Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»
Адрес: Николоямская, дом 13, стр. 2
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: info@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1656)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Пресс-центр
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1706)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1706)
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел по работе с персоналом
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: personal@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Рынок лизинга: итоги 2017 года и перспективы развития

 


КАРТА ПРОЕКТА
Рынок лизинга: итоги 2017 года и перспективы развития

«Обострение конкуренции между лизинговыми компаниями способствовало существенному росту доступности лизинговых продуктов на рынке»

– Как изменились за последние три года каналы продаж компании? Какие каналы продаж, по вашему мнению, станут доминировать в 2018-м? Назовите направления, которые будут наиболее перспективными в 2019–2020 годах.

– Основным каналом продаж для нас исторически выступает работа с ключевыми партнерами компании – поставщиками и производителями, и мы не предвидим глобальных изменений в этом вопросе в ближайшее время.

Все большее внимание мы уделяем прямому взаимодействию наших продающих подразделений и клиентов. Сюда можно отнести и холодные звонки, и умение правильно выстраивать и структурировать взаимоотношения с клиентом. Мы прикладываем значительные усилия в данном направлении для повышения качества взаимодействия и удовлетворенности клиента.

В последние годы лизинг как инструмент развития промышленности был оценен по достоинству Минпромторгом. Рынок получил хорошую поддержку, а само направление субсидируемых сделок сформировало отдельный, самостоятельный канал продаж.

– Какое влияние на участников лизингового рынка окажет применение нового федерального стандарта бухгалтерского учета (ФСБУ) «Аренда»? В чем вы видите плюсы и минусы для своей компании от использования нового стандарта?

– Разработку и введение ФСБУ «Аренда» осуществляют в рамках сближения российской системы бухгалтерского учета и международных стандартов финансовой отчетности, в связи с этим ФСБУ «Аренда» основывается на IFRS 16 «Аренда». Поскольку IFRS 16 предусматривает подходы к учету арендных операций, кардинально отличающиеся от тех, которые используют в российском бухгалтерском учете, внедрение ФСБУ «Аренда» самым серьезным образом повлияет на ведение бухгалтерского учета всеми хозяйствующими субъектами, в том числе и участниками лизингового рынка.

Необходимо отметить, что крупные компании, формирующие консолидированную отчетность, в том числе по МСФО, обладают достаточными компетенциями для перехода на ФСБУ «Аренда», а вот средние и малые компании могут испытать в связи с его внедрением существенные затруднения и понести незапланированные затраты, как минимум на переобучение своих бухгалтерских служб. Это касается в том числе и лизинговых компаний.

Вероятно, сближение российского бухгалтерского учета с МСФО благоприятно отразится на российской экономике в целом. Для этого важно, чтобы при разработке базовых стандартов использовался комплексный подход.

Однако есть существенный минус этого процесса: сближение ФСБУ с МСФО приводит к еще большему расхождению бухгалтерского и налогового учетов в России. Это, во-первых, увеличивает затраты всех хозяйствующих субъектов, вынужденных параллельно вести два различных вида учета, формировать и отслеживать разницы между ними. А во-вторых, приводит к тому, что формирование налогооблагаемой базы по основным налогам (налог на прибыль, НДС, налог на имущество) осуществляется не на основании данных бухгалтерского учета, а на основании иных данных, что усложняет не только доказывание правильности ее (базы) исчисления, но и затрудняет контроль исчисления и уплаты налогов.

Введение ФСБУ «Аренда» внесет значительный вклад в увеличение этого расхождения.

– Насколько снизились ставки по лизинговым договорам в 2017 году? Какую их динамику вы ожидаете в 2018-м? 

– В 2017 году ЦБ РФ шесть раз менял ключевую ставку. Благодаря ее снижению на 2,25 п. п. лизинговые компании получили возможность предлагать клиентам лизинг на более привлекательных условиях. Логично, что вслед за снижением ключевой ставки ЦБ РФ средняя ставка привлечения стала ниже. Однако это только один из факторов. Повышенная активность клиентов, их стремление воспользоваться лизингом на максимально выгодных для себя условиях привели к обострению конкуренции между лизинговыми компаниями. Это, в свою очередь, способствовало существенному росту доступности лизинговых продуктов на рынке.

В 2018 году ситуация, скорее всего, существенно не изменится, и, по нашим прогнозам, снижение ставок продолжится, но меньшими темпами. Наметилась, безусловно, позитивная тенденция, которая приводит к повышению инвестиционной активности предприятий. Это позволяет оптимистично смотреть на перспективы роста лизингового рынка в 2018 году.

