Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»
Адрес: Николоямская, дом 13, стр. 2
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: info@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1656)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Пресс-центр
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1706)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1706)
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел по работе с персоналом
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: personal@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Ипотека в России

 


КАРТА ПРОЕКТА
Ипотека в России

«Ожидать обвала ипотечного и всего рынка недвижимости безосновательно»

– Как изменился ипотечный рынок в 2018 году? Какие события и тенденции вы бы выделили в качестве ключевых? Видите ли вы признаки «ипотечного пузыря» на рынке?

– Тенденция к увеличению объема ипотечного кредитования сохраняется. Каждый новый месяц в 2018 году становится рекордным по объему выдач ипотечных кредитов. Согласно статистике Центрального банка, за год совокупный объем портфеля ипотечных кредитов физлиц вырос на 23,5% и достиг 5,7 трлн рублей. За 1-е полугодие 2018 года объем ипотечных кредитов, выданных российскими банками, составил 1,309 трлн рублей, что на 69,4% больше, чем год назад. Совокупно за 1-е полугодие 2018 года ипотечный портфель банков увеличился на 600 млрд рублей. При этом средневзвешенная ставка по ипотечным кредитам в рублях, выданным в июне, насчитывала 9,48% годовых в сравнении с 9,56% в мае. Таким образом, она вновь обновила минимум за всю историю наблюдений.

Мы также наблюдаем рост рефинансирования ипотеки. Эксперты прогнозируют, что в 2018 году выдача рефинансированной ипотеки возрастет до 300–400 против 140–150 млрд рублей годом ранее. Однако, мы полагаем, что в 2019–2020 годах рост может замедлиться, как и сам темп снижения ставок по ипотеке. Рефинансирование – выгодный инструмент для снижения кредитной нагрузки для клиентов, которые получали ипотечный кредит в 2014–2015 годах, когда ставки были значительно выше текущих. В 2019–2020 годах условия по ипотеке останутся примерно на том же уровне, что и сейчас: 0,5–1% не будут играть существенной роли в решении рефинансировать ипотечный кредит, полученный в 2018 году.

Одним из важных событий на ипотечном рынке также стала целевая государственная поддержка для граждан с детьми, у которых был рожден второй или третий ребенок. Теперь, когда клиент покупает первичную недвижимость или рефинансирует ипотечный кредит, он может получить первичную ставку по ипотеке до 6% годовых на 3, 5, 8 лет. Недополученную банками прибыль субсидирует государство.

Говорить об «ипотечном пузыре» преждевременно. По данным аналитиков «Русипотеки», доля ипотеки в формировании ВВП России составляет порядка 7%, рост наблюдался только в предкризисном 2013 году – с 3,2 до 4%, в последующие годы он замедлился до 0,3–0,5 п. п. Процент проникновения ипотеки тоже пока небольшой: российские ставки остаются высокими для большинства граждан нашей страны, закредитованность населения не достигла своего максимума. Таким образом, ожидать обвала ипотечного и всего рынка недвижимости безосновательно.

Большие перемены произойдут на рынке долевого строительства. С 2019–2020 годов у российских застройщиков изменится схема продаж. Девелоперам придется финансировать строительство новых объектов из собственных средств или кредитоваться в банках. Денежные средства клиентов, подписавших договор о купле-продаже недвижимости, будут храниться на эскроу-счетах до ввода объекта в эксплуатацию. Эскору-счета – это по сути аккредитивы, деньги дольщиков. Такие счета могут быть раскрыты, только если объект недвижимости передан покупателю. С введением новых требований застройщик сможет получать от банков кредиты на строительство только под залог этих денег. Очевидно, что этот факт повлияет на цены недвижимости – они возрастут, что, безусловно, отразится и на покупателях, – спрос на покупку жилья будет падать. Новые требования также могут сократить количество текущих и особенно недобросовестных застройщиков. К 2020 году долевое строительство в том виде, в котором оно существует сейчас, полностью исчезнет – рынок станет более прозрачным и урегулированным.

– Планирует ли «Тинькофф Банк» выдачу собственных ипотечных кредитов?

– «Тинькофф Банк» не планирует выдавать клиентам ипотечные кредиты со своего баланса. Мы придерживаемся другой стратегии – развиваем экосистему «Тинькофф» и движемся в сторону лайфстайл-банкинга. Благодаря такому подходу наши клиенты могут получить не только традиционно банковские, но и сопутствующие услуги в одном окне. Клиенты «Тинькофф Банка» могут не только управлять счетами, но и приобрести акции компаний, установить онлайн-кассу для своего бизнеса, забронировать столик в ресторане и отель для путешествия, купить авиабилеты, приобрести страховку, оплатить штрафы и коммунальные услуги, подключиться к мобильному оператору и прочее.

Сервис «Тинькофф Ипотека» – первый в России сервис для оформления ипотечного кредита абсолютно онлайн – является логичным и естественным продолжением общей концепции развития «Тинькофф Банка». Запуск ипотечной платформы позволил пользователям реализовать одну из важнейших потребностей – приобретение собственного жилья. При этом все процессы по оформлению документов, подбору подходящей недвижимости и его страхованию мы полностью берем на себя. Клиенту нужно прийти в банк-партнер всего один раз – подписать договор о покупке новой квартиры.

С момента запуска в 2015 году число пользователей ипотечной платформы увеличилось до 500 тыс. человек, а количество партнеров сервиса – риелторов и агентов недвижимости выросло до 25 тыс. Согласно прогнозам, к концу 2018 года через «Тинькофф Ипотеку» будет выдано ипотечных кредитов на сумму 30 млрд рублей, что в 3 раза больше, чем в 2017 году.

Пользователи «Тинькофф Ипотеки» могут удаленно получить одобрение по ипотечному кредиту в банке-партнере (более 10) всего за пару минут. Чтобы подать заявку на оформление ипотечного кредита с помощью «Тинькофф Ипотеки», пользователю необходимо заполнить форму на сайте, после чего сервис подскажет, какой оптимальный пакет документов нужно загрузить (обычно это фото трудовой книжки, справка 2НДФЛ). «Тинькофф Ипотека» позволяет сравнить ипотечные ставки у разных банков-партнеров, выбрать оптимальное предложение и оформить всю необходимую документацию для выдачи ипотеки онлайн. Сервис также предоставляет клиентам услуги персонального менеджера, который поможет подобрать и оценить недвижимость, получить рекомендации по страховой компании и ответит на любые вопросы в режиме 24/7.

50% заявок на ипотечный кредит получают одобрение в течение одного часа. Максимальный срок одобрения кредита в банке – 2 дня. Средний срок всей ипотечной сделки (от подачи заявки до подписания договора) – 2 недели. Прийти в банк-партнер понадобится клиенту всего один раз – непосредственно на саму сделку.

– По вашему мнению, насколько актуально применение цифровых технологий в выдаче ипотеки?

– «Тинькофф Банк» – первый и единственный в России полностью онлайн-банк, обслуживающий около 7 млн клиентов. Мы занимаем лидирующие позиции в развитии цифровых технологий не только в банкинге, но и в экономике страны в целом.

Ипотечная платформа Tinkoff.ru – уникальная торговая площадка, где все потребности клиента (сравнение ставок, оценка объектов недвижимости, выбор банка для проведения сделки, оформление всей документации и прочее) реализуются в одном окне.

«Тинькофф Ипотека» использует единую форму / универсальный формат подачи документов для всего рынка. Клиенту не нужно каждый раз собирать различные бумаги по форме тех банков, в которых он рассматривает ипотеку. 70% сотрудников сервиса «Тинькофф Ипотека» работают удаленно и исключительно по требованию клиента. Пользователь сервиса может оставить в чате любой запрос на предоставление консультации специалиста (риелтор, страховщик и прочие) и получить рекомендации онлайн, вне зависимости от его местоположения и времени суток.

