Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Потребительское кредитование в России

 


КАРТА ПРОЕКТА
Потребительское кредитование в России
Алексей Коровин

- Одним из приоритетных направлений, которые сейчас развивает Альфа-Банк, является потребительское кредитование. Почему вы сделали ставку на это направление банковских услуг?

Альфа-Банк предоставляет те услуги, которые необходимы клиенту. Потребительский кредит прост, доступен для понимания и отвечает запросам практически любой категории заемщиков. Скорость, удобство, минимальные требования - вот те основные качества, которые характеризуют целевой потребительский кредит на приобретение товара или услуги. Придя в магазин, покупатель в течение 15 минут может приобрести понравившуюся вещь в кредит, имея в кармане один лишь паспорт.

- Прокомментируйте тенденции развития рынка необеспеченных кредитов выдаваемых наличными.

Объем этого рынка постоянно растет, за последний год (с июня '11 по июнь '12) рост составил порядка 40%. Спрос растет во всех сегментах, но более динамично, на наш взгляд, развивается экспресс-кредитование. Ритм жизни постоянно ускоряется, и при выборе банка клиенты все чаще ориентируются на скорость рассмотрения заявки.

- А какие тенденции в сегменте кредитования с использованием банковских карт  (кредитные карты, дебетовые карты с овердрафтом, необеспеченные кредиты наличными, выданные на банковскую карту и т.д.)

Крупные игроки сфокусированы на развитии бизнеса кредитных карт  - потенциальный рост которого 70%. Сейчас происходит перераспределение доли рынка в части карточного портфеля, банки стараются развивать новые продукты и кредитные программы , нацеленные на замещение потребительского кредитования револьверными продуктами.

Также происходит смещение фокуса с ко-брендинговых программ в сторону разработки либо развития собственных программ лояльности, которые нацелены на поощрение клиента по множеству параметров за использование услуг банка, призванные завоевать лояльность клиента для долгосрочного сотрудничества.

- Что происходило с необеспеченными кредитами, выдаваемыми  в торговых точках в первой половине 2012 года? Какие события и тенденции Вы бы выделили в качестве основных?

Процент невозврата по потребительским кредитам у каждого банка разный. Это зависит от многих факторов: географии работы банка, того сегмента продаж, в котором он концентрирует свои усилия (продажа мобильных телефонов - бОльший риск, так называемый отраслевой сегмент продаж - мебель, кухни - иные риски), ну и конечно же от той рисковой политики, которую выстраивает кредитная организация в долгосрочной перспективе.

- Как Вы считаете, какой сегмент рынка потребительского кредитования (кредиты наличными, POS-кредитование и кредитные карты) наиболее интересен для всех участников рынка в целом и для Вашего Банка в частности?

Рынок растет во всех сегментах, что говорит о том, что все направления рынку интересны. Альфа-Банк - не исключение. Мы развиваемся во всех направлениях, и ориентируемся в первую очередь на спрос. Кроме того, с учетом неопределенности внешней среды, необходимо диверсифицировать свою деятельность для улучшения финансовой устойчивости.

- Каково Ваше мнение о готовящемся законе о коллекторской деятельности? Может ли вступление закона в силу привести к снижению интереса банков к сегменту потребительского кредитования?

Это вопрос правоприменения. Вряд ли интерес банков снизится, ведь спрос на эти услуги наоборот растет. Банки переработают договорную базу в соответствии с новыми требованиями... Если же изменения в законе повлекут увеличение процента списаний, банки будут вынуждены менять условия кредитования для сохранения приемлемой маржинальности.

- Каким образом наблюдаемый рост разрыва между реальными доходами населения и его расходами (рост долгового бремени) может повлиять на уровень проблемной задолженности по потребительским кредитам?

Естественно, уровень просрочки в этом случае будет расти. Другое дело, что банки всегда рассматривают текущую долговую нагрузку клиента при выдаче кредита, и тенденции к ослаблению этих проверок в нашем банке не наблюдается.

- К каким изменениям может привести введение «периода охлаждения» по потребительским кредитам (определенного периода времени со дня заключения договора, в который заемщик может вернуть кредит без начисления процентов и штрафных санкций)?

Скорее всего к удорожанию кредитов, так как возрастут случаи при которых клиенты по сути будут пользоваться беспроцентными кредитами. Возможно, будет и позитивное движение,  снижение уровня плохих кредитов, т.к. клиенты смогут "еще раз подумать" о принимаемых на себя обязательствах, но негативное влияние точно окажется более сильным.

- Какие Вы видите основные точки роста и ограничения на рынке потребительского кредитования?

Основными направлениями для поддержания доходности и темпов роста этого рынка в первую очередь я вижу оптимизацию бизнесс-процессов, улучшение качества сервиса и развитие альтернативных каналов привлечения клиентов. А также развитие совместных проектов с партнерами (например, крупными ритейлерами). Основным ограничением, как обычно, выступает нестабильность внешней среды. И в последнее время наблюдается тенденция к ужесточению законодательства и правоприменения, что естественно сказывается на сокращении возможностей развития.

- Охарактеризуйте планы Банка в отношении потребительского кредитования в 2012-2013 гг. (темпы роста, новые продукты, изменения условий, выход в новые регионы, специальные акции и т.п.).

Альфа-Банк планирует расти в основных сегментах кредитования как минимум немного выше рынка, поскольку мы стремимся к росту рыночной доли во всех ключевых направлениях. Но, безусловно, не ценой ухудшения качества кредитного портфеля. Будут запускаться новые, инновационные  продукты. Мы будем стремиться сделать существующие продукты еще удобнее для клиента, а обслуживание - еще качественнее. Обо всех изменениях обязательно будем сообщать нашим клиентам и рынку заблаговременно.

- Как Вы оцениваете перспективы развития рынка потребительского кредитования в 2012-2013 годах (прогноз по динамике, возможные перестановки среди ведущих участников рынка, влияние выхода крупных игроков, таких как Сбербанк, ВТБ на рынок POS-кредитования)?

Я не думаю, что нам следует ожидать резкого роста рынка потребительского кредитования в ближайшее время. К тому же, с большой вероятностью, будет перераспределение долей между игроками рынка. Рынок потребительского кредитования стремительно меняется. С одной стороны, многие заемщики переходят на другие направления. С другой, видоизменяются продукты, представленные на рынке. Появляются новые сегменты товаров и услуг, которые можно приобрести благодаря подобным кредитам. Среди банков ощущается острая конкуренция за потенциального заемщика. Предлагаются новые сервисы, услуги и уникальные кредитные предложения. Сейчас появляется все больше и больше программ на финансирование не товаров, а услуг. В Альфа-Банке, например, мы наблюдаем рост кредитования на туристические услуги, обучение, стоматологию.