кредитная процентная ставка как таковая отсутствует. В отличие от кредитной сделки, которая предусматривает основной долг плюс проценты, в лизинге есть ежемесячные платежи за владение и пользование имуществом. Их сумма включает в себя возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя. Нормативно-правовыми актами не утверждены рекомендации по расчету суммы договора лизинга и лизинговых платежей, поэтому каждая компания осуществляет расчет на основании собственной методики с учетом стоимости кредитных ресурсов, стоимости риска и уровня операционных расходов компании.

Низкое удорожание по некоторым маркам и моделям автомобилей доступно за счет того, что ЛК «Европлан», будучи одним из крупнейших покупателей транспортных средств в России, получает значительные скидки от автопроизводителей и дилеров и передает эту выгоду своим клиентам. Таким образом, при сбалансированном сроке и авансе по договору лизинга, а также за счет скидки ЛК «Европлан» на автомобиль стоимость его покупки по договору лизинга (в том числе с учетом стоимости услуги лизинга) зачастую оказывается меньше стоимости покупки за собственные денежные средства клиента либо может быть равна ей. Это несет прямую финансовую выгоду для клиентов, в том числе поэтому проникновение услуги лизинга в продажи автомобилей неуклонно растет год от года.

 – Какое влияние на рынок, по вашему мнению, окажет снижение объемов госсубсидирования автолизинга? Как вы считаете, в чем заключаются главные угрозы для роста автосегмента в 2018 году?

 – Как минимум субсидия серьезно влияет на сегмент лизинга коммерческого транспорта, произведенного в РФ. Посмотрите, какова доля именно этих сделок в общем объеме рынка.

В 2017 году программа помогла бизнесу удовлетворить давно отложенные потребности в коммерческом транспорте. За последние годы продажи грузовых авто упали более чем в два раза. Программа стимулировала спрос, но не заместила его. Объем неудовлетворенной потребности в транспорте еще велик.

Что касается методов стимулирования лизинговых продаж, реализуемых лидерами автолизинга, то тут можно выделить акции, проводимые совместно с автопроизводителями. Это позволяет клиентам пользоваться лизингом на особых условиях расчета: с минимальным авансом или платежами, отсутствием переплат. Есть и специальные предложения от самих лизинговых компаний. Например, сейчас в ЛК «Европлан» при приобретении легкового авто клиент получает в подарок первое техобслуживание. Наконец, важным инструментом стимулирования выступают дополнительные сервисы. Это регистрация объектов лизинга в Госавтоинспекции и Гостехнадзоре, доставка ТС клиенту, выгодное страхование и топливная программа, услуга выкуп авто и прочее. С помощью подобных сервисов мы помогаем клиентам экономить не только деньги, но и время, а также обеспечиваем им высокий уровень комфорта при оказании финансовых услуг.

 – Какие виды автомобилей (PC, LCR, CV, HCV) будут пользоваться наибольшим спросом у лизингополучателей в 2018 году? Почему?

 – Мы ориентируемся на широкий спектр корпоративных клиентов, которые приобретают автомобили в соответствии с потребностями их бизнеса. Есть грузоперевозчики, покупающие грузовую технику; есть автопарки, приобретающие в больших количествах LCV и легковые авто; также последние две категории пользуются спросом у малого бизнеса. В 2018 году мы планируем по-прежнему максимально покрывать клиентскую потребность.

 – Какие дополнительные услуги позволили привлечь новых клиентов?

 – Так как для многих из наших клиентов важна возможность получить автомобиль сразу с номерами, пользуется популярностью услуга регистрации в ГИБДД. Дополнительно клиенты приобретают карты помощи на дорогах – как в случае с легковыми авто, так и с грузовыми. Успешной оказалась и услуга выкупа авто, благодаря которой можно быстро продать старый автомобиль и взять в лизинг новый.

Дополнительные материалы по тематике


ПРАЙМ, 12.12.2019, Рынок лизинга в РФ в 2020 г вырастет на 7%, до 1,467 трлн руб - ЭкспертРА

ПРАЙМ

Рынок лизинга в РФ в 2020 году вырастет на 7%, до 1,467 триллиона рублей, следует из презентации аналитического рейтингового агентства "Эксперт РА", представленной на конференции "Российский лизинг: перспективы и вызовы 2020".
13.12.2019

Случайный рост

Коммерсантъ

Рынок лизинга за девять месяцев вырос на 2%
03.12.2019

«Эксперт РА»: рост лизинга авто и недвижимости компенсировал динамику корпоративного сегмента

Banki.ru

Объем нового лизингового бизнеса за девять месяцев 2019 года составил 1,03 трлн млрд рублей, что всего на 2% больше аналогичного периода прошлого года, свидетельствуют предварительные данные рейтингового агентства «Эксперт РА», которое представило очередное исследование российского рынка лизинга. Такие исследования проводятся при поддержке Объединенной лизинговой ассоциации с целью предоставления информации о российском лизинговом рынке в ассоциацию Leaseurope.
18.11.2019

Автолизинг пошел против рынка

Коммерсантъ

Сегмент растет на фоне спада продаж автомобилей
18.11.2019

Моторы взяли в аренду

Российская газета

Сегмент автолизинга развивается благодаря корпоративным клиентам.
31.10.2019