Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Будущее рынка доверительного управления в России

 


Исследования
КАРТА ПРОЕКТА
Будущее рынка доверительного управления в России

Российскому рынку управления активами важна единая стратегия развития

Ирина Кривошеева

– Несмотря на то, что рынку управления активами в России исполняется 15 лет, его развитие протекает вне какой-либо официальной или полуофициальной стратегии. Как Вы считаете, нужна ли отрасли такая стратегия?

– История становления и развития рынка управления активами лицензированных управляющих компаний в России связана с относительно небольшим периодом - 15 лет. Наша компания была в числе первых, получивших лицензию, поэтому как одному из основных «стабильных» игроков рынка для нас всегда было важно иметь стратегическую программу развития компании в контексте отрасли. При этом акцент делался на определение перспективных направлений рынка в условиях изменений отечественной и зарубежной практики. В целом для стратегии развития нашей отрасли наряду с другими моментами особенное внимание заслуживают темы: законодательного регулирования, расширение продуктовых предложений, модернизация каналов продвижения услуг…

Исходя из мирового опыта, институты коллективного инвестирования являются одними из основных источников длинных денег, то есть именно отрасль управления активами существенно способствует обеспечению стабильности фондового рынка. К сожалению, в условиях современной России пока подобные идеи далеки от реализации. С одной стороны, банковский сектор не обладает длинными деньгами для развития инновационных отраслей экономики, ведь самый большой срок по депозитам в нашей стране – 3 года. С другой стороны, из-за большого количества законодательных ограничений сами инвестиционные фонды сейчас не до конца приспособлены к привлечению денег на более длительные сроки. Чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону, необходимо упрочить позицию отрасли в финансовой системе России, в том числе и нормативно. Эта тема обсуждалась достаточно активно до кризиса, но после - вопрос незаслуженно стал подниматься значительно реже, что не соотносится с практикой и стратегией развития.

– Если смотреть в масштабах всей экономики, каков размер рынка управления активами?

– Сегодня российский рынок управления активами составляет около 0,3% от ВВП, в то время, как в таких странах как Бразилия или Польша, этот показатель находится на уровне 15%. По экспертным оценкам потенциальные клиенты этого рынка - люди с доходом свыше 3 тысяч долларов США в месяц. И конечно, количество потенциальных клиентов в России существенно больше, чем в этих странах. Анализ всех сопоставимых показателей подтверждает убежденность в том, что в ближайшие годы развитие розницы  должно стать своеобразным мейнстримом, т.е. основной тенденцией стратегического развития  рынка управления активами  в условиях России.

– Но сегодня число клиентов управляющих компаний не превышает 500-650 тысяч человек. До какого размера, по Вашему мнению, должна увеличиться совокупная клиентская база УК?

– Сегодня примерно 10 % всего населения нашей страны  – потенциальные клиенты отрасли коллективных инвестиций. И, если хотя бы каждый третий из них станет клиентом нашей отрасли, то по вовлеченности физических лиц отрасль выполнит свою стратегическую задачу. Уровень клиентской базы в 5-6 миллионов человек, позволит утверждать, что отрасль приобрела адекватную своим задачам значимость.

– Как этого добиться?

– Прежде всего активные игроки должны заниматься продвижение отрасли и рассчитывать, к сожалению, пока исключительно на собственные силы.  Необходимо развивать серьезные партнерские программы с банками, усиливать существующие каналы продаж, разрабатывать комплексные программы продвижения услуг. А также проявлять активность в деятельности профессионального сообщества для продвижения общей идеи на базе саморегулируемых организаций и общественных объединений. И в данной связи стоит обратить внимание на существующий опыт  по продвижению пенсионной реформы в России, где были сделаны конкретные шаги, включая организацию обучающих программы, подготовку комплекса информационных материалов и т.д. А по вопросу инвестирования средств в паевые инвестиционные фонды сделано на сегодняшний день существенно меньше. При этом мы надеемся на определенный эффект от запущенной Правительством программы повышения финансовой грамотности населения, и самое главное – на ее дальнейшее продолжение и развитие.

– Каким Вы видите рынок управления активами через 10 лет?

– За последние 3 года рынок переориентировался с розницы на состоятельную розницу  и институциональных инвесторов. На ближайший период от 1 до 3 лет эти сегменты по-видимому останутся основными «донорами» для развития бизнеса управляющих компаний. Но в течении 5 лет, уверена, ситуация изменится и локомотивом рынка станут розничные инвестиционные фонды. Такая тенденция характерна для очень многих западных рынков: начинается все с кэптивных клиентов, сделок, а на следующих этапах розничный бизнес становится более прибыльным и приоритетным для развития компаний. Главное, через 10 лет для нас сделать рынок управления активами полностью комфортным, прозрачным и востребованным для наших клиентов и партнеров.

– За счет чего?

– Розница – это высокодоходный сегмент: если в ПИФах средние ставки вознаграждения за управление УК составляют  2,5%, то для индивидуального доверительного управления этот показатель находится в среднем на уровне 1,5%. При этом развитие розничного бизнеса очевидно ресурсоемкое, приходится тратить на информационное обеспечение, программы продвижения, рекламные кампании, развитие каналов продаж, оптимизацию внутренних бизнес-процессов и т.д.

К сожалению, далеко не все компании сейчас готовы к подобным инвестициям в развитие.

– Когда можно ожидать возвращение массового продвижения рынка коллективных инвестиций?