– Какое влияние на рынок, по вашему мнению, окажет снижение объемов госсубсидирования автолизинга? В чем вы видите ключевые угрозы для роста автосегмента в 2018 году?

– Программа субсидирования лизинга автотранспорта стала одной из наиболее эффективных мер государственной поддержки лизинга за последние несколько лет. И, конечно, говорить о том, что рынок никак не отреагирует на ее завершение, будет не совсем корректно. Скорее всего, мы увидим снижение объемов сделок в сегменте автолизинга.

Но при этом важно учесть один очень тонкий момент. Выполняя свою основную задачу, а именно стимулируя развитие промышленности, Минпромторг посредством реализации различных мер поддержки способствовал популяризации лизинга в России. Сегодня мы отмечаем увеличивающийся интерес к нашим продуктам со стороны компаний, которые ранее не пользовались лизингом либо использовали его весьма незначительно. И эта тенденция позволит, на наш взгляд, нивелировать негативный результат завершения программы льготного автолизинга.

– Какую динамику рынка с/х техники вы ожидаете в 2018 году? Что может стимулировать рынок за исключением госсубсидий?

– Необходимость в обновлении парка сельскохозяйственной техники в нашей стране существует не первый год. И несмотря на позитивные изменения в этом направлении, процент устаревшего оборудования и машин для проведения полевых работ по-прежнему достаточно высок. Поэтому спрос на лизинг в с/х сегменте сохранится. А простимулирует его в большей мере снижение ключевой ставки. В этом случае стоимость кредитных ресурсов уменьшится, а значит, мы сможем предложить нашим клиентам более дешевый лизинг.

– В каких сегментах, на ваш взгляд, оперативный лизинг сегодня недостаточно развит, но имеет значительный потенциал для прогресса? Что может стимулировать рост оперативного лизинга в данных сегментах?

– Если сравнивать российский рынок оперативного лизинга с европейским, то можно сказать, что он только начинает свое развитие. Поэтому будет корректнее говорить о том, где это развитие уже заметно. Исторически так сложилось, что оперлизинг в России на 90% формируют два сегмента – лизинг подвижного состава и воздушных судов. Почему так происходит? Допускаю, что это результат решения определенных проблемных кейсов, о которых всем нам известно. Однако, на наш взгляд, рынок формируется именно так вследствие появления у лизинговых компаний определенных компетенций. Их наращивание со временем приведет к развитию оперлизинга в сегментах морских судов, спецтехники и транспорта. Удачные кейсы сотрудничества с крупными поставщиками и сервисными компаниями станут катализаторами этого процесса. Кроме того, наполнению рынка операционного лизинга игроками будет способствовать и реформа лизинга, в результате которой ряд лизинговых компаний поменяет свой профиль.

– Как будет развиваться сегмент лизинга ж/д техники в 2018 году? Какие, по вашему мнению, виды вагонов будут востребованы лизингополучателями?

– Сегмент ж/д лизинга в 2017 году развивался хорошими темпами. Спросом пользовались как новые вагоны, в том числе инновационные, так и подержанные. Причина такой активности кроется в необходимости списания подвижного состава, срок службы которого истек. Кроме того, правительство РФ поддерживает спрос на инновационные вагоны субсидиями. Снижение ключевой ставки также позитивно сказывается на спросе, причем в этом сегменте ее влияние особенно заметно.

В 2018 году, по нашим прогнозам, рынок железнодорожной техники войдет в стадию активного роста. Привлекательными для лизингополучателей будут инновационные и специальные вагоны, поскольку на них распространяются государственные меры поддержки. Также мы видим потенциал у таких видов ж/д техники, как полувагоны, универсальные платформы и специализированный подвижной состав (хопперы-цементовозы, цистерны для перевозки различных кислот, хопперы-зерновозы и тому подобное).

– Как будет развиваться сегмент авиализинга в 2018-м? Какие факторы станут способствовать / препятствовать развитию авиализинга в России в 2019–2020 годах?

– На данный момент на рынке авиализинга наблюдается если не стагнация, то замедленный рост. Спрос стабилизировался, и каких-то значимых предпосылок к его переходу в активную фазу мы не видим. Поэтому в ближайшем будущем не ожидаем серьезных изменений. В сфере авиализинга по-прежнему будут доминировать крупные государственные лизинговые компании, имеющие доступ к долгосрочному и низкопроцентному фондированию. Остальные компании будут бороться за рынок ближнемагистральной и частной авиации, в том числе вертолетной техники.