Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Лизинг в России

 


КАРТА ПРОЕКТА
Лизинг в России
Олег Литовкин

- Как бы Вы охарактеризовали развитие рынка в 2010 году? Как Вы оцениваете имеющийся спрос на лизинговые услуги?

2010 год был очень неоднородным. В первом квартале стала менее сложной ситуация с ликвидностью, и появилось превышение финансового предложения над спросом. Первыми в этих условиях стали реанимироваться рынки оборотного финансирования и рефинансирования. А спрос на инвестиции в оборотные средства начал восстанавливаться только в марте-апреле 2010 года. При этом надо учитывать еще один факт: лизинговые продукты являются долгосрочными, в отличие от банков мы не можем менять ставки по ним в одностороннем порядке, без согласия клиентов. И это обстоятельство тоже сыграло свою роль: только в апреле 2010 года ставки опустились до уровня, на котором клиенты могут принимать решения. Ведь очень тяжело взять на пять лет кредит под 20% годовых и даже под 15% годовых. Вот когда ставки опустились до 12-15% годовых, появился спрос. Так что можно смело говорить о том, что лизинговый рынок открылся только во втором квартале уходящего года.

- Получается, что полгода рынок прожил в относительно благоприятной ситуации. Изменились ли драйверы за этот период, или в качестве локомотивов продолжают выступать госкомпании?

Конечно, они удерживают лидирующие позиции: так, если брать нашу компанию, то до кризиса она занимала второе место по объему портфеля и первое – по объему нового бизнеса. Сейчас – шестое по объему портфеля. А если посмотреть первые пять, то можно увидеть, что все они – государственные. Вообще стоит сказать, что рынок четко сегментировался: на нем есть сегмент государственных компаний, сегмент монопродуктовых компаний и сегмент компаний, входящих в финансовые холдинги. До кризиса был еще один сегмент – небольших частных компаний, но сейчас он стал катастрофически маленьким. 

- А расстановка сил, при которой госкомпании являются безусловными лидерами, - это некоторая долгосрочная данность, или ситуация, с Вашей точки зрения, постепенно будет выправляться?

Думаю, на горизонте нескольких лет ничего другого мы не увидим, как не увидим и иной структуры рынка. Небольшие частные компании и монопродуктовые компании будут постепенно уходить, либо сворачивая бизнес, либо сливаясь с более крупными игроками. В этом смысле российский лизинговый рынок ничем не отличается от аналогичных рынков в Западной или Восточной Европе. Там этот процесс консолидации прошел до кризиса, у нас он происходит сейчас.

- С госкомпаниями, наверное, очень сложно конкурировать, поскольку у них есть неоспоримое преимущество – дешевое фондирование. А как финансируется деятельность Вашей компании? И в чем вы видите ее конкурентные преимущества?

Главное конкурентное преимущество – наличие высокопрофессиональной команды. Это, конечно, не разовый результат, а плод многолетней и постоянной работы. Что касается фондирования, то у нас есть несколько источников. Первый из них – западное финансирование, привлечение синдицированных кредитов на внешних рынках капитала. Наличие у нас бренда УРАЛСИБа сильно облегчает заключение таких сделок. Второй источник – выпуск публичных ценных бумаг, которые, кстати, входят в высший котировальный список, в ломбардный список ЦБ. Третий источник – привлечение кредитования со стороны банков.

Внешние заимствования позволяют нам, с одной стороны, увеличивать объем бизнеса, а с другой – постоянно держать руку на пульсе, отслеживать изменение ставок и других условий кредитования. Плюс к тому – это дает возможность общаться с широким кругом финансовых игроков: только на зарубежном рынке число наших контрагентов составляет от 15 до 20, пять из них – это наши стратегические партнеры. Когда постоянно работаешь с крупнейшими западными или российскими банками, это очень сильно дисциплинирует и в плане подготовки финансовой отчетности, и в плане проведения политики риск-менеджмента, и в других вопросах. С другой стороны, ты постоянно видишь, какие инновации происходят на международном лизинговом рынке, как развиваются иностранные лизинговые компании, какая у них структура расходов и доходов, как они меняют продукты и т.д. И кризис как раз дал нам возможность изучить их опыт более внимательно, потому что кризис – время возможностей, период, когда можно остановиться, оглядеться по сторонам, проанализировать ситуацию внутри компании – что надо изменить, улучшить, переработать.

- То есть, кризис не стал для вашей компании передышкой?

Нет. Мы на порядок увеличили производительность труда и эффективность ИТ-системы. Потому что увидели одну простую вещь – данные по странам Восточной и Западной Европы. Так вот, производительность труда у западноевропейских лизинговых компаний в 10 раз выше, чем аналогичный показатель у российских компаний, работающих по лучшим стандартам. Когда видишь это, понимаешь, что надо что-то менять у себя, причем быстро – ведь если эти компании придут в Россию, и будут работать здесь так же, как работают у себя дома, никакой возможности конкурировать с ними у российских лизингодателей не будет.

- Как изменилась и изменилась ли – в результате кризиса продуктовая линейка вашей компании? Очевидно, что меняется она не столько в силу неких экстраординарных явлений, сколько в силу сезонности спроса?

У нас есть линейка стандартных продуктов – лизинга грузового и легкового транспорта, сейчас запускаем лизинг оборудования. Мы достаточно успешны на рынке лизинга железнодорожных вагонов. Следующий сегмент – спецтехника для добычи полезных ископаемых. Есть узкий сегмент – лизинг дорожной техники, но здесь после взрывного спроса 2006-2007 гг., наблюдается пока лишь точечный спрос. Мы активно работаем с кранами и подъемными машинами.

