Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Будущее страхового рынка

 


КАРТА ПРОЕКТА
Будущее страхового рынка

- Надежда Васильевна, как Вы оцениваете текущую ситуацию на страховом рынке? Темпы прироста взносов резко сократились, убыточность выросла, а рентабельность собственных средств упала до минимального за последние пять лет значения. Суды принимают решения, отметающие правила страхования и условия договоров. Все-таки есть ли на рынке какой-то позитив?

Действительно, на рынке, сложилась непростая ситуация. Проблема не только в росте средних выплат. Корень всех проблем – демпинг. И в автостраховании, и в корпоративном страховании имущества, и в ДМС. Но с учетом массовости и характера убытков наиболее опасны  его последствия именно в автостраховании – проблемы здесь нарастают со скоростью снежного кома. Также усугубляет положение судебная практика вкупе с разгулом «автоюристов».

Все большее количество страховщиков заявляет о том, что они либо сокращают розничный бизнес, либо выходят из него вовсе, некоторые проводят санацию портфеля. Тут возникает вопрос – куда идти - если это не автострахование и если не обсуждать варианты сворачивания бизнеса?

Таким образом, мы приходим к проблеме демпинга в корпоративном секторе имущественного страхования. Тарифы не обоснованы с точки зрения степени риска и цены перестрахования, что приводит к росту убыточности в этом сегменте и, особенно, в страховании залогов. Растет количество очень крупных убытков по имуществу, которые особенно стали заметны на фоне демпинга. 

В погоне за клиентом и чтобы выдавить конкурентов ряд игроков снижают цены в ущерб их экономической обоснованности,  не заботясь о том, что впоследствии придется осуществлять страховые выплаты.

Остается только надеяться, что громкие крупные убытки, которые уже начали заявлять, остановят эту тенденцию. 

Отрадно видеть, что ряд известных страховых компаний не ввязывается в эту гонку. Но, к сожалению, по-прежнему достаточное количество значимых игроков продолжают демпинговать, оказывая колоссальный прессинг на рынок. В ряде случаев возникает обоснованное мнение, что рынок расчищается под конкретные компании, что не может не вызывать опасений.

Несмотря на трудности, мы стараемся смотреть на ситуацию позитивно. Любая трудность и осознание трудности – это возможность решить проблемы.

- Каков Ваш сценарий развития ситуации на страховом рынке после повышения лимитов в ОСАГО?

- Кризисная  ситуация с ОСАГО была в немалой степени обусловлена тем, что цена ОСАГО не соответствовала тому содержанию и объему услуг, которые требовались потребителям.

Принятые поправки в Закон об ОСАГО - это серьезный шаг, который призван способствовать установлению зрелых отношений между страховщиками и страхователями. Увеличены лимиты возмещения, сделаны шаги к безальтернативному прямому возмещению убытков без справок – все это должно облегчить жизнь нашим гражданам.

Повышение лимитов по ОСАГО неминуемо приведет к увеличению средних выплат.  Ужесточение сроков урегулирования, введение безальтернативной прямой процедуры, безлимитного европротокола в 4 регионах, не говоря уже о продаже электронных полисов – все это будет требовать вложений в изменение бизнес-процессов и увеличивает возможность для конкуренции.  Кроме того, Закон об ОСАГО подразумевает серьезные штрафные санкции для страховых компании за нарушения при заключении договоров и несоблюдения сроков урегулирования по ОСАГО.

Ещё до принятия поправок в 30 регионах убыточность по ОСАГО составляла более 77 %. Т.е. с учетом расходов на ведение дела она превышала 100 %.Именно поэтому, страховые компании  с таким нетерпением ожидали, когда будут озвучены новые тарифы на ОСАГО.

Сейчас, когда это произошло, приходится констатировать, что даже возможность повышения до 30 % базовых тарифов, притом, что региональные коэффициенты останутся прежними, не улучшит ситуацию для страховых компаний. Таким образом, новый Закон об ОСАГО оказался довольно жестким для страховщиков, и велика вероятность, что некоторые из них уйдут с этого рынка.

- Как привлечь внимание государства к проблемам страхового рынка, не связанным с рынком ОСАГО? Какие проблемы необходимо решить в первую очередь?

