Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Интервью с Еленой Махотой, Вице-президентом-руководителем блока "Малый, средний и розничный бизнес" Промсвязьбанка

 Елена Махота

Какие, по Вашим оценкам, результаты показал рынок кредитования МСБ в 1-м полугодии?

Развитие рынка кредитования МСБ в 1-м полугодии происходило под воздействием следующих определяющих факторов:

  1. снижение рентабельности существующих кредитных портфелей банков на фоне отсутствия их прироста, роста стоимости ресурсов и роста просроченной задолженности;
  2. существенный рост рисков кредитования (кредитных и имущественных) в ситуации неопределенности во всех сегментах кредитования;
  3. падение числа предприятий МСБ, в том числе действующих и кредитоспособных;
  4. динамика развития предприятий малого бизнеса свидетельствуют о смещении в данном сегменте на один шаг назад.

Сокращается число предприятий МСБ и объемы их бизнеса (в среднем падение выручки составляет 15–20% по сравнению с докризисным периодом, снижается прозрачность бизнеса (до 30–50%), что отмечается банками и различными органами государственной власти как серьезная проблема.

В целом, оценивая результаты рынка кредитования МСБ в 1-м полугодии, можно констатировать, что все активные операции банков были направлены на поддержание текущих кредитных портфелей без какого-либо прироста, а также рефинансирование и реструктуризацию проблемных активов.

Расширилась ли поддержка государством кредитования в 1-м полугодии как обещалось?

На поддержку малого и среднего бизнеса в РФ в течение 2009 года через систему госбанков планируется выделить порядка 100 млрд рублей.

При этом ВЭБ выделил в текущем году на эти цели около 30 млрд рублей. Кроме того, Европейский банк реконструкции и развития и Deutsche Bank выделяют на развитие малого и среднего бизнеса в России под гарантии ВЭБа около 1 млрд евро.

В 2008 году на поддержку малого бизнеса через ВЭБ было выделено порядка 9 млрд рублей. Эти средства были направлены на создание новых производств и рабочих мест. Говоря о финансировании малого бизнеса в 2008 году в целом, можно отметить, что через систему государственных и связанных с ним банков было выделено в общей сложности на эти цели 30 млрд рублей.

Продолжается ли ужесточение требований к заемщикам или этот процесс остановился?

Доступность заемного финансирования значительно снизилась: число активно кредитующих банков в целом и продолжающих наращивать кредитные портфели МСБ в частности, существенно сократилось. На фоне резкого роста общеэкономических рисков и ситуации неопределенности требования к заемщикам (по финансовому состоянию, по качеству залогового обеспечения кредитов и применяемым коэффициентам дисконтирования и пр.) и условия кредитования существенно ужесточились (объемы кредитования снизились в 2–2,5 раза, срок кредитования — до 1–3 лет, процентные ставки в некоторых банках повысились до 25–30%).

Зачастую банки предоставляют ссуды только под залог недвижимости. В текущем году, вероятнее всего, рынок покажет отрицательную динамику.

Как вы оцениваете динамику качества портфелей МСБ по сравнению с остальными направлениями кредитования (корпоративные заемщики, ФЛ)?

Средний уровень просроченной задолженности по кредитам малого бизнеса в "Промсвязь-банке" 2009 г. прогнозируется на уровне 7%, во многих других банках он может достигать 10%.

За год средний уровень просроченной задолженности вырос практически в два раза. Дальнейшего резкого увеличения этого показателя ожидать, скорее всего, не приходится, чего, к сожалению, нельзя сказать о «корпоративных» и «розничных» портфелях банков.

Есть ли структурные сдвиги в плане отраслевой принадлежности заемщиков и их обеспечения?

По отраслевой принадлежности лучшие перспективы ожидают предприятия потребительского рынка, нацеленные на конечного клиента. К ним можно отнести розничные и мелкооптовые магазины и торговые сети, предприятия сферы услуг. Среди производителей хорошо себя будут чувствовать небольшие компании пищевой и химической промышленности, пекарни, колбасные цеха, фасовочные линии и подобные модульные структуры. Хуже всех дела идут у МСБ, специализирующегося на строительстве и производстве материалов, оптовой торговле металлопродукцией, производстве и реализации продукции премиального сегмента.

Компании малого и среднего бизнеса по определению являются более гибкими и адаптируемыми к изменениям рыночной конъюнктуры по сравнению с крупным бизнесом. Они способны быстрее переключиться на производство новой продукции и оказание новых услуг, оперативнее сократить издержки, наилучшим образом использовать свои преимущества в быстро меняющейся обстановке.

Каким, по Вашим оценкам, станет 2010 год для рынка?

В настоящий момент имеется 2 позитивно воздействующих фактора - меры по государственной поддержке и рост интереса к сегменту МСБ относительно небольших банков.

Объем рынка кредитования малого и среднего бизнеса (МСБ) в России к 2010 году может увеличиться более чем в два раза и достигнуть $80-90 млрд. В ближайшие два года темпы роста сегмента кредитования МСБ могут составить 70-100% в год. В настоящее время емкость рынка оценивается в $35-40 млрд, но спрос удовлетворен лишь на треть.

При этом, более половины предприятий МСБ относятся к сфере торговли. Например, в кредитных портфелях банков доля таких компаний составляет порядка 70%. Между тем, наименьшие риски в плане кредитования представляет собой производство высокотехнологичной продукции и сфера услуг.

Малый и средний бизнес – это очень перспективный сегмент, в котором риски ниже, чем в потребительском кредитовании, а маржа выше, чем в сегменте кредитования крупных корпоративных клиентов, доля «плохих» кредитов в среднем по рынку не превышает 6%.

Идеальный клиент в сегменте кредитования МСБ: компания или индивидуальный предприниматель, работающие не менее 9 месяцев в сфере услуг, торговли или производстве, с годовой выручкой не более $15-20 млн.