Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Лизинг в России

 


КАРТА ПРОЕКТА
Лизинг в России

«Объемы восстановления рынка превысили ожидаемые показатели»

 – Дмитрий Викторович, расскажите, какие значимые события произошли на лизинговом рынке России в первом полугодии 2017 года?

  Самое значимое событие – это продолжающееся восстановление рынка в объемных показателях, которые значительно превышают наши самые оптимистичные ожидания. По итогам прошедших 6 месяцев мы приросли к аналогичному периоду прошлого года на 53% и отрасль в целом показывает очень высокий темп, что отражает наметившуюся тенденцию восстановления экономики.

Также огромное значение для нас имеет реформа лизингового рынка, которая, наконец, начала структурироваться. Не может не радовать тот факт, что на ход реформы теперь имеет возможность влиять Объединенная Лизинговая Ассоциация России, ведь еще в 2016 году ключевые решения диктовались Центральным банком. А в 1 полугодии 2017 года, благодаря усилиям ассоциации, удалось инициировать корректирующие мероприятия в изначальный проект реформы.

Могу отметить, что неоднократное снижение ключевой ставки стимулировало инвестиционную активность и, как следствие, рост спроса на лизинг. Еще одним следствием оживления экономики стал рост уровня лояльности банков, которые начали предлагать нам более выгодные условия кредитования.

Как и в прошлом году, драйвером роста экономической активности лизинговых компаний остается программа льготного лизинга Минпромторга РФ. Теперь поддержка направлена не только на сегмент коммерческого автотранспорта, но и на спецтехнику. Впервые за много лет лизинг всех видов колесной техники занял лидирующие позиции по объему нового бизнеса в сравнении с железнодорожным и авиационным сегментами.

 – Как, на ваш взгляд, будет развиваться лизинговый рынок во второй половине 2017 года? Укажите причины, подтверждающие ваши ожидания.

– В целом мы ожидаем, что лизинговый рынок продолжит развиваться в соответствии с трендами, устоявшимися в первой половине 2017 года. Спрос на различные объекты лизинга будет восстанавливаться. Дальнейшее снижение ключевой ставки в совокупности с программами господдержки также будет стимулировать повышение объема лизинговых операций в сегментах авто- и спецтехники.

 – Каковы ваши ожидания относительно динамики автолизинга, учитывая, что в 1 полугодии текущего года объем продаж легковых и легких коммерческих автомобилей начал расти впервые с 2014 года?

– Доля лизинговых операций в общих объемах продаж поставщиков автотранспорта будет заметно увеличиваться. Для нас, например, важным событием в этом направлении стало заключение договора о партнерских отношениях с «КамАЗом». Мы действительно видим положительную динамику в сегменте автомобильных продаж и стараемся совместно с партнерами продвигать специальные предложения. Нужно отметить, что на сегодняшний день лизинговые компании начинают конкурировать с автокредитованием на этом рынке.

 – Какая доля лизинговых сделок с автотранспортом у компании приходится на программу льготного автолизинга? Сохраняется ли, по вашему мнению, потребность в госпрограмме, учитывая оживление рынка? Какое влияние, помимо поддержки объемов машиностроительного бизнеса, оказала госпрограмма на рынок?

– В рамках программы за 6 месяцев текущего года мы заключили более 1,8 тыс. договоров лизинга на сумму, превышающую 4 млрд рублей. По сравнению с 1 полугодием 2016 года рост числа сделок составил 30%. В объеме нового бизнеса компании в сегменте автотранспорта (без легкового, на который программа не распространяется) доля сделок по программе господдержки составляет на сегодняшний день 78%. При этом в первом полугодии еще не вступили в действие обновленные условия подпрограмм «Российский тягач», «Свое дело» и «Российский фермер», в рамках которых субсидия увеличивается с привычных 10 до 12,5% от стоимости транспортных средств.

Во втором полугодии эти меры поддержки окажут сильное стимулирующее влияние на рост рынка лизинга, поскольку именно лизинговые компании являются проводