Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Лизинг в России

 


Интервью
КАРТА ПРОЕКТА
Лизинг в России

«В лизинге вслед за банками повысится интерес компаний к внедрению инновационных технологий»

 – Какие значимые события произошли на рынке в III квартале 2017 года?

– Прошли обсуждения проекта ПБУ «Учет аренды». В целом отрасль позитивно реагирует на перспективу сближения бухгалтерского учета и МСФО – это позволит использовать бухгалтерский учет и отчетность как реальный инструмент анализа финансового состояния лизинговых компаний и в будущем сократит издержки за счет избавления от необходимости дополнительного ведения учета по МСФО, значительно отличающегося от бухгалтерского.

Однако у отрасли остались открытые вопросы. Самый значительный из них – как внедрение ПБУ «Учет аренды» будет связано с изменениями в Налоговом кодексе. В настоящий момент по этому поводу наблюдается полная неопределенность. С учетом текущей динамики нарастают опасения, что решение будет приниматься в последний момент, что потребует значительных усилий по адаптации ИТ-систем в очень коротком интервале времени. Представители отрасли призывают к тому, чтобы не облагать лизинговый доход НДС. Кроме упрощения учета, такой подход сделает лизинг более конкурентным по сравнению с кредитом.

 – Какие модули и приложения пользуются наибольшим спросом со стороны компаний, специализирующихся на лизинге в розничных сегментах?

– Характерными чертами розничного лизинга является наличие большого количества сделок с небольшим чеком (преимущественно автолизинг), которые осуществляются в рамках стандартных продуктов лизинговой компании. Для организации розничного конвейера нужны развитые инструменты автоматизации на всех этапах сделки, начиная с первичного обращения клиента и заканчивая отчетностью по МСФО. Поэтому востребована комплексная платформа, такая как «Хомнет Лизинг 14», которая позволяет интегрировать в единое пространство и организовать взаимодействие всех участников сделки – продавца техники, клиента и лизинговую компанию. В нее входят модули автоматизации процессов заключения сделок, например, «Хомнет Лизинг Фронт-офис онлайн», который позволяет продавцам оперативно производить расчет и оформление сделок непосредственно в месте продажи техники в салоне или у клиента, сократить время на принятие кредитного решения, за счет интеграции с базами данных финансового анализа и настроек кредитной политики, а также модуль бэк-офиса – «Хомнет Лизинг Управление портфелем» и модуль обслуживания клиентов «Хомнет Лизинг Customer Service Desk», которые позволяют организовать эффективное обслуживание уже заключенных сделок в части предоставления информации клиентам лизинговой компании и внесения изменения в существующие договоры. Отдельно нужно отметить модуль самообслуживания клиента – «Хомнет Лизинг Кабинет клиента», который позволяет клиенту в любое удобное ему время взаимодействовать с лизинговой компанией: получать информацию, обмениваться документами и формировать запросы.

 – Какие особенности в приложениях сегодня пользуются наибольшей популярностью среди представителей малых и средних предприятий?

– Наибольшей популярностью среди небольших лизинговых компаний пользуются доступные по цене комплексные решения, которые содержат базовый функционал по ведению бухгалтерского учета и взаиморасчетов с клиентами, такие как модули «Хомнет Лизинг Бухгалтерия» и «Хомнет Лизинг Управление портфелем».

 – Способна ли, по вашему мнению, проводимая реформа лизинга обеспечить уровень дигитализации лизингового рынка, сопоставимый с западноевропейским?

– Проводимая реформа лизинга с дигитализацией напрямую не связана, но мы ожидаем, что она будет стимулировать компании активнее двигаться в этом направлении. Сейчас на дигитализацию больше влияют уровень конкуренции на рынке и финансовые возможности компаний для внедрения соответствующих ИТ-решений.

Переход на ПБУ «Учет аренды» в перспективе положительно повлияет на финансовые возможности, так как избавит некоторые компании от необходимости ведения отдельного учета по МСФО. Внедрение отчетности в формате XBRL улучшит взаимодействие между лизинговыми компаниями и кредиторами.

К сожалению, на текущий момент уровень инвестиций в ИТ в лизинговой отрасли гораздо ниже, чем в банках, которые, судя по высказываниям некоторых руководителей, выделяют 1–4% от своего оборота на автоматизацию.

Тем не менее уровень дигитализации постепенно повышается. В рамках этого процесса мы наблюдаем следующие тенденции:

  • Постепенно начинается массовый переход на ЭДО – как в рамках оформления актов и счетов-фактур лизингополучателям, так и для контрактования и взаимодействия с поставщиками. Это стало возможным благодаря целенаправленному решению вопроса роуминга между операторами. Например, в «1С: ЭДО» отправка всего массива документов по разным операторам производится нажатием одной кнопки.
  • Активно внедряется интеграция с внешними информационными сервисами. Драйвером этого процесса стала доступность сервисов «1С: Контрагент» и «1СПАРК Риски» от фирмы «1С».
  • Также немаловажный фактор – государственные инициативы, такие как внедрение электронных ПТС, цифровые реестры Федресурса по договорам лизинга и нотариата по залогам, доступность информации по штрафам ГИБДД из ГИС ГМП, и так далее.