- Если бы был известен действенный рецепт привлечения внимания государства к вопросам страхования, то этих проблем не было. Самые значимые сигналы – это поведение рынка и отдельных серьезных игроков. Есть серьезный риск того, что проблемы в области автострахования на рынке и демпинг в корпоративном секторе могут стать серьезным катализатором банкротств и сдачи лицензий.

Уже сейчас наметились негативные тенденции, на которые государство просто обязано обратить внимание. Прежде всего, это исход инвесторов, существенная оптимизация страховыми компаниями своего регионального присутствия.

Страховщики  умеют считать свои затраты и выстраивать эффективные бизнес-процессы. То, что  ряд крупных игроков фактически сворачивает работу по массовым видам страхования, говорит о том, что у серьезного бизнеса пропадает интерес и стимулы к работе. Очень хочется надеяться, что мы все-таки увидим внимание государства к этим проблемам.

На любом рынке есть надежные компании, отвечающие всем требованиям и выполняющие обязательства перед своими клиентами, сотрудниками и акционерами. Вместе с тем есть и отдельные игроки, чья деятельность бросает тень на все сообщество. Страхование не является исключением.

По нашему мнению, страховой рынок должен быть очищен от непонятных компаний. Сделать это можно, в частности, путем законодательного ужесточения контроля за финансовой надежностью страховщиков. Это, естественно, приведет к снижению количества участников рынка, но и не ослабит конкуренцию.

Что касается вопроса о надёжности партнерства страховщиков с властями, то нужно понимать, что само существование страхового рынка – выгодно государству. Страховщики предоставляют защиту гражданам. Если гражданин не защищен, при любой проблеме они идет к властям. В этой связи, все усилия страховщиков на развитие рынка  это и есть помощь государству и вклад в его процветание.

- Как Вы оцениваете вероятность и перспективы реализации инициатив отдельных чиновников и некоторых государственных ведомств, нацеленных на создание государственных страховых компаний для работы в отдельных секторах страхования или на отдельных территориях? Имеют ли они экономический смысл?

- К сожалению, опыт показывает, что инвестиции государства в поддержку отраслей не всегда эффективны. Случаи, когда денежная помощь или инвестиции государства вкладывалась в депозиты, а не использовалась для поддержки реального сектора, не позволяют думать, что похожий подход в страховании может быть более эффективен.

Как минимум есть один пример создания государственной перестраховочной компании. Нельзя сказать, что инвестиции в создание перестраховочных емкостей на сегодняшний момент как-либо сильно повлияли на развитие рынка.

- Как Вы оцениваете перспективы введения новых обязательных видов страхования?

- Страхователи всегда воспринимают обязательный вид страхования как налог, поэтому с количеством обязательных видов важно не переборщить.

Если брать пример ОСАГО, то этот вид страхования, как показала история, стал локомотивом добровольного страхования автотранспорта и других рисков физических лиц – агенты и страховщики получили выход на граждан и дополнительную возможность предлагать им свои услуги.

К сожалению, опыт страхования ОСОПО и ОСГОП показывает, что ожидаемыми локомотивами добровольного страхования юридических лиц,  эти виды не стали. Отчасти это связано с разницей в методах продаж физическим и юридическим лицам. 

Говоря в целом об эффективности обязательного страхования, нужно отметить, что его первоочередная задача заключается в повышении социальной защищенности граждан. С этой точки зрения все обязательные виды работают. С появлением ОСАГО – конфликты на дорогах в основном перешли в правовую сферу, пострадавший имеет гарантии выплат. Те поправки в закон об ОСАГО, которые были внесены, еще больше повышают социальную защищенность пострадавших: увеличены лимиты, снижен вычитаемый износ и т.п.

В случаях ОСОПО и ОСГОП были впервые закреплены ощутимые лимиты в части возмещения вреда жизни и здоровью ( 2,025 млн.рублей – намного выше, чем скажем, ранее по ОСАГО). Недолгая история этих видов страхования и, значительная практика  выплат, уже позволили выгодоприобретателям получить возмещения за ущерб как при авариях на опасных объектах, так и при перевозках.

- За счет чего страховщики могут поддержать собственную рентабельность? 

Проблема рентабельности бизнеса страховых компаний ежегодно изучается аналитиками рынка. Начиная с 2009 года они пишут о падении рентабельности собственных средств страховщиков до «минимального уровня». При этом  минимальным уровнем в 2009 г. считали 8,4% , а в 2013 – 6.1%

Факторами снижения рентабельности являются ежегодное увеличение расходов по  урегулированию убытков, увеличение издержек на сопровождение бизнеса. Также значимый вклад в снижение рентабельности вносит демпинг, о чем я говорила ранее.

