en
loading

Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»
Адрес: Николоямская, дом 13, стр. 2
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: info@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1656)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Пресс-центр
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1706)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1706)
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел по работе с персоналом
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: personal@raexpert.ru

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. «Эксперт РА» является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги агентства «Эксперт РА» входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»

Список всех рэнкингов


 

Интервью с Дмитрием Курдомоновым, управляющим директором компании «Хомнет Лизинг»

«В лизинге вслед за банками повысится интерес компаний к внедрению инновационных технологий»

 – Какие значимые события произошли на рынке в III квартале 2017 года?

– Прошли обсуждения проекта ПБУ «Учет аренды». В целом отрасль позитивно реагирует на перспективу сближения бухгалтерского учета и МСФО – это позволит использовать бухгалтерский учет и отчетность как реальный инструмент анализа финансового состояния лизинговых компаний и в будущем сократит издержки за счет избавления от необходимости дополнительного ведения учета по МСФО, значительно отличающегося от бухгалтерского.

Однако у отрасли остались открытые вопросы. Самый значительный из них – как внедрение ПБУ «Учет аренды» будет связано с изменениями в Налоговом кодексе. В настоящий момент по этому поводу наблюдается полная неопределенность. С учетом текущей динамики нарастают опасения, что решение будет приниматься в последний момент, что потребует значительных усилий по адаптации ИТ-систем в очень коротком интервале времени. Представители отрасли призывают к тому, чтобы не облагать лизинговый доход НДС. Кроме упрощения учета, такой подход сделает лизинг более конкурентным по сравнению с кредитом.

 – Какие модули и приложения пользуются наибольшим спросом со стороны компаний, специализирующихся на лизинге в розничных сегментах?

– Характерными чертами розничного лизинга является наличие большого количества сделок с небольшим чеком (преимущественно автолизинг), которые осуществляются в рамках стандартных продуктов лизинговой компании. Для организации розничного конвейера нужны развитые инструменты автоматизации на всех этапах сделки, начиная с первичного обращения клиента и заканчивая отчетностью по МСФО. Поэтому востребована комплексная платформа, такая как «Хомнет Лизинг 14», которая позволяет интегрировать в единое пространство и организовать взаимодействие всех участников сделки – продавца техники, клиента и лизинговую компанию. В нее входят модули автоматизации процессов заключения сделок, например, «Хомнет Лизинг Фронт-офис онлайн», который позволяет продавцам оперативно производить расчет и оформление сделок непосредственно в месте продажи техники в салоне или у клиента, сократить время на принятие кредитного решения, за счет интеграции с базами данных финансового анализа и настроек кредитной политики, а также модуль бэк-офиса – «Хомнет Лизинг Управление портфелем» и модуль обслуживания клиентов «Хомнет Лизинг Customer Service Desk», которые позволяют организовать эффективное обслуживание уже заключенных сделок в части предоставления информации клиентам лизинговой компании и внесения изменения в существующие договоры. Отдельно нужно отметить модуль самообслуживания клиента – «Хомнет Лизинг Кабинет клиента», который позволяет клиенту в любое удобное ему время взаимодействовать с лизинговой компанией: получать информацию, обмениваться документами и формировать запросы.

 – Какие особенности в приложениях сегодня пользуются наибольшей популярностью среди представителей малых и средних предприятий?

– Наибольшей популярностью среди небольших лизинговых компаний пользуются доступные по цене комплексные решения, которые содержат базовый функционал по ведению бухгалтерского учета и взаиморасчетов с клиентами, такие как модули «Хомнет Лизинг Бухгалтерия» и «Хомнет Лизинг Управление портфелем».

 – Способна ли, по вашему мнению, проводимая реформа лизинга обеспечить уровень дигитализации лизингового рынка, сопоставимый с западноевропейским?

– Проводимая реформа лизинга с дигитализацией напрямую не связана, но мы ожидаем, что она будет стимулировать компании активнее двигаться в этом направлении. Сейчас на дигитализацию больше влияют уровень конкуренции на рынке и финансовые возможности компаний для внедрения соответствующих ИТ-решений.

Переход на ПБУ «Учет аренды» в перспективе положительно повлияет на финансовые возможности, так как избавит некоторые компании от необходимости ведения отдельного учета по МСФО. Внедрение отчетности в формате XBRL улучшит взаимодействие между лизинговыми компаниями и кредиторами.

К сожалению, на текущий момент уровень инвестиций в ИТ в лизинговой отрасли гораздо ниже, чем в банках, которые, судя по высказываниям некоторых руководителей, выделяют 1–4% от своего оборота на автоматизацию.