- А от каких-то продуктов пришлось отказаться за последние 1,5 года, которые Вы назвали периодом переосмысления?

Конечно. Всегда надо быть профессионалами, уметь отказываться от того, что не является выгодным для компании и, напротив, развивать и совершенствовать продукты, которые либо уже пользуются, либо будут пользоваться спросом. И еще надо уметь разговаривать с клиентом на его языке. Это принципиально важный момент: в Западной Европе клиент приходит в лизинговую компанию и говорит: «Мне нужен комбайн, выбери мне лучший». Лизинговая компания так выстраивает свою продуктовую линейку, что на лучший предмет лизинга она делает лучшее ценовое предложение. У нас же клиент приходит с уже выбранным предметом лизинга. Но рынок меняется, и постепенно мы придем к той модели бизнеса, которая практикуется в Западной и Восточной Европе. И тогда специалистам лизинговых компаний придется четко разбираться с каждым предметом лизинга: где он произведен, какие несет в себе риски и т.д.  То есть, им, как и компаниям, в которых они работают, придется, с одной стороны, быть универсальными, а с другой – специализированными, фокусируясь на определенные сегменты предметов лизинга.

- А российский клиент становится – не более специализированным, а более опытным и требовательным?

Безусловно. Именно поэтому все большее значение начинает приобретать – по крайней мере, для определенных клиентских сегментов – не ставка, а «упаковка» продукта и сроки принятия решения. В докризисный период клиенты рассуждали так: «Не важно, сколько придется ждать, главное, чтобы дали». Сейчас, если компания не укладывается в 3-5 дней при рассмотрении заявки на предоставление стандартного продукта, то она «выпадает» из рынка. А буквально в течение ближайших двух-трех лет, она будет «выпадать из рынка», если будет рассматривать заявку больше двух дней с момента ее подачи клиентом. Изменения в этом вопросе происходят очень быстро. И на первый план зачастую выходит доступность услуги, тот факт, насколько часто компания дает положительные ответы по заявкам, сроки принятия решений, «упаковка». Ставка не на первом месте, во всяком случае, в сегменте малого и среднего бизнеса. Но как раз эти компании, по нашим оценкам, будут приносить основную долю дохода в нашем портфеле.

- Чем на Ваш взгляд объясняется массовый выход на рынок  в последнее время эмитентов - лизинговых компаний?

Я  бы  не  сказал, что выход российских лизинговых компаний на публичные рынки  носит  сейчас  массовый характер. В лизинговой отрасли на сегодня есть крайне ограниченное количество   операторов,   инвестиционная   привлекательность  и  организация бизнеса которых позволяет им создавать   публичную  кредитную  историю. В то же время, лизинговый рынок, вслед за   кредитным,   вновь   приступил  к  реализации  своей  главной  задачи  - финансированию  основных  фондов  реального  сектора,  но  уже  в  новых   экономических условиях. По реальному количеству заявок на финансирование   в   нашем   портфеле   мы  видим,  что  предприятия  размораживают  свои   инвестиционные  программы  и  востребованность  лизинга  растет.   Таким образом,  потребность  лизинговых  компаний  в  фондировании обусловлена ростом  продаж,  в каких-то случаях необходимостью рефинансировать долг. Тем более что российский облигационный рынок предоставляет необходимый доступ к рублевой ликвидности.

- Как инвесторы воспринимают сейчас риск лизинговых компаний? Считаете ли Вы справедливым  уровень доходности, который складывается при размещении облигаций лизинга?

В  основном  лизинговые  компании занимают средства на рынке посредством выпуска  облигационного  долга для финансирования основной деятельности.   В  данном  случае многое зависит от положительно воспринятой инвесторами   общей  стратегии  компании,  модели  ведения  бизнеса, оценки финансовых   показателей  деятельности,  позиций  на  рынке,  положительной кредитной   истории,  но  основным  фактором  является способность компании-эмитента   обслуживать  свой долг.  Ликвидность лизинговых компаний складывается из поступающих лизинговых платежей по договорам лизинга, в свете кризисного   снижения     платежеспособности     клиентов     некоторые    лизинговые   компании-эмитенты допустили реальные и технические дефолты по выпущенным   облигациям,  поэтому  инвесторы  уделяют  обоснованно  большое  внимание клиентам эмитента, их стабильности и платежеспособности.

В  целом, сегмент лизинговых компаний на рынке рублевых облигаций развит достаточно однонаправленно: львиная доля приходится на крупных эмитентов, входящих  в  число  лидеров  в  лизинговой  отрасли,  чья  надежность  и кредитное    качество как   заемщиков подтверждены   международными  рейтинговыми  агентствами.  Бумаги  этих  эмитентов  наиболее  интересны  инвесторам  по  причине  низкого  риска.  Что  касается размещений более мелких  лизинговых  компаний,  здесь  уровень  риска  инвестора частично  нивелируется уровнем доходности,  которую готов предложить эмитент.

Очевидно,   что  при  определении  справедливой  доходности  размещаемых облигаций, определяющим является качество эмитента, но при этом коридор ставок  зависит и от текущей конъюнктуры рынка: в последнее время ставки размещения  демонстрируют логичную тенденцию к снижению, что обусловлено снижением стоимости заемных средств на рынке в целом.