en


Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.
Требования регуляторов Проекты методологий Рейтинги под наблюдением Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Регионы России
Экспорт и выгрузка рейтингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»
Адрес: Николоямская, дом 13, стр. 2
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: info@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1656)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Пресс-центр
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1706)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1706)
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел по работе с персоналом
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: personal@raexpert.ru

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. «Эксперт РА» является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги агентства «Эксперт РА» входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»

Список всех рэнкингов


 

Лизинг: курс на цифровизацию и развитие новых продуктов

Интервью с Дмитрием Корчаговым, генеральным директором ГК «Балтийский лизинг»

В 1-м полугодии 2017-го эксперты отмечали внушительный рост объемов нового бизнеса на рынке лизинга, а также делали оптимистичные прогнозы в отношении итогов года в целом. Ключевой драйвер такого роста – господдержка, она стала хорошим толчком для развития, но лизинговые компании понимают, что эти меры не будут действовать на постоянной основе, поэтому уже сейчас прорабатывают новые стратегии. Генеральный директор ГК «Балтийский лизинг» Дмитрий Корчагов рассказал, на что следует обратить внимание при формировании планов на будущий год.

 – Какие значимые события произошли на рынке в III квартале 2017 года?

– К значимым событиям можно отнести продолжающийся рост объемов продаж в сегменте автотранспорта. И в первую очередь следует выделить активизацию спроса клиентов на грузовые машины. По некоторым маркам прирост объема нового бизнеса нашей компании за 9 месяцев 2017 года составил уже 70% по отношению к аналогичному периоду 2016-го. Надо отметить и положительную тенденцию роста проникновения лизинга в продажи всех видов колесной техники.

Также важным событием стало внесение изменений в программу льготного лизинга автотранспорта от Минпромторга России. С 25 октября у клиентов лизинговых компаний появилась возможность приобрести не только коммерческую технику, но и легковые автомобили. Льготы были доступны для любых категорий лизингополучателей. Также сделки по легковым машинам заключались в рамках подпрограмм «Российский фермер» и «Свое дело» со скидкой до 12,5%.

Нельзя не упомянуть изменения налогового законодательства, в соответствии с которыми с 1 октября лизинговые платежи клиентов, приобретающих медицинское оборудование, не облагаются НДС. Мы давно анализируем состояние этого сегмента на рынке и видим немалый потенциал в развитии для него специальных предложений. До корректировок в Налоговом кодексе активность спроса по этому направлению была невысокой, и мы ждем значительных изменений ситуации в самом ближайшем будущем. Рынок очень интересный, мы уже рассматриваем первые сделки на новых условиях и уверены, что в 2018 году в объеме нового бизнеса компании сегмент покажет существенный рост.

Продолжая тему законодательных изменений, можно отметить неутихающие споры по поводу реформы лизинга, инициированной ЦБ. Уже понятны контуры альтернативной версии реформы, предложенной экспертами Объединенной Лизинговой Ассоциации. Самой важной проблемой в законопроекте участники рынка по-прежнему считают причисление лизинговых компаний к НФО, подразумевающее переход на ЕПС (единый план счетов). Этот переход повлечет за собой большие затраты на организацию обучения персонала и на замену ПО. Солидарность лизинговых компаний в этом вопросе стала предпосылкой к созданию Национального лизингового союза, в который вошло более 20 ведущих организаций и «Балтийский лизинг» в том числе; НЛС при условии его дальнейшей трансформации в СРО мы позиционируем как механизм, который поможет эффективно саморегулировать рынок лизинга.

В очередной раз мы отмечаем продолжающуюся еще с 2016 года тенденцию высоких темпов роста объемов лизинга в целом. Текущий год можно с уверенностью назвать годом полного посткризисного восстановления лизингового рынка. В частности, у нашей компании объем нового бизнеса по итогам 9 месяцев вырос на 44% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года и составил более 25,8 млрд рублей. Позитивную динамику мы наблюдаем и в IV квартале – общая экономическая ситуация складывается достаточно благоприятная.

Продолжает снижаться ключевая ставка ЦБ. В III квартале она снизилась до 8,5%, а в IV – до 8,25%. Эти шаги ЦБ РФ положительно влияют на стоимость кредитных ресурсов, а, следовательно, на стоимость лизинга для наших клиентов. В 2017 году «Балтийский лизинг» расширил перечень своих банков-партнеров, в который, кроме крупных федеральных государственных банков, таких как Сбербанк, ВТБ, «Росбанк» и «Альфа-Банк», вошли также «СМП Банк», «Запсибкомбанк», в которых мы открыли кредитные линии.

В 2017 году продолжал расти интерес к облигациям, что позволило ряду лизинговых компаний привлечь средства на открытом рынке. Облигации воспринимаются как надежный финансовый инструмент. К примеру, наши облигации сегодня приобретаются на вторичном рынке по цене выше их номинальной стоимости.

 – Способен ли рынок в 2018 году самостоятельно, без госсубсидий обеспечить темпы роста свыше 20% или все еще сохранится потребность в программах государственной поддержки?

– Да, способен, если сохранится тенденция экономического роста. При условии дальнейшего снижения ключевой ставки, доступности кредитных ресурсов, программ стимулирования спроса, развития малого и среднего предпринимательства. Также росту будут способствовать эффективные усилия государства в направлении импортозамещения в гражданской авиации, меры поддержки судостроения и программы замены устаревшего парка железнодорожных вагонов.

Все эти факторы в совокупности будут способствовать формированию спроса.  Высокую эффективность государственных программ, направленных на поддержку сельскохозяйственных предприятий мы уже ощущаем через рост спроса на наши услуги. Если эти программы по-прежнему будут адресными и доступными, то это также будет катализатором роста производства и рынка лизинга, в частности, в будущем году.

Если говорить о программах субсидирования Минпромторга России, то они не только выполнили свою функцию поддержки автомобильной промышленности, но и стимулировали рост на смежных рынках. И рекордные показатели объемов нового бизнеса по большей части обусловлены госпрограммами. Для нас всех это, несомненно, большой плюс. В то же время очевидно, что поддержка не может действовать на постоянной основе, но положительное влияние программ сохраняется и после их завершения – в лизинговые компании пришли новые клиенты, которые ранее не использовали этот инструмент.

Если говорить о потребности в программах господдержки в целом, то нашему автопрому и машиностроению они по-прежнему необходимы, тем более с учетом курса на импортозамещение. Представители этих отраслей уже направляют официальные запросы на сохранение программ, в частности, ассоциация «Российские автомобильные дилеры» накануне обратилась к премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой продлить меры господдержки для автомобильной промышленности в следующем году.

 – Отмечаете ли вы географическое изменение спроса на автолизинг в 2017 году?

– В нашем бизнесе присутствуют географические особенности, но существенных изменений в них с течением времени не наблюдается. На Дальнем Востоке, как правило, не приобретают отечественные автомобили – предпочитают покупать японские марки на вторичном рынке, и в ближайшей перспективе эту ситуацию сложно изменить. Отсюда и малый спрос на продукцию отечественных производителей и, как следствие, на лизинговые услуги. Поэтому мы бы приветствовали специальные меры Минпромторга РФ по поддержке автолизинга в этом регионе и активно подключились бы к их реализации, чтобы помочь нашему автопрому повысить конкурентоспособность.

 – Какие перспективы, по вашему мнению, ожидают лизинг для физлиц в 2018–2020 годах?

– Сейчас развитию лизинга физических лиц препятствует множество факторов. Важнейшим является НДС на лизинговые платежи, который пока не позволяет нам серьезно конкурировать с автокредитованием по финансовым условиям. Услугу не так просто развивать с учетом требований закона по защите прав потребителей, неисполнение которых грозит лизинговым компаниям большими финансовыми потерями. При изъятии техники у недобросовестных клиентов лизинговые компании по-прежнему находятся под риском исков о неосновательном обогащении. К сожалению, суды часто принимают решения не в пользу лизингодателя, и он не может вернуть себе даже вложенные инвестиции.