Как и клиентская поддержка, процессинг документов работает в режиме 24/7. Это значит, что даже в полночь или новогодние праздники клиент может получить ответ на любой вопрос. Чтобы начать оформлять ипотеку, достаточно сделать фото трудовой книжки или справки 2НДФЛ, – больше не нужно отпрашиваться с работы для похода в банк, обращаться в отдел кадров за справками и тратить время на ожидание. Сотрудники «Тинькофф Ипотеки» оперативно, в течение получаса отвечают на запросы клиентов и дают рекомендации по тому, как можно улучшить свою кредитную историю для получения ипотеки.

Для решения своих задач «Тинькофф Ипотека» активно использует искусственный интеллект: 80% всех решений по ипотечной сделке принимает машина (advisory engine). К концу года в работе сервиса будет использовано до 90% AI (artificial intelligence).

Технологические решения, которые существуют в ипотечном кредитовании, отвечают сегодня на один самый важный вопрос: «Как связать между собой всех участников ипотечной сделки, чтобы процесс ипотечной сделки был максимально удобным и незаметным?» Речь идет не просто о продавце и покупателе. Между ними могут быть агенты, риелторы, застройщик, оценщики недвижимости, страховые компании, юристы, консультанты и прочие. Ипотечные заемщики хотят, чтобы вся сделка проходила по принципу Uber: нажал кнопку – такси приехало. Клиенту не нужно знать, как устроена эта система, которая всех соединила, нашла ближайшего водителя, решила, что он лучший, рассчитала время прибытия и прочее. Ипотека должна работать по такой же схеме: в частности, с преапрувом – люди хотят, чтобы еще до того, как ты начал обращаться в банки, было понятно, дадут тебе ипотеку или нет. Такой «уберизацией» ипотечного процесса и занимается сервис «Тинькофф».

Какие методы конкуренции и удержания доли рынка, по вашему мнению, являются на ипотечном направлении наиболее эффективными?

– Низкая ставка по ипотеке уже давно не является ключевым фактором при выборе банка, выдающего ипотечный кредит. Выиграют только те банки, которые выведут ипотеку в онлайн: не потому, что сократят расходы, а потому, что это удобно для клиентов. Банки, которые останутся в офлайне, автоматически приобретут negative selection среди клиентов – тех, кто не получил сразу одобрения от онлайн-банков. Кроме того, таким банкам придется нести дополнительные инвестиционные расходы, чтобы выстроить систему онлайн, потому что все к этому рано или поздно придут.

Мы видим, что другие игроки на рынке тоже постепенно переводят ипотечные сделки в онлайн. Одна из популярных услуг, на которую приходится более 20% всех выдач ипотеки, – рефинансирование. Это первая ипотечная услуга, которая полностью перейдет в онлайн.

Ипотека онлайн позволит сократить банкам операционные издержки не только за счет минимизации затрат на обслуживание офисов, потребность в которых скоро отпадет окончательно, а за счет перераспределения рынка.

Одна из задач «Тинькофф Ипотеки» – помочь другим игрокам вести ипотечные сделки удаленно за cчет нашей удобной и технологичной платформы.

– Какие меры позволят сервису «Тинькофф Ипотека» охватить в 2019 году 18% рынка с учетом банков-партнеров?

– Стратегия развития «Тинькофф Ипотеки» основана на тесной и доверительной коммуникации с пользователями и партнерами нашей ипотечной платформы. Мы работаем с ведущими банками, надежными застройщиками, агентствами недвижимости и страховыми компаниями, которые также способствуют росту нашего сервиса. Ежемесячно мы получаем больше 50 тыс. новых заявок от клиентов и планируем улучшить этот показатель до конца года.

Наша продуктовая линейка регулярно расширяется, появляется все больше новых технологичных решений.