– Скорее всего, в следующем году мы сможем увидеть серьезную активизацию управляющих компаний по привлечению клиентов в паевые инвестиционные фонды. Кризис постепенно будет забываться, и основной упор в рекламе видимо традиционно будет сделан на доходность фондов за последние 2 года. Однако, на наш взгляд, такой подход принципиально ошибочен! Проблема в том, что зачастую УК не пытаются объяснить клиенту, что такое инвестиционный фонд, а привлекают их исключительно доходностью прошлых периодов, и поэтому людям рынок запоминается только высокими процентами. Как следствие, в фонды привлекаются не только и не столько долгосрочные инвесторы, а «спекулятивные» игроки. В результате средний срок инвестирования в ПИФы составляет один год, тогда как адекватный период должен отсчитываться от 3 лет.

– Существуют ли какие-нибудь проблемы в сегменте управления активами институциональных инвесторов?

– Это в первую очередь, проблема прозрачности. Сейчас на рынке управления активами идет процесс  консолидации, остаются сильные управляющие компании, у которых сформулирована четкая позиция как по развитию бизнеса в целом, так и по вопросам взаимодействия с негосударственными пенсионными фондами. И НПФы, проходя через кризис, понимают, что ложные обещания или ложные гарантии не спасают в случае наступления неблагоприятных ситуаций. Если у УК нет прописанных, как в банковском секторе, требований к собственному капиталу, говорить о реальных гарантиях в принципе нецелесообразно. Тем не менее, взаимодействие УК и НПФ становится из года в год все лучше и качественнее.

– Сейчас вторым по значимости для рынка управления активами после пенсионного сегмента является сектор закрытых фондов. Сильно ли ударят по нему изменения в налоговом законодательстве?

– Что касается самой отрасли, для нее это был достаточно сильный удар. С точки зрения формирования «схемных» ЗПИФов, все эти налоговые изменения приведут к сокращению в серьезных масштабах. Реальных розничных ЗПИФов сейчас на рынке около 10%-20%. Анализируя ситуацию, следует отметить, что нам так и не удалось приблизить отрасль коллективного инвестирования к розничным клиентам в качестве посредника по вложениям в объекты недвижимости. Сейчас целесообразно спокойно пережить этот период, отрасль должна очиститься от многих схемных проектов. И через год мы придем опять к фондам недвижимости, но именно, как к инвестиционному инструменту вложения в недвижимость. Компании будут создавать, очевидно, другие фонды. Но здесь уже регулятору придется работать над законодательством о ЗПИФах и квалифицированных инвесторах.

– Также большую важность играет индивидуальное доверительное управление. Как должен развиваться этот сегмент?

– Индивидуальное доверительное управление на сегодняшний день является очень закрытым сегментом. Для его дальнейшего развития нужны единые нормальные методики, рейтинги, показатели для сравнения и анализа результатов управления компаниями. В этом сегменте ситуация по качеству отчетности еще менее прозрачна, чем в паевых инвестиционных фондах. При этом у управляющих есть определенные ограничения по работе с иностранными инструментами, инструментами товарного рынка, мультивалютными продуктами, что на наш взгляд не совсем соответствует потребностям клиентов. Индивидуальное доверительное управление должно обеспечивать клиентам диверсификацию по широкому спектру международным инструментам, валютам, а так же широкую прозрачную отчетность.

– Сколько УК, по Вашему мнению, должно быть представлено на рынке для того, чтобы он мог качественно развиваться?

– Во-первых, если говорить обо всех управляющих компаниях, то для сегодняшнего уровня развития отрасли 30-40 компаний было бы, на наш взгляд, вполне достаточно. С точки зрения специализации, компании-лидеры будут универсальными, а остальные должны определиться, на каком сегменте концентрироваться. Продуманная точечная бизнес-стратегия по сегментам будет способствовать гармоничному развитию как отдельных компаний, так и отрасли в целом.

– Имеет ли смысл дифференциация требований к капиталу УК в зависимости от специализации компании?

– Существующие требования достаточно разумные, если компания не дает никакие гарантии, но подобных гарантий и не должно быть, потому что УК работают на фондовом рынке. С развитием рынка управления активами требования к капиталу можно будет постепенно повышать. Мне кажется, что здесь можно вводить и другие критерии. Например, продолжительность существования, региональное присутствие, развитие риск-менеджмента. Помимо этого, есть смысл сделать привязку к рейтингу УК, принимать его как официальный критерий: наличие рейтинга на определенном уровне позволяет работать на определенных сегментах рынка. Это было бы логичнее, чем прописывать какие-то универсальные требования к риск-менеджменту, которые легко можно обойти.

– Сколько денег должно быть под управлением компании, чтобы она могла на должном уровне поддерживать свои бизнес-процессы и систему риск-менеджмента?

– Около 10-15 млрд. рублей будет вполне достаточно для компании с численностью 50-70 человек, то есть этот уровень активов под управлением позволит находиться на самоокупаемости. Для крупной компании под управлением должно быть около 1 млрд. долларов, а если компания хочет серьезно развивать бизнес, то речь должна идти как минимум о 3 млрд. долларов. При таком уровне активов компания может целостно развиваться, заниматься оптимизацией бизнес-процессов, автоматизацией, формировать и реализовывать комплексные программ продвижения по сегментам. Очевидно, есть и другие варианты, поиск которых – наша задача.