В последнее время, к факторам, существенно влияющим на рентабельность, добавились судебные издержки и затраты на содержание юридического аппарата, которые в 2013-2014 годах в среднем выросли в 2,5 раза. Это стало результатом массового применения в отношении  страховщиков  «Закона о защите прав потребителей», чем не преминули воспользоваться «автоюристы» и разного рода мошенники.

- За 2013 год - первое полугодие 2014 года несколько иностранных инвесторов заявили об уходе с российского рынка. Это связано с сокращением рентабельности страхового бизнеса в России в 2013 году или с более глубокими проблемами рынка?

- Иностранные игроки привыкли вести бизнес в стабильных и предсказуемых условиях. Ситуация с ростом судебных выплат выглядит для иностранцев непонятной. Наряду с некоторыми проблемами в менеджменте компаний, испытывающих трудности, это привело к отрицательным результатам. Макроэкономические и геополитические риски только усугубляют ситуацию.

Все это заставляет инвесторов выходить из капитала. Тем не менее, в условиях адекватного менеджмента, когда объект инвестиций продолжает показывать положительный результат –  инвесторы по-прежнему присутствуют в капиталах российских страховщиков. 

- На Ваш взгляд, развитие нетрадиционных каналов продаж (салоны связи, сайты авиакомпаний, интернет и другие) может принести страховщикам дополнительную прибыль, или, скорее, является неэффективными инвестициями?

- Во-первых, сразу хотелось бы отделить салоны связи от каналов продаж, связанных с Интернетом – собственного интернет-магазина, сайтов авиакомпаний и прочих посредников. Эти каналы принципиально отличаются друг от друга, у них разная целевая аудитория, разные механизмы привлечения клиентов.

Надо понимать, что салоны сотовой связи - это уникальное российское явление, не имеющее аналогов в развитых странах. Сегодня они продают практически все, начиная от мобильной электроники, бытовой техники, игрушек и заканчивая авиационными и театральными билетами. После банков – это крупнейшие посредники по  продаже финансовых услуг, таких как оплата сотовой связи, оформление и обслуживание кредитов,  денежные переводы, страхование.

Можно констатировать, что у нас салоны сотовой связи являются самыми мощными локальными центрами притяжения клиентов. Это позволяет эффективно организовать продажу страховых услуг.  Нельзя не отметить достаточно высокий уровень доверия потребителей к данному каналу, что немаловажно при продаже финансовых услуг.

Работа через салоны связи не требует масштабных инвестиций. Для продаж, как правило, используются адаптированные страховые продукты, затраты на доработку которых не столь велики. Иногда требуется рекламная поддержка и определенный маркетинговый бюджет. Как показывает практика, рекламная компания страхового продукта для продажи в салонах сотовой связи более эффективна, чем для продажи в собственных офисах из-за несопоставимости количества точек продаж.

Полагаю, что в ближайшие 5-8 лет салоны сотовой связи останутся одним из крупнейших розничных продавцов.

Отношение к Интернет-каналу не столь однозначное.

Во-первых, на сегодня продажа страховых продуктов в электронном виде, выразимся корректно, не является общепризнанной практикой. Зачастую у клиентов отсутствует опыт работы с интернет-услугами.  Страховщики, и мы в том числе, которые решаются на такие продажи, в определенном смысле рискуют. По нашей оценке, по наиболее продаваемым продуктам, требуется выезд именно  страхового специалиста,  а не курьера.

Вторым важным аспектом является осмотр принимаемого на страхование имущества. Технологии, позволяющие провести дистанционный осмотр, например, через средства мобильной связи,  носят экспериментальный характер и не введены в промышленную эксплуатацию. Поскольку параметры договора зависят от результатов осмотра, то из практики, договор не готовится заранее, а все равно оформляется на месте, даже если предварительный расчет сделан на сайте.

Поэтому, наибольшее распространение получили Интернет-продажи полисов ВЗР (электронная форма признана как клиентами и партнерами, так и визовыми центрами) и «коробочные» продукты с инициализацией (активацией) через кол-центр и сайт. При этом объем таких продаж несопоставим с показателями даже небольшого московского офиса.