Одновременно мощным сдерживающим фактором является ментальность наших граждан. В России все еще относятся к автомобилю как к значимому объекту собственности, а не простому средству передвижения. У наших людей имущество в собственности ассоциируется со стабильностью, юридической защищенностью. Перед лизинговыми компаниями стоит непростая задача – убедить клиентов в надежности и устойчивости лизинговых компаний, в том, что лизинг в ряде случаев гораздо удобнее кредита.

Тем не менее мы считаем рынок лизинга для физических лиц перспективным, но перспективы эти не ближайшие.

 – Почему объемы операционного лизинга на рынке автомобилей значительно ниже финансового лизинга? Какие виды автотранспорта в большей степени пользуются спросом со стороны арендаторов? Существуют ли предпосылки для значительного увеличения доли оперативного лизинга автомобилей?

– Спрос на этот вид только формируется со стороны российских клиентов. Спрос же со стороны компаний с зарубежным участием практически близок к насыщению и удовлетворен операторами этого рынка с участием нероссийского капитала. Проблема и в том, что российские лизинговые компании пока не готовы предоставить клиентам требуемый высокий уровень тиражируемого в регионах России сервиса. То есть высокий уровень сервиса обеспечить можно, но это будет дорого. Должно пройти какое-то количество времени, чтобы оперативный лизинг в нашей стране стал таким же популярным, как и финансовый. Вместе с тем на развитых зарубежных рынках оперативный или операционный лизинг успешно конкурирует с финансовым по объемам ежегодных инвестиций.

Значительным тормозом в развитии спроса на оперативный лизинг является сохраняющееся отношение лизингополучателей к лизинговым платежам как платежам за выкуп имущества, а не плате за пользование. Клиенты не готовы отказаться от перехода на них права собственности на объект лизинга по окончании договора. Они пока не оценивают удобство эксплуатации техники без несения риска содержания и остаточной стоимости имущества.

Тем не менее сегодня мы видим перспективу для оперативного лизинга в двух сегментах: легковом и легком коммерческом транспорте. И по возможности активно предлагаем этот продукт своим клиентам.

 – Развитие каких онлайн-сервисов планирует компания в ближайшее время?

– В этом направлении мы проводим серьезные изменения. Начнем с того, что в 2017 году мы обновили наш внешний сайт. Если раньше он носил преимущественно информационный характер, то теперь мы сделали его более ориентированным на клиента, на продажи. Появились удобные каталоги по всем сегментам имущества, с которым мы работаем, ленты спецпредложений, возможность заказать онлайн-звонок и многое другое. Мы уже наблюдаем результат этой работы – возросло количество посетителей и заявок, которые они оставляют на сайте.

До конца года мы планируем запустить «Личный кабинет», где клиенты смогут самостоятельно работать с первичными шагами оформления договора лизинга. Например, они смогут загружать в «Личный кабинет» необходимую документацию, которую наши менеджеры смогут оперативно проверить и после озвучить предварительное решение по заявке. Следующим этапом развития этого проекта станет «Личный кабинет» для наших партнеров.

Обязательным шагом в направлении диджитализации своей деятельности мы также видим разработку мобильного приложения, которое будет не только повторять функционал «Личного кабинета», но и значительно его расширит. Приложение будет рассчитано на действующих, потенциальных клиентов, а также на партнеров «Балтийского лизинга». Для поддержания конкурентоспособности это жизненно необходимые проекты, мы должны вовлекать клиентов в процесс постоянного онлайн-взаимодействия с компанией, переводя в этот режим большую часть операций.

Также мы не забываем про свои внутренние сервисы: параллельно с обновлением внешнего сайта шла модернизация корпоративного портала, которая обеспечила сотрудникам комфортную работу с электронными ресурсами компании.

 – Как изменился спрос со стороны лизингополучателей (с точки зрения предметов лизинга, сроков и иных параметров) в 2017 году? Какие особенности в этом контексте можно выделить в сегменте малых и средних предприятий?