Тем не менее уровень дигитализации постепенно повышается. В рамках этого процесса мы наблюдаем следующие тенденции:

  • Постепенно начинается массовый переход на ЭДО – как в рамках оформления актов и счетов-фактур лизингополучателям, так и для контрактования и взаимодействия с поставщиками. Это стало возможным благодаря целенаправленному решению вопроса роуминга между операторами. Например, в «1С: ЭДО» отправка всего массива документов по разным операторам производится нажатием одной кнопки.
  • Активно внедряется интеграция с внешними информационными сервисами. Драйвером этого процесса стала доступность сервисов «1С: Контрагент» и «1СПАРК Риски» от фирмы «1С».
  • Также немаловажный фактор – государственные инициативы, такие как внедрение электронных ПТС, цифровые реестры Федресурса по договорам лизинга и нотариата по залогам, доступность информации по штрафам ГИБДД из ГИС ГМП, и так далее.

На наш взгляд, этот тренд неизбежен, так как он наблюдается не только в лизинге, но и по всем отраслям в целом, и первые, кто его освоят, займут лидирующие позиции на рынке и могут существенно потеснить текущих лидеров отрасли.

Сейчас уже широко обсуждается минимизация человеческого участия в текущих бизнес-процессах во многих отраслях, в том числе со стороны европейских партнеров мы все чаще слышим о компаниях из трех–пяти человек, обрабатывающих тысячи сделок. Конечно же, такого уровня производительности можно добиться только благодаря высокой доле автоматизации и роботизации, достигаемых за счет крупных инвестиций в ИТ. Хотим отметить, что в настоящий момент решение такой задачи видится довольно реалистичным благодаря большому количеству готовых компонент.

 – Какие инструменты и приложения популярны в Европе, но не получили распространения на российском лизинговом рынке? Какова вероятность их внедрения в РФ в среднесрочной перспективе?

– В европейских странах набирают популярность решения, позволяющие потенциальным клиентам взять автомобиль в кредит или лизинг / аренду с помощью мобильного телефона за один-два дня без каких-бы то ни было контактов с лизинговой компанией и даже дилером, для этого нужны развитые средства автоматизации, которые, в числе прочего, включают в себя мобильные приложения и автоматический скоринг. В России такая практика пока не распространена, но интерес к подобным продуктам постепенно возрастает.

 – Какие ИТ-решения стали наиболее востребованы в связи с реформой рынка лизинга? Какие новые продукты были разработаны (разрабатываются в настоящее время) вашей компанией в связи с реформой?

– Отрасль пока еще не начала активно готовиться к реформе в практическом ключе. Мы со своей стороны основные продукты в составе решения «Хомнет Лизинг» разработали уже давно – это модуль «МСФО», реализующий принцип двойной записи для отражения лизинговых операций на основании первичных данных по сделке, и «Бухгалтерия лизинговой компании», отделенная от операционной системы. Отработана технология перехода на ЕПС и ОСБУ на опыте более 50 внедрений в некредитные финансовые организации модулей «Хомнет: НФО» и «Хомнет: XBRL». Накопленный опыт в НФО и лизинге позволяет с уверенность говорить, что с момента принятия нормативно-правовой базы «Хомнет Лизинг» в кратчайшие сроки разработает готовое решение, соответствующее требованиям Центрального банка, и типовую методологию ведения учета для лизинговых компаний. Использование широко распространенных отраслевых решений, таких как «Хомнет Лизинг Бухгалтерия», было и остается наиболее экономным способом реализовать в учете изменения законодательства. Учетный модуль «Хомнет Лизинг Бухгалтерия» успешно прошел как минимум три серьезных изменения (последнее – перевод на «Бухгалтерию 3.0»), и мы точно знаем, что и в этот раз все будет успешно. Мы ожидаем, что в ближайшее время заметно возрастет интерес к этим продуктам со стороны крупных лизинговых компаний, которые самостоятельно разрабатывали заказные системы, – им потребуется значительное время на адаптацию своих учетных и операционных систем.

 – Насколько востребованными в настоящее время являются мобильные приложения и какие преимущества они предоставляют лизингодателям? Какие приложения вы считаете наиболее перспективными в лизинговой отрасли в ближайшие годы?

– Весь мир идет по пути мобилизации – все больше задач решается с помощью мобильных приложений на смартфонах или планшетах. Лизинг не остается в стороне от этого тренда – интерес постоянно растет, хотя практические внедрения пока носят единичный характер. Мобильные приложения позволяют значительно снизить стоимость процессов и повысить их скорость. Основные направления использования мобильных приложений – это выполнение автономных расчетов и подготовка предложений менеджерами по продажам «в полях», согласования и принятия решения по сделкам руководством, отслеживание статусов заявок клиентами и партнерами, проведение осмотров компаний-клиентов и технических осмотров предметов отделами рисков и другое.

 – Спрос со стороны клиентов на внедрение ИТ-решения в настоящее время в большей степени ориентирован на расширение функциональных возможностей и спектра деятельности или же на оптимизацию текущих бизнес-процессов? Какие тенденции преобладают на рынке?