На наш взгляд, этот тренд неизбежен, так как он наблюдается не только в лизинге, но и по всем отраслям в целом, и первые, кто его освоят, займут лидирующие позиции на рынке и могут существенно потеснить текущих лидеров отрасли.

Сейчас уже широко обсуждается минимизация человеческого участия в текущих бизнес-процессах во многих отраслях, в том числе со стороны европейских партнеров мы все чаще слышим о компаниях из трех–пяти человек, обрабатывающих тысячи сделок. Конечно же, такого уровня производительности можно добиться только благодаря высокой доле автоматизации и роботизации, достигаемых за счет крупных инвестиций в ИТ. Хотим отметить, что в настоящий момент решение такой задачи видится довольно реалистичным благодаря большому количеству готовых компонент.

 – Какие инструменты и приложения популярны в Европе, но не получили распространения на российском лизинговом рынке? Какова вероятность их внедрения в РФ в среднесрочной перспективе?

– В европейских странах набирают популярность решения, позволяющие потенциальным клиентам взять автомобиль в кредит или лизинг / аренду с помощью мобильного телефона за один-два дня без каких-бы то ни было контактов с лизинговой компанией и даже дилером, для этого нужны развитые средства автоматизации, которые, в числе прочего, включают в себя мобильные приложения и автоматический скоринг. В России такая практика пока не распространена, но интерес к подобным продуктам постепенно возрастает.

 – Какие ИТ-решения стали наиболее востребованы в связи с реформой рынка лизинга? Какие новые продукты были разработаны (разрабатываются в настоящее время) вашей компанией в связи с реформой?

– Отрасль пока еще не начала активно готовиться к реформе в практическом ключе. Мы со своей стороны основные продукты в составе решения «Хомнет Лизинг» разработали уже давно – это модуль «МСФО», реализующий принцип двойной записи для отражения лизинговых операций на основании первичных данных по сделке, и «Бухгалтерия лизинговой компании», отделенная от операционной системы. Отработана технология перехода на ЕПС и ОСБУ на опыте более 50 внедрений в некредитные финансовые организации модулей «Хомнет: НФО» и «Хомнет: XBRL». Накопленный опыт в НФО и лизинге позволяет с уверенность говорить, что с момента принятия нормативно-правовой базы «Хомнет Лизинг» в кратчайшие сроки разработает готовое решение, соответствующее требованиям Центрального банка, и типовую методологию ведения учета для лизинговых компаний. Использование широко распространенных отраслевых решений, таких как «Хомнет Лизинг Бухгалтерия», было и остается наиболее экономным способом реализовать в учете изменения законодательства. Учетный модуль «Хомнет Лизинг Бухгалтерия» успешно прошел как минимум три серьезных изменения (последнее – перевод на «Бухгалтерию 3.0»), и мы точно знаем, что и в этот раз все будет успешно. Мы ожидаем, что в ближайшее время заметно возрастет интерес к этим продуктам со стороны крупных лизинговых компаний, которые самостоятельно разрабатывали заказные системы, – им потребуется значительное время на адаптацию своих учетных и операционных систем.

 – Насколько востребованными в настоящее время являются мобильные приложения и какие преимущества они предоставляют лизингодателям? Какие приложения вы считаете наиболее перспективными в лизинговой отрасли в ближайшие годы?

– Весь мир идет по пути мобилизации – все больше задач решается с помощью мобильных приложений на смартфонах или планшетах. Лизинг не остается в стороне от этого тренда – интерес постоянно растет, хотя практические внедрения пока носят единичный характер. Мобильные приложения позволяют значительно снизить стоимость процессов и повысить их скорость. Основные направления использования мобильных приложений – это выполнение автономных расчетов и подготовка предложений менеджерами по продажам «в полях», согласования и принятия решения по сделкам руководством, отслеживание статусов заявок клиентами и партнерами, проведение осмотров компаний-клиентов и технических осмотров предметов отделами рисков и другое.

 – Спрос со стороны клиентов на внедрение ИТ-решения в настоящее время в большей степени ориентирован на расширение функциональных возможностей и спектра деятельности или же на оптимизацию текущих бизнес-процессов? Какие тенденции преобладают на рынке?

– В настоящее время спрос со стороны клиентов в большей степени ориентирован на расширение воронки продаж и повышение скорости обработки заявок, что позволит в полной мере использовать текущий рост рынка. Это формирует спрос на инструменты оптимизации фронт- и мидл-офиса. В состав «Хомнет Лизинг» входит целый ряд модулей – «Фронт-офис онлайн», «Калькулятор», интеграция с внешними сервисами:

  • загрузка данных из ЕГРЮЛ;
  • загрузка информации по штрафам ГИБДД для перевыставления расходов лизингополучателям;
  • загрузка прочей информации от внешних поставщиков (Контур, Seldon, Глобас-i и прочие).

Функционал выпущенного нами модуля «Внешние информационные сервисы» позволяет повысить скорость процессов и минимизировать операционные риски за счет автоматической интеграции данных, получаемых от поставщиков информации, в процессы фронт- и мидл-офиса.

Также отмечаем спрос на функционал по поддержке процессов для новых продуктов: «Коммерческий кредит», «Продажа в рассрочку», «Факторинг» (финансирования дилерского склада).

При этом вопросы оптимизации процессов обслуживания сделок (модули «Управление портфелем», «Страхование», «Коллекшн», Customer Service Desk) по-прежнему актуальны. Из них стоит выделить новый модуль Customer Service Desk, который позволяет в пользовательском режиме настраивать и оперативно менять системе процессы обслуживания клиентов.

 – Какие перспективы ожидают лизинг для физлиц? Существуют ли какие-либо технические барьеры для развития данного сегмента?

– Технических барьеров, на наш взгляд, нет. Есть объективная ситуация – лизинговый доход на данный момент облагается НДС, а кредитные проценты – не облагаются. Как показывает текущая практика, этот аспект в значительной степени нивелирует все преимущества лизинга, связанные с удобством для клиента. Поэтому такое направление бизнеса на данный момент распространено слабо. Если с введением ФСБУ лизинговый доход перестанет облагаться НДС, то ситуация, вероятно, значительно изменится. Еще одним серьезным камнем преткновения на данный момент является слабая финансовая грамотность населения. Люди не до конца разобрались в кредитах, а уж тем более им будет сложно разобраться в лизинге и понять отличие от того же кредита, по результатам которого они становятся владельцем СВОЕГО автомобиля, что для нашего человека исключительно важно.

Тем не менее, кажется, что у этого направления есть большой потенциал, вопрос только в том, сколько на это уйдет времени: несколько лет или десятилетие. Кажется, что этот процесс могла бы ускорить господдержка в виде каких-либо госпрограмм либо дополнительных налоговых преференций. Ведь данное направление в отличие от автокредитов даст рост не только лизинговой отрасли, но и производству в целом, так как после завершения лизинга клиент будет брать в лизинг новый предмет в отличие от того же кредита.

 – Какие ИТ-продукты, по вашему мнению, будут востребованы лизинговыми компаниями в 2018 году?

– Мы ожидаем, что в 2018 будут востребованы ИТ-решения в двух направлениях:

  • подготовка к предстоящим изменениям в отрасли – выделение регламентированного учета в ИТ-архитектуре для последующего перевода на ФСБУ и ОСБУ, а также автоматизация параллельного учета по МСФО;
  • дальнейшая оптимизация трудозатрат и повышение конкурентных преимуществ лизинговой компании в части скорости и удобства процессов для клиентов.

Внедрение новых стандартов учета, приближенных к МСФО, потребует не менее двух ИТ-проектов перехода – это внедрение ФСБУ с 2020 года и переход на ЕПС Центрального банка России с 2021 года. Кроме этого, потребуется пересмотр внедренных систем: имеется ли в составе выделенный модуль для ведения регламентированного учета и МСФО, позволяющий проводить обновление системы в сжатые сроки, или необходима его замена на готовые решения, такие как, например, «Хомнет Лизинг Бухгалтерия» и модуль «Хомнет Лизинг МСФО».

Крупным компаниям, которые используют заказные системы самостоятельной разработки, следует приступить к пересмотру системы уже в 2018 году, так как для подготовки к переходу потребуется трудоемкая переработка архитектуры системы или даже ее полная замена.

На волне роста рынка сохранится спрос на фронт-офис и CRM, надеемся, что вместе с этим будет развиваться интерес к современным клиентоориентированным продуктам, таким как мобильные приложения и «Кабинет клиента». Повсеместное распространение ЭДО приведет к массовому переходу лизинговых компаний на электронный документооборот со своими клиентами. Будет развиваться спрос на интеграцию с внешними базами данных как для предоставления информации о заключенных сделках (реестр Интерфакса и другие), так и для формирования досье клиента.

Ожидается, что в лизинге вслед за банками повысится интерес компаний к внедрению инновационных технологий, таких как использование ботов для сопровождения сделок, распознавание изображений и речи в процессе продаж, интеграция с социальными сетями и Big Data для реализации автоматического скоринга.