– В первую очередь, спрос возрос в тех сегментах, которым в 2017 году Министерство промышленности и торговли РФ оказывало поддержу, то есть это автотранспорт и спецтехника. Что касается автотранспорта, то, по данным экспертов, российский рынок автотранспорта в первые месяцы 2017-го вырос на 7%, а к концу года прогнозируют увеличение этого показателя до 10,7%. В сегменте спецтехники наибольший рост получила дорожно-строительная техника, с января по сентябрь рост продаж превысил 34%.

Мы отмечаем также, что клиенты стали чаще брать в лизинг оборудование, наиболее популярно машиностроительное и металлургическое. По итогам 9 месяцев 2017 года объемы продаж нашей компании в этом сегменте выросли на 32% по сравнению с аналогичным периодом 2016-го. Это хороший результат, добиться его нам помогла работа в рамках специального предложения «Экспресс-лизинг оборудования». В соответствии с его условиями можно приобрести необходимое имущество с авансовым платежом от 20% на срок до 36 месяцев. Графики платежей для каждого клиентам мы подбираем индивидуально, а решение по сделке согласовывается очень быстро, как правило, за один рабочий день.

Можно сказать, что в 2017-м спрос не только восстановился полностью, но и превысил показатели предкризисного 2014 года. И если раньше клиенты приобретали преимущественно дорогостоящую технику, то сейчас с внедрением лизинговыми компаниями розничных продуктов сократилась средняя величина сделки, увеличилось количество сделок, сократилось время их оформления. На сегмент малого и среднего предпринимательства обратили внимание крупные государственные лизинговые компании и начали активно развивать в нем специальные продукты.

 – Какие потенциальные сложности могут возникнуть у участников рынка в целом при вступлении в реестр лизинговых компаний, принятии и исполнении документов, касающихся внутреннего контроля и управления рисками?

– Ввиду того что реформа лизингового рынка пока не обрела своих четких форм, очень сложно ответить на этот вопрос. Отсутствуют понятные, согласованные всеми участниками критерии и требования по ведению реестра лизинговых компаний, условия входа и выхода из него. Те проекты базовых условий, которые обсуждаются, не составят сложностей для большинства крупных компаний, но, вполне вероятно, станут неисполнимыми для многих небольших региональных участников нашего рынка. Критерий достаточности капитала невозможно установить без перевода учета на стандарты МСФО, к чему совершенно не готовы небольшие компании. То же можно сказать и о системах внутреннего контроля, корпоративного управления и управления рисками. Крупные операторы давно эти системы внедрили, для небольших компаний это может стать проблемой.

 – Какие сегменты, продукты, технологии могли бы стать новой точкой роста рынка лизинга в ближайшие годы, по вашему мнению?

– Мы видим потенциал в сегменте малого и среднего бизнеса, хотя в структуре российской экономики предприятиям сегмента МСП развиваться сложно по целому ряду известных причин. Лизинг для таких предприятий – возможность, поскольку мы предлагаем для них более выгодные и гибкие условия сделок, нежели банковская сфера. На сегодня доля сделок «Балтийского лизинга» с предпринимателями, работающими в этих сегментах, составляет 92%.

В 2018 году мы постараемся закрепить результаты 2017-го. Точкой роста для многих лизинговых компаний станет повышение эффективности бизнес-процессов и компетенций персонала, реформирование под требования рынка продуктовой линейки, адаптация ее под сегмент МСП. Вместе с тем «Балтийский лизинг» сконцентрируется на оптимизации и ускорении процедур, предшествующих заключению договора с клиентом, при сохранении качества лизингового портфеля. Также мы будем работать над диверсификацией кредитного портфеля, освоением новых рыночных ниш и возможностей привлечения ресурсов. Конечно же, автоматизация процессов и повышение эффективности каналов продаж будет также в центре нашего внимания.


Обращение в службу внутреннего контроля — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в службу внутреннего контроля по телефону +7(495) 225-34-44 доб. 1613

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!