Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Обсуждение стратегии страхового рынка

 


Интервью
КАРТА ПРОЕКТА
Обсуждение стратегии страхового рынка

- Дмитрий Юрьевич, расскажите, пожалуйста, каковы первые итоги реформы системы ОМС?

С реформой ОМС  реализовано право выбора граждан страховой медицинской организации, медицинской организации и право участия медицинской организации любой организационной формы в системе ОМС. Медицинские учреждения подают заявки на вхождение в систему, и с этого года они уже начали работать по программам ОМС. Кроме этого, проведена унификация платежей по ОМС за неработающее население. Это позитивный момент, потому что разрозненность, которая была раньше, устраняется.

- С какими трудностями столкнулись страховые компании после вступления в силу нового закона об ОМС?

Трудность, которая возникла при реализации закона, заключалась в том, что вводилось большое количество нормативных документов, которые регламентируют работу ОМС. Скорость внедрения этих документов должна была быть невероятно высокой, поэтому документы зачастую выходили достаточно сырыми, их приходилось дорабатывать в оперативном режиме.

Определенные сложности были связаны и с процедурой замены полисов. С одной стороны, страховщики хотели привлечь как можно больше клиентов и увеличить число своих застрахованных, а с другой стороны, были введены определенные ограничения по процедуре выдачи полисов с целью коррекции зачастую «неджентльменской» конкуренции страховых организаций. Появилось недовольство и у граждан, и определенные претензии со стороны Федерального фонда к СМО. Я думаю, что к 2014 году вся процедура замены полисов должна быть завершена.

Другой сложностью являются различия терминологии в регламентирующей  документации. Вводилось довольно много существенных понятий, которые трактовались по-разному в различных документах.

Есть недоработанные моменты по распределению ответственности между страховыми компаниями и территориальными фондами. Отсутствует в ряде случаев четкое понимание, кто за что отвечает.

Кроме этого, существует много практических вопросов, которые необходимо зарегламентировать. Эти вопросы связаны со штрафами и к страховым организациям, и к медицинским учреждениям.

- Как реформа повлияла на рынок ДМС?

Реформа ОМС  глобально не повлияла на рынок ДМС, и новых возможностей для развития рынка ДМС пока нет, учитывая тот факт, что регламентирующая деятельность по ДМС нормативно-правовая база претерпела изменения в свете принятия Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Окончательное и полное понимание того, как теперь работает система ОМС, еще не сложилось, поэтому возможности для ДМС в свете реформы пока только потенциальные (или гипотетические).

- Как создать эффективную модель взаимодействия ДМС и ОМС в нынешних условиях?

- Для создания эффективной модели ОМС и ДМС, а также  коробочных продуктов, необходимо унифицировать условия работы между двумя системами. Сейчас взаимодействие ОМС и ДМС возможно только с ограниченным числом клиник, где можно установить общие правила, но не более того. Условия, в которых работают муниципальные и частные клиники, совершенно разные, прейскуранты - несопоставимые. Поэтому пока не произошло сближения условий работы клиник, появление адекватного коробочного продукта на рынке медицинского страхования является невозможным.

– Как Вы считаете, когда будет возможно эффективное сотрудничество ОМС и ДМС?

– Это вопрос политический. Нужна стратегия развития рынка ДМС и проект закона, который бы регламентировал деятельность  по ДМС. За 2012- начало 2013 года можно было бы создать концепцию и проект закона,  а с 2014 года можно было бы начать реализацию закона о ДМС. Для этого необходимо политическое решение.

Все хотят хорошую медицину, но качество медицинских услуг зависит не только от финансов, которые вливаются в систему здравоохранения. Если денег расходуется много, а потребители и медики недовольны, страховая организация работает «без удовольствия» -  значит, система работает неправильно.

