Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Будущее страхового рынка

 


КАРТА ПРОЕКТА
Будущее страхового рынка

«Реальные действия, которые заставляют сегодня ненадежных игроков уходить с рынка, мы всячески приветствуем и поддерживаем»

Стагнация на рынке продолжается, убыточность сохраняется на высоком уровне. При этом многие предприятия «режут» свои страховые бюджеты. Как вы оцениваете текущую ситуацию на страховом рынке? Есть ли на рынке какой-то позитив?

Рынок находится в непростой ситуации. Но, поскольку это происходит не в первый раз, то у каждого страховщика выработан сценарий поведения в подобных экстремальных условиях.

Основным негативным фактором является макроэкономическая нестабильность, снижение ВВП и реального сектора экономики. Многие направления страхового бизнеса, например, такие, как страхование залогового имущества, зависят от кредитования. Поэтому когда на рынке нестабильно, когда кредитование сокращается, то соответственно, происходит неминуемое сжатие этих сегментов страхования. Единственно возможные драйверы – это обязательные виды страхования и те виды страхования, которые продаются через агентский канал продаж.

Главным сценарием работы в подобных условиях является повышение эффективности бизнес-процессов и снижение издержек. К сожалению, негативная ситуация в экономике наложилась на тяжелую ситуацию, которую мы наблюдаем в автостраховании. Речь идет о разгуле мошенничества и бизнеса «автоюристов», которые достигли масштаба самостоятельной отрасли теневой экономики. Сегодня вопрос мошенничества в страховании стоит очень остро, бизнес мошенников приобретает промышленные объемы. Количество случаев, когда страховщики доводят доказанное мошенничество до судов – катастрофически мало.

Единственно верным ответом на этот вызов должно стать объединение страхового сообщества против разгула преступников в целях ужесточения законодательства по страховому мошенничеству и создания единых технологий борьбы и профилактики с данной «болезнью». Создание Базы страховых историй – один из шагов в этом направлении, но его явно недостаточное.

Какую угрозу развития российского страхового рынка вы считаете наиболее существенной?

Помимо проблемы мошенничества, очень остро стоит вопрос реальности активов, которыми покрыты страховые резервы. Если взглянуть сегодня на отчетность страховщиков России, то большинство активов содержатся в инструментах отличных от наличности. И хорошо, если бы активы содержались в высокорейтинговых и ликвидных инструментах, но, к сожалению, в большинстве случаев это переоцененные, фиктивные и неликвидные инструменты.

Страховая отрасль является одной из самых консервативных. А это значит, что активы страховщиков должны быть максимально прозрачны. Сегодня встречаются ситуации, когда при андеррайтинге рисков страховщик заявляет о консервативной позиции, а при этом сформированные резервы покрываются низколиквидными активами. Трезвый риск-менеджмент должен быть во всех бизнес-процессах страховщиков – не только в андеррайтинге или урегулировании убытков, но и политике управления активами и ликвидностью. Те усилия, которые сегодня прикладывает Банк России по повышения прозрачности активов страховщиков, усилия направленные на внедрение Solvency II и те реальные действия, которые заставляют сегодня ненадежных игроков уходить с рынка, мы всячески приветствуем и поддерживаем.

Может ли рынок самостоятельно справиться со стагнацией и найти источники долгосрочного роста или без мер со стороны государства это невозможно?

Страховщики уже привыкли решать свои проблемы самостоятельно. Конечно, мы будем рады, если государство подставит плечо в борьбе с растущим мошенничеством в отрасли. В любом случае, на рынке есть внутренние источники роста. Прежде всего, стратегический сегмент в любой кризисной ситуации на рынке страхования – это розничное страхование, включая обязательные виды. Речь идет, прежде всего, об ОСАГО. Также будет востребовано страхование имущества физических лиц.

Риски того, что вашу квартиру могут залить, а автомобиль может попасть в ДТП – не зависят от того, есть в стране кризис или нет. Это будут страховать всегда. Поэтому данные виды и каналы продаж, связанные с ними, прежде всего агентские, – будут всегда менее зависимы от макроэкономической ситуации и стратегически важны. Эти виды являются одними из точек роста рынка и опорой как страховщикам, таки и агентским сетям.

Как развивается ситуация на рынке ОСАГО после изменения ключевых условий работы? Спасло ли рынок от распада повышение тарифов?

Последнее двухэтапное повышение тарифов на рынке ОСАГО на какое-то время отодвинуло рынок от края пропасти. Однако существенные риски до сих пор остаются. Прежде всего, в регионах.