В ближайшее время "Тинькофф Ипотека" запустит мобильное приложение для Android и iOs, которым смогут воспользоваться как клиенты, так и партнеры сервиса - представители компаний-застройщиков и агентов недвижимости. Стать пользователями мобильного приложения "Тинькофф Ипотека" смогут не только действующие клиенты и партнеры онлайн-сервиса, но и все желающие.  С помощью мобильного приложения "Тинькофф Ипотека" риелторы, брокеры и представители компаний-застройщиков смогут самостоятельно заводить для своих клиентов заявки на ипотеку, создавать на ипотечном калькуляторе сразу несколько вариантов расчета. За каждую сделку партнеры "Тинькофф Ипотеки" получат вознаграждение от "Тинькофф Банка".

Воспользоваться мобильным приложением "Тинькофф Ипотека" также смогут потенциальные клиенты сервиса (заемщики). Среди доступных функций ожидаются: подача заявки на ипотеку, рефинансирование ипотеки и кредит наличными, возможность следить за статусом текущей заявки, загрузка документов, открытие / снятие доступа в "Личный кабинет" для персонального риелтора, который сопровождает ипотечную сделку. Данные из "Личного кабинета" клиента в мобильном приложении "Тинькофф Ипотека" автоматически синхронизируются с веб-версией сервиса. Таким образом, получить одобрение на ипотеку можно будет не только сидя за компьютером, но и абсолютно в любом месте - даже в метро или в очереди в супермаркете.

Таким образом, получить одобрение на ипотеку можно будет не только сидя за компьютером, но и абсолютно в любом месте – даже в метро или в очереди супермаркета. Запуск мобильного приложения «Тинькофф Ипотека» на iOS запланирован на осень 2018 года.

В ближайшее время мы запустим опцию «Сделка за час», которая станет доступна в рамках сотрудничества с некоторыми банками-партнерами и позволит компаниям-застройщикам больше не зависеть от банка, а управлять ипотечной сделкой самостоятельно и экономить время клиентов. В течение часа с помощью сервиса «Тинькофф Ипотека» девелопер сможет оформить страховку и согласовать с банком договор долевого участия (ДДУ), а также получить полный комплект документов по ипотечному кредиту клиента.

Среди других запланированных проектов: функция «Мониторинг ипотеки», с помощью которой клиент нашего сервиса сможет получать регулярный отчет об изменениях ставок на рынке по тому типу кредита, который есть у него, и, например, в дальнейшем его рефинансировать. Мы также обсуждаем идею запуска VIP-ипотеки для премиальных клиентов, берущих ипотечный кредит на суммы от 30 млн рублей.

– На каком временном горизонте, по вашей оценке, будут достигнуты средневзвешенные ставки на ипотечном рынке на уровне 6–7%? Какие условия необходимы для этого?

– Если говорить о ставках открытого рынка, без субсидирования и государственной поддержки, то в ближайшие 3 года такие процентные показатели, вероятно, не будут достигнуты. Для ипотечной ставки на уровне 6–7% необходим стабильный рост российской экономики в целом.

– Каков ваш прогноз по темпам роста ипотечного рынка в 2018–2019 годах?

– Ипотечный рынок к России продолжит свое стремительное развитие. Ставки будут снижаться, ежемесячный платеж по ипотечному кредиту будет становиться еще более комфортным. В связи с тем что в последнее время банки заметно оптимизировали свои скоринговые модели, одобрение по ипотечному кредиту получают все больше людей, сегодня это порядка 80% заявок.

Дальнейшие шаги в развитии ипотечного рынка также будут связаны с удаленной идентификацией клиентов. С началом работы единой биометрической системы у клиентов исчезнет потребность приезжать в банк для открытия счета, с помощью которого он будет погашать ипотечный кредит. Реализация электронной закладной также позволит уйти от замыкания сделки в офлайне. Первая услуга, которая станет полностью доступна онлайн – рефинансирование, которое в ближайшей перспективе будет расти. Таким образом, мечта о том, чтобы меньше платить по кредиту, не выходя из дома, станет реальностью. Рефинансировать ипотеку можно будет, сидя на рабочем месте, без единого похода в банк.