– В настоящее время спрос со стороны клиентов в большей степени ориентирован на расширение воронки продаж и повышение скорости обработки заявок, что позволит в полной мере использовать текущий рост рынка. Это формирует спрос на инструменты оптимизации фронт- и мидл-офиса. В состав «Хомнет Лизинг» входит целый ряд модулей – «Фронт-офис онлайн», «Калькулятор», интеграция с внешними сервисами:

  • загрузка данных из ЕГРЮЛ;
  • загрузка информации по штрафам ГИБДД для перевыставления расходов лизингополучателям;
  • загрузка прочей информации от внешних поставщиков (Контур, Seldon, Глобас-i и прочие).

Функционал выпущенного нами модуля «Внешние информационные сервисы» позволяет повысить скорость процессов и минимизировать операционные риски за счет автоматической интеграции данных, получаемых от поставщиков информации, в процессы фронт- и мидл-офиса.

Также отмечаем спрос на функционал по поддержке процессов для новых продуктов: «Коммерческий кредит», «Продажа в рассрочку», «Факторинг» (финансирования дилерского склада).

При этом вопросы оптимизации процессов обслуживания сделок (модули «Управление портфелем», «Страхование», «Коллекшн», Customer Service Desk) по-прежнему актуальны. Из них стоит выделить новый модуль Customer Service Desk, который позволяет в пользовательском режиме настраивать и оперативно менять системе процессы обслуживания клиентов.

 – Какие перспективы ожидают лизинг для физлиц? Существуют ли какие-либо технические барьеры для развития данного сегмента?

– Технических барьеров, на наш взгляд, нет. Есть объективная ситуация – лизинговый доход на данный момент облагается НДС, а кредитные проценты – не облагаются. Как показывает текущая практика, этот аспект в значительной степени нивелирует все преимущества лизинга, связанные с удобством для клиента. Поэтому такое направление бизнеса на данный момент распространено слабо. Если с введением ФСБУ лизинговый доход перестанет облагаться НДС, то ситуация, вероятно, значительно изменится. Еще одним серьезным камнем преткновения на данный момент является слабая финансовая грамотность населения. Люди не до конца разобрались в кредитах, а уж тем более им будет сложно разобраться в лизинге и понять отличие от того же кредита, по результатам которого они становятся владельцем СВОЕГО автомобиля, что для нашего человека исключительно важно.

Тем не менее, кажется, что у этого направления есть большой потенциал, вопрос только в том, сколько на это уйдет времени: несколько лет или десятилетие. Кажется, что этот процесс могла бы ускорить господдержка в виде каких-либо госпрограмм либо дополнительных налоговых преференций. Ведь данное направление в отличие от автокредитов даст рост не только лизинговой отрасли, но и производству в целом, так как после завершения лизинга клиент будет брать в лизинг новый предмет в отличие от того же кредита.

 – Какие ИТ-продукты, по вашему мнению, будут востребованы лизинговыми компаниями в 2018 году?

– Мы ожидаем, что в 2018 будут востребованы ИТ-решения в двух направлениях:

  • подготовка к предстоящим изменениям в отрасли – выделение регламентированного учета в ИТ-архитектуре для последующего перевода на ФСБУ и ОСБУ, а также автоматизация параллельного учета по МСФО;
  • дальнейшая оптимизация трудозатрат и повышение конкурентных преимуществ лизинговой компании в части скорости и удобства процессов для клиентов.

Внедрение новых стандартов учета, приближенных к МСФО, потребует не менее двух ИТ-проектов перехода – это внедрение ФСБУ с 2020 года и переход на ЕПС Центрального банка России с 2021 года. Кроме этого, потребуется пересмотр внедренных систем: имеется ли в составе выделенный модуль для ведения регламентированного учета и МСФО, позволяющий проводить обновление системы в сжатые сроки, или необходима его замена на готовые решения, такие как, например, «Хомнет Лизинг Бухгалтерия» и модуль «Хомнет Лизинг МСФО».

Крупным компаниям, которые используют заказные системы самостоятельной разработки, следует приступить к пересмотру системы уже в 2018 году, так как для подготовки к переходу потребуется трудоемкая переработка архитектуры системы или даже ее полная замена.

На волне роста рынка сохранится спрос на фронт-офис и CRM, надеемся, что вместе с этим будет развиваться интерес к современным клиентоориентированным продуктам, таким как мобильные приложения и «Кабинет клиента». Повсеместное распространение ЭДО приведет к массовому переходу лизинговых компаний на электронный документооборот со своими клиентами. Будет развиваться спрос на интеграцию с внешними базами данных как для предоставления информации о заключенных сделках (реестр Интерфакса и другие), так и для формирования досье клиента.

Ожидается, что в лизинге вслед за банками повысится интерес компаний к внедрению инновационных технологий, таких как использование ботов для сопровождения сделок, распознавание изображений и речи в процессе продаж, интеграция с социальными сетями и Big Data для реализации автоматического скоринга.


Обращение в службу внутреннего контроля — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в службу внутреннего контроля по телефону +7(495) 225-34-44 доб. 1613

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!