При этом не нужно забывать, что одновременно с увеличением тарифов увеличились и лимиты возмещения. И данное увеличение привело к существенным перекосам в результатах работы страховщиков, например, при применении по ПВУ бельгийской модели С учетом безальтернативной схемы ПВУ сегодня – страховщик, оплачивая возмещение в размере 400 тысяч рублей, терпит существенные убытки, не являясь при этом страховщиком виновника ДТП. Алгоритм работы бельгийской модели явно не пригоден для возросших лимитов и требует пересмотра. Уже сегодня результаты от работы в условиях бельгийской модели по тотальным выплатам ОСАГО приводят к убыткам страховщиков потерпевших в сотни миллионов рублей. Наша компания, являясь активным участником страхового сообщества, неоднократно поднимала эти вопросы в рамках рабочих групп РСА, и мы твердо намерены продолжать борьбу по устранению подобных перекосов.

В части убыточности традиционного бизнеса ОСАГО ситуация в регионах продолжает оставаться крайне напряженной. К сожалению, с учетом «хвостов» урегулирования мы пока видим негативную тенденцию. А в ряде регионов, таких как Волгоград и Челябинск, ситуация по-прежнему остается критической и оставляет открытым вопрос о целесообразности дальнейшего ведения бизнеса.

Произошли ли изменения в судебной практике по автострахованию за последний год: сокращается ли практика переуступки прав требования «автоюристам»?

Окончательно вектор для судебной практики в автостраховании был закреплен январским Постановлением пленума Верховного Суда РФ. Оно имело одну очень яркую и важную особенность. Обычно такие документы готовились по итогам обобщения судебной практики за определенный период. В этом случае постановление пленума, наоборот, упредило судебную практику. По сути, нижестоящие суды получили инструкцию по рассмотрению споров, вытекающих из договоров ОСАГО. Совершенно очевидно, что установки, данные в Постановлении, имели тенденциозный характер и не являлись результатом анализа правовых норм. С учетом особых трактовок страховой компании стало практически невозможно отказать в страховой выплате.

Говоря о том, чего больше - хорошего или плохого - для страховщиков в этом судебном акте, можно с уверенностью сказать, что плохого гораздо больше.

Кроме того, Верховный суд установил жесткие процессуальные условия взыскания штрафных санкций по ОСАГО, сделав рассмотрение этого вопроса обязательным для судов. При этом возможность снижения дополнительных мер финансовой ответственности всех видов: штрафов, неустойки, финансовых санкций по ходатайству ответчика стало редким исключением.

Тем самым, была создана очень благотворная среда для «автоюристов», которые под лозунгами защиты прав потребителей, на практике озабочены исключительно получением личной выгоды.

В таких регионах, как Челябинск, Волгоград, Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар и т.д. «автоюристы» и связанные с ними группировки продолжают вести активную деятельность по выкупу убытков у пострадавших. В большинстве случаев это мошенники, которые скупают убытки «на месте», всяческими способами лишают страховщика возможности провести осмотр транспортных средств, побывавших в ДТП, и направляют убытки в суды, которые продолжают занимать ярко выраженную негативную позицию по отношению к представителям страхового сообщества.

Какие меры могут способствовать защите прав страхователей и выгодоприобретателей, не ущемляя при этом интересы страховых компаний?

Вопрос многоплановый. С одной стороны, дискуссия вокруг защиты прав страхователей всегда рискует стать популистской, когда оратор в угоду своим политическим или каким-то иным, в том числе коммерческим стремлениям, на словах объявляет себя защитником потребителей страховых услуг.

С другой стороны, те процессы, которые сейчас происходят под лозунгами защиты прав страхователей, естественны практически для любой отрасли.

Экономики многих стран в разные периоды и в разных отраслях переживали коллизии, направленные на наиболее полную защиту прав потребителей.

Мы рассматриваем этот процесс в контексте страхового рынка как закономерный. При этом нельзя не отметить, что вокруг защиты прав страхователей сформировался самостоятельный бизнес «автоюристов», который зачастую с защитой прав страхователей ничего общего не имеет.

Нельзя также упустить из виду, что руководители наиболее известных контор «автоюристов» – сами в прошлом страховщики, зачастую работают в тесном контакте с отделами урегулирования или юридическими подразделениями страховщиков. В такой ситуации данные личности, фактически используя свои знания о слабых сторонах прошлых работодателей, нарушая соглашение о неразглашении коммерческой тайны, искусственно раздувают мнимые проблемы в страховании ОСАГО в угоду собственной прибыли. При этом, исполняя служебные обязанности на работе у страховщиков, эти люди не желали решать данную проблему и защищать права страхователей.

В любом случае, страховщики, учитывают опыт противостояния с «автоюристами» и положительно меняют свои бизнес-процессы, выстраивая эффективную защиту своих интересов и прав законопослушных страхователей.