Время, когда застрахованные, заплатив небольшие суммы, захотят сами участвовать в медицинском страховании, как, например, в Германии - еще не пришло. Нам нужно биться не за абстракции, а за конкретные вещи – за удовлетворенность граждан оказываемой им медицинской помощи. Страховая компания должна стремиться к повышению уровня удовлетворенности граждан медицинской помощью. В этом и проявляется качественная работа страховой компании.

– Когда коробочные продукты станут реальностью и будут эффективны?

– Совмещение ОМС и ДМС может произойти только тогда, когда сотрутся границы между этими двумя видами страхования. В 2012 году мы только готовимся к созданию концепции, поэтому ни о каких стираниях границ и сближении ОМС и ДМС пока говорить нельзя. Я думаю, что раньше 2014 года говорить о каких-то коробочных продуктах невозможно.

Коробочный продукт более реально создать в регионах, где услуги по ОМС и ДМС оказываются в одних и тех же медорганизациях. Или – работающих по сопоставимым прейскурантам. Крупные клиники, которые страховщикам интересны по ДМС, имеющие повышенную комфортность и оснащенность, но с  более высокими тарифами, чем в соседних учреждениях, пока в этом не заинтересованы. В тех регионах, где одна и та же клиника занимается и ОМС, и ДМС, вероятность взаимодействия выше.

–Можно ли заинтересовать клиники работать в системе ОМС?

– «Полный тариф» не способен решить проблему целиком и одномоментно. Это не означает, что денег стало больше, просто все расходы проходят через один канал. Вопрос не в полном тарифе, а в его величине. Раньше 2014 года я бы не стал говорить о «полном тарифе», удовлетворяющем медицинские организации в полном объеме.

Мы с вами живем в Москве. Здесь тарифы одни, в Хабаровске – другие. Они сильно отличаются от региона к региону. Поэтому полный тариф, конечно, полный, но только вопрос в том, что размер потраченных денег на коммунальные услуги здесь и там разный. Я не до конца понимаю, как можно выровнять коммунальные расходы.  

- Как Вы считаете, что необходимо изменить в законодательстве для повышения качества медицинского страхования?

- Страховым медицинским организациям необходимо дать возможность управлять средствами в обмен на принятие рисков, нужно предоставить страховщикам возможность управлять резервами. Отсутствие у СМО резервов не позволяет своевременно поддержать медицинскую организацию. Средства резервов позволяли вовремя выплачивать деньги за отпуск медицинскому персоналу или могли направляться на переподготовку кадров. Сейчас в решении этих вопросов возникают трудности, что зачастую вызывает   напряженность среди персонала лечебных учреждений. Когда закончится период насыщения медицины финансами, нужно будет возвращаться к понятиям страхования и рисковой составляющей.

Вторым нужным изменением должно быть введение лекарственного страхования, которое сейчас отсутствует.

- Как Вы считаете, в связи с ужесточением условий к СМО, останутся ли небольшие страховые медицинские компании?

Я считаю, что делить компании на маленькие и большие неправильно. Главное – насколько компания готова бороться за эффективность, за защиту прав застрахованных.

Крупные компании, работающие в различных субъектах РФ, и, казалось бы, умеющие оптимизировать бизнес-процессы, находятся в менее выгодном положении, чем компании, работающие в одном регионе. Сейчас в каждом регионе существует своя специфика, например, по IT-технологиям. Федеральный фонд создал документ, регулирующий обмен информацией между территориальными фондами, страховыми компаниями и медицинскими организациями. Соответственно, страховая компания, которая работает в одном регионе, подстроилась к этим условиям, а федеральная компания может обнаружить, что условия этой территории отличаются от условий работы в другом субъекте, что вынуждает ее нести дополнительные расходы по изменению бизнес-процессов. Кроме этого, процент расходов на ведение дела в разных регионах отличается.

Эффективность страховой медицинской организации зависит не от размера, а от условий, в которых она работает, от тактики привлечения клиентов, информирования и защиты своих застрахованных.

Вопрос заключается в том, будут ли повышаться требования к СМО. Если  это будет происходить, тогда лидировать будут крупные компании с большим уставным капиталом и собственными средствами.