Приходится констатировать, что Интернет на сегодня является, скорее, средством привлечения клиентов, чем полноправным каналом продаж. Страховщики, для которых Интернет является основным каналом продаж, в ближайшие годы будут оставаться убыточными.

- Каковы первые итоги работы мегарегулятора на страховом рынке? Какие изменения в регулировании страхового рынка необходимо внедрить в первую очередь?

- Я всегда выступала за ужесточение правил, призванных обеспечить прозрачность бизнеса.

В части контроля  финансового состояния страховых компаний, нам очень близок подход, который демонстрирует регулятор. В основе инвестиционной модели «МАКСа» на протяжении многих лет лежит  принцип безусловной сохранности собственных средств и средств страховых резервов, взвешенный подход к выбору инструментов для инвестирования и расстановка приоритетов: отсутствие рисков сиюминутной прибыли в ущерб качеству инвестиционного портфеля.

И у компании не возникло проблем, когда Центробанк установил ежемесячный контроль над качеством активов ЗАО «МАКС», как системообразующего российского страховщика.

Есть ряд проблем с так называемыми вмененными видами страхования ответственности, носящими характер финансовых рисков. Речь идет о страховании туроператоров и застройщиков. Оба закона принимались фактически без плотного контакта со страховым сообществом, без учетом накопленного опыта  профессионалов. В случае со страхованием туроператоров, мы уже к видим к чему это привело. Большинство пострадавших туристов не получили в полной мере возмещения ущерба, нанесенного банкротством туроператоров. Если подход не будет изменен – то же самое будет и со страхованием застройщиков.

Принимая подобные законы, законодатель, к сожалению, не возложил на страхователя никаких особых дополнительных требований, кроме обязанности страховаться: По-прежнему можно стать туроператором с минимальным уставным капиталом, без солидного инвестирования в основные средства и создание отлаженных бизнес-процессов. Как можно требовать от субъектов данной отрасли ответственно относится к бизнесу, занятие которым не предполагает серьезного обеспечения и вложений? Перекладывание ответственности на страховщиков – не решает проблему: такие риски берут малоизвестные компании, потому как доверия к туроператором никакого нет.

Участие мегарегулятора в создании и корректировке подобных видов страхования, а также большее внимание к страховщикам, которые занимаются данными видами страхования, в том числе, в части  проверки качества активов и оценки платежеспособности – будет несомненным плюсом.

- Каковы выгоды и издержки перехода на принципы пруденциального надзора за страховщиками? Как Вы оцениваете текущий уровень надежности и транспарентности российского страхового рынка?

- Осуществление предварительного, "раннего" надзора позволяет  регистрировать потенциальные  осложнения и проблемы в деятельности финансовых институтов. Соблюдение  пруденциальных норм  обеспечивает надежность, ликвидность и платежеспособность, управление рисками, защиту интересов акционеров и вкладчиков.

Что касается издержек, то практика показала, что с усилением пруденциального надзора     расходы на содержание службы внутреннего аудита, служб внутреннего контроля, актуариев и т.п. при современных требованиях регулятора  будут расти.

Но острее стоят вопросы скорее методологического и нормативного свойства, а не  материальные затраты.

По нашему мнению, разработка системы пруденциальных норм должна учитывать особенности страхового рынка России. Технический перенос Банком России европейских банковских нормативов и стандартов на российских участников финансового рынка чреват пробелами учета специфических отраслевых рисков и уходом с рынка большого числа участников. Так, требования регулятора, в особенности к достаточности капитала, должны учитывать особенности деятельности компании. При этом возрастает важность выстраивания  отлаженной системы взаимодействия между участниками страхового рынка  и регулятором.

Уровень надежности российского страхового рынка в текущем моменте оценить не просто.  По нашему мнению ключевым фактором для оценки надежности в текущем моменте является не капитал, который, как показывают исследования Банка России,  у российских страховщиков на отчетную дату достаточен, а обеспеченность сформированных страховых резервов ликвидными, реально ликвидными активами!

Уровень раскрытия финансовой и корпоративной информации российскими страховыми компаниями  мы считаем удовлетворительным. Публичной информации достаточно.

- Каков Ваш прогноз динамики взносов на 2014-2015 годы? Какие виды страхования дадут наибольший прирост взносов? Какие виды страхования ждет стагнация?

- В стране в целом наблюдается тенденция замедления роста экономики, и страховой рынок не исключение. Показательным примером является ситуация с каско. Темп прироста сборов по этому виду страхования в 1 полугодии 2014 г. снизился в 4 раза. Одной из основных причин замедления этого направления является стагнация на автомобильном рынке. И этот фактор никуда не исчезнет. Например, продажи автомобилей  в августе  ознаменовались очередным рекордным падением в 25,8%.

Но другой причиной, повлиявшей  на продажи каско, является повышение тарифов в этом виде страхования, которое в свою очередь вызвано  резким ростом убыточности за счет изменений  судебной практики,  а именно в массовом распространении на  страхование действия закона о защите прав потребителей, а также  в связи с увеличением стоимости ремонта в связи с резким падением рубля по отношению к другим валютам.

Страховые компании обязали платить по угонам автомобилей без предоставления комплектов ключей и оригиналов документов, платить за водителей, которые не вписаны в полис, а также по договорам с просроченными сроками оплаты и т.п. Т.е. судебная практика фактически принуждает страховые компании независимо от обоснованности претензий клиента осуществить все выплаты до суда, чтобы минимизировать судебные издержки.

Кроме того, очень важным фактором для рынка является сложная ситуация с ОСАГО. Фактически, в настоящее время все участники рынка ОСАГО находятся в ожидании тех последствий, которые повлекут за собой вступившие в силу поправки в закон об ОСАГО. Реально оценить результаты этих изменений можно будет в конце 2015 года. Отдельные тенденции уже видны сейчас. Например, учитывая, что по новым нормам страховщики не могут отказывать в получении полиса ОСАГО, многие страховые компании начали процесс оптимизации своих филиальных сетей. Ими делается ставка на увеличение кросс-продаж и приоритетом становиться комплексное обслуживание клиентов. Но если в случае с каско клиенты являются фактически целевой аудиторией большинства страховщиков, которой можно предлагать программы скидок при комплексном обслуживании, иные виды страхования – страхование имущества, жизни и т.д., то в случае с ОСАГО граница между комплексным обслуживанием клиентов и навязыванием дополнительных услуг является достаточно размытой.

С большой долей уверенности можно сделать предположение, что если новые тарифы ОСАГО не смогут компенсировать уже сформировавшуюся убыточность, то страховщики будут продолжать процесс оптимизации своих продающих подразделений, что в результате приведет к стагнации на этом рынке.

На фоне  такой ситуации в автостраховании страховщики в розничном сегменте начинают разворачиваться в сторону страхования имущества физических лиц. Причем потенциал здесь достаточно большой, т.к. по оценкам экспертов в стране застраховано не более 5 % имущества граждан. Осознанное добровольное решение застраховать свое имущество, которое не навязывается условиями кредитного договора, является движением в сторону цивилизованного общества. И определенную поддержку в данном направлении могут оказать инициативы Правительства, связанные с обсуждением обязательного страхования имущества граждан. Конечно, ожидать мгновенного роста в 2015 году не стоит, но без инициатив государства данный сегмент страхования вряд ли продемонстрирует взрывной рост.

Статистические данные ЦБ по страховым компаниям показывают замедление темпов прироста объемов премий по страхованию имущества юридических лиц. Происходящее напрямую связано с замедлением роста экономики в целом, сокращением доходов предприятий и снижением объемов кредитования юридических лиц. В условиях сокращения ликвидности предприятий такие статьи расходов организаций как страхование имущества отходят на второй план.

Можно прогнозировать рост страхования сельскохозяйственных рисков в 2015 году, учитывая, что на господдержку страхования сельского хозяйства в бюджете 2014 года предусмотрено около 6 млрд. руб. а также учитывая, что государственная поддержка аграриев в 2015 году сохранится на том же уровне. Кроме того, толчком к развитию сельхозстрахования может послужить общий разворот в сторону отечественных аграриев с учетом санкций в отношении зарубежных производителей.

Определенное воздействие на страховой рынок окажет и туристический бизнес. Несомненно, что серия банкротств туристических компаний, произошедших в последнее время, повлечет за собой пересмотр «правил игры» в данном сегменте страхования, в том числе со стороны государства.

Существующие проекты по корректировке закона о туризме не способны решить выявленных проблем. В частности, перекладывание бремени ответственности страхования рисков банкротств с плеч туроператоров на самих туристов облекает риски в другую форму, но не решает проблемы, так как не наводит порядок в туристической отрасли и не ужесточает ответственность за мошенничество.