Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Аудит и консалтинг

 


Интервью
КАРТА ПРОЕКТА
Аудит и консалтинг

«Миграция крупного российского бизнеса к отечественным акг в целях аудита консолидированной отчетности – это, скорее, тенденция, нежели единичные примеры»

Какие события на российском рынке аудита и консалтинга за последние 20 лет вы считаете наиболее значимыми и почему?

Сложно определить несколько главных событий, существенным образом повлиявших на рынок аудита и консалтинга за последние 20 лет. Среди основных изменений можно назвать переход в 2010 году к саморегулированию аудиторской деятельности в России, усиление роли внутреннего контроля, а также осуществляемый в настоящее время поэтапный переход на международные стандарты аудита. Происходит постоянное ужесточение требований к профессиональным качествам аудитора.

В целом следует отметить, что за это время рынок претерпел существенные изменения. Если 20 лет назад под термином «аудит» в значительной степени понималась проверка налоговой отчетности на предприятиях, то теперь основной задачей аудита является подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности компаний в соответствии с правилами международных стандартов аудита и наличие в аудиторских организациях должной системы внутреннего контроля.

То же касается и консалтинговых услуг. Изначально консалтинговые услуги были направлены, в основном, на оптимизацию налогов. В настоящее время существенную часть консалтинговых услуг составляет стратегический и управленческий консалтинг. Крупные компании заинтересованы в создании и внедрении интегрированных систем учета активов, поддержки принятия и контроля исполнения решений по сделкам и другим операциям с ними. Это обусловлено стремлением компаний к сокращению издержек и повышению эффективности бизнеса.

Что наиболее значимое произошло в вашей компании за 20 лет и в 2015 году?

Как было отмечено выше, сложно выделить несколько существенных событий за столь долгий срок.

Наша компания развивалась вместе со всей аудиторской отраслью в стране. За прошедшие годы компания смогла стать одной из ведущих аудиторских компаний в России.

При этом, с одной стороны, наша компания стала полномочным представителем в России сети RSM, являющейся шестой аудиторской сетью в мире. А с другой стороны, сама компания «РСМ РУСЬ» является головной компанией сети, объединяющей несколько десятков региональных аудиторских компаний по всей России, функционирующих под нашим брендом. С точки зрения нашей компании, сформированной на основании многолетнего опыта ведения бизнеса в области аудита в России, узнаваемый бренд – это половина успеха. Подобная точка зрения подтверждается также деятельностью «большой четвёрки» в России. Но главная составляющая успеха, с нашей точки зрения, качественная работа. Это и является нашим основным приоритетом.

Какие тенденции будут оказывать на рынок аудита и консалтинга определяющее воздействие в 2016 году и в перспективе ближайших двух-трех лет?

Как отмечалось выше, крупные компании заинтересованы в создании и внедрении интегрированных систем учета активов, поддержки принятия и контроля исполнения решений по сделкам и другим операциям с ними. Спрос на такие услуги в настоящее время связан со стремлением компаний к повышению управляемости, сокращению совокупных издержек и повышению эффективности бизнеса.

По нашему мнению, данная тенденция также будет иметь место в ближайшие 2-3 года.

Как вы оцениваете миграцию крупного российского бизнеса к отечественным АКГ в целях аудита консолидированной отчетности (Газпром, Ростехнологии). Это единичные примеры или формирующаяся тенденция?

По нашему мнению, миграция крупного российского бизнеса к отечественным АКГ в целях аудита консолидированной отчетности – это, скорее, тенденция, нежели единичные примеры. Отечественные АКГ давно способны делать эту работу с высоким качеством и российскому бизнесу переплачивать за бренд нет смысла

Какие меры представляются вам наиболее действенными для преодоления застарелой проблемы демпинга на рынке аудита и консалтинга, а также для борьбы с предоставлением некачественных услуг?

Что касается демпинга, то, по нашему мнению, для борьбы с ним необходимо повысить роль коэффициента качества и снижения роли ценового предложения при подведении итогов конкурсных процедур на выполнение работ по аудиту и консалтингу.

В борьбе с предоставлением некачественных услуг мы видим основным средством усиление контроля -- как внутреннего, в самих аудиторских компаниях, так и внешнего, со стороны СРО и других контролирующих организаций.

Сказалось ли на секторе аудита и консалтинга в целом, и на бизнесе вашей компании в частности, политика замещения импорта (в том числе по отношению к услугам), а также реализация санкций в отношении России?

О влиянии на сектор аудита и консалтинга в целом этой политики мы не можем дать объективного ответа, так как не обладаем достаточной информацией для формирования мнения.

Что касается бизнеса нашей компании, то в прошедшем году мы не отметили какого-либо существенного влияния осуществления политики замещения импорта (в том числе по отношению к услугам), а также реализации санкций в отношении России.

Более того, в области финансового консалтинга, связанного с аутсорсингом учетных функций и постановкой систем внутреннего контроля, мы отметили даже некоторый приток клиентов от сети RSM, в частности, итальянских и китайских компаний.

Какие виды аудита и консалтинга оказались наиболее значимыми для вашей компании в 2015 году? Изменился ли спрос на них в связи с кризисом? Что в связи с этим вы ждете от итогов 2016 года?

В течение последних лет в нашей компании не наблюдалось снижения спроса на оказание аудиторских и консалтинговых услуг. Более того, спектр услуг, предоставляемых в области консалтинга, даже расширился. Возросли требования клиентов к качеству оказываемых услуг. Стали более востребованы услуги, связанные с контролем издержек, постановкой систем внутреннего контроля и управления рисками. Также пользуются спросом услуги по стратегическому и управленческому консалтингу (постановка бизнес-процессов, управление ИТ-проектами) и по разработке методологии бухгалтерского и налогового учета. Что касается аудита, то в последние годы, особенно после введения в действие Закона № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчётности», возрос спрос на услуги составления консолидированной отчетности в соответствии с МСФО, особенно со стороны крупных холдинговых компаний.

Какие дополнительные преимущества по сравнению с традиционными моделями (например, внедрение новых практик) дает развитие аудиторских объединений (сетей) в России? В чем преимущество такой формы? Как ее масштабирование может сказаться на отечественном рынке аудита в целом?

Мы считаем, что основным преимуществом, которое дает развитие аудиторских сетей в России, является повышение качества аудиторских проверок ввиду того, что само создание сети обуславливает применение единой методологии учета и проведения аудиторских процедур, а кроме того, происходит усиление контрольных функций как в процессе проведения аудиторской проверки, так и по результатам завершившихся аудиторских заданий рабочего года.

По вашему мнению, каким критериям должны соответствовать аудиторские объединения для полноценной трансформации в национальную сеть? Следует ли подводить под нормы закона российские сетевые объединения?

Основной критерий, как было отмечено ранее, -- это наличие единой методологии проведения аудиторских проверок, а также наличие надлежащих контрольных процедур как в ходе проведения проверок, так и по результатам законченных аудиторских заданий.

Что касается законодательных норм, то в настоящее время мы не видим необходимости разработки специальных норм для регламентации деятельности российских сетевых объединений.