Однако, в любом случае, в убытке оказывается государство, которое недополучает налоги с прибыли «автоюристов», а также сами страхователи, которые - в лучшем случае - вынуждены платить повышенные премии по ОСАГО, а в худшем - вообще остаются без офисов страховщиков, которые вынуждены сворачивать бизнес в регионах.

На мой взгляд, наиболее логичным движением в направлении защиты прав страхователей будет введение свободного тарифообразования в ОСАГО, когда тариф будет отражать реальную меру риска данного вида страхования, включая степень защиты интересов потребителей страховых услуг.

Смогут ли новые технологии (электронные полисы, PAYD, интерактивное урегулирование) в среднесрочной перспективе существенно поменять лицо страхового рынка? Как реализовывается идея отказа от бумажных бланков строгой отчетности в ОСАГО?

Если говорить о телематике, то это вопрос долгосрочной перспективы. Мы пока не знаем положительного примера использования подобных технологий в России. На сегодняшний день это, прежде всего, маркетинговый инструмент, который используется для привлечения клиента. Но для страховщика выгоды пока не могут быть монетизированы в тех объемах, которые способны привлечь в данный сегмент крупных серьезных игроков. Как и с любой новой технологией, должно пройти время, чтобы рынок ее оценил.

В части электронного ОСАГО – несмотря на старт продаж, какие-либо выводы можно будет сделать только через год. Все еще остается достаточно много вопросов с синхронизацией сервисов и технической частью в целом. Пока мы способны реально оценить существенные ресурсы, которые пришлось направить на реализацию этого проекта. При этом есть и правомерные опасения относительно того, что страховые мошенники будут широко использовать возможности интернета для реализации своих преступных замыслов.

Статистика первых продаж электронного ОСАГО говорит о том, что нововведением особо охотно пользуются жители тех регионов, где убыточность выше 100%.

Урегулирование в режиме онлайн также пока недостаточно развито на рынке и скорее имеет вид сервиса, когда клиент может направить документы на проверку комплектности и предварительный анализ страховщику. Страховые компании все же пока не готовы осуществлять выплаты не видя оригиналов документов.

Как вы оцениваете перспективы создания государственного перестраховщика? Имеет ли эта инициатива экономический смысл?

Пока к этой инициативе можно относиться только с осторожностью, поскольку любое государственное вмешательство в сферу коммерческих отношений потенциально несет в себе опасность.

Уже много сказано по этому поводу. В дискуссиях неоднократно обсуждалась экономическая нецелесообразность траты такого огромного количества бюджетных денег. Кроме того, на примере некоторых стран СНГ мы видим, что подобное нововведение таит в себе непосредственную и прямую угрозу свободе страхового рынка, когда при появлении национальной перестраховочной компании каждый страховщик обязан перестраховывать свои риски в определенных долях на заранее определенных условиях, что фактически является налогом.

Помогло ли введение института спецдепозитария повысить качество активов страховых компаний?

При всей важности контроля за прозрачностью активов страховщиков прошло еще очень мало времени для того, чтобы оценить, насколько действенным является новый институт.

Хочу отметить, что при реализации проекта нам впервые пришлось начинать работу по столь технологически трудоемкому процессу в отсутствие активных регулятивных норм. И, несмотря на конструктивные предложения страхового сообщества о переносе сроков для завершения подготовки систем спецдепозитариев и страховщиков, мы не были услышаны регулятором.

Что касается полезности этого нововведения для нас, то нам сложно ее оценить, поскольку мы всегда знаем стоимость своих активов и обязательств, сроки возврата и ожидаемый доход.

«МАКС» один из немногих страховщиков, чьи активы на 80% представлены денежными средствами и денежными эквивалентами, так как ликвидность и платежеспособность мы считаем основными показателями в деятельности страховой компании.

Каков ваш прогноз динамики взносов на 2015-2016 годы? Какие виды страхования дадут наибольший прирост взносов? Какие виды страхования ждет стагнация?

Положительную динамику можно ожидать только в ОСАГО и в сегментах добровольного страхования физических лиц: квартиры, дачи, личное страхование. Имеет неплохой потенциал и добровольное медицинское страхование мигрантов. В корпоративном сегменте мы ожидаем, что ситуация будет усугубляться прежде всего из-за безответственного поведения тех участников рынка, которые продолжают демпинговать. Относительно стабильным будет сегмент обязательного страхования ответственности перевозчиков. Также, вероятнее всего, не произойдут потрясения в секторе обязательного личного страхования. В остальных видах – скорее всего, произойдет падение, либо - в лучшем случае - стагнация. Кроме того, всех нас ждет ужесточение конкуренции и дальнейшая концентрация рынка вокруг компаний из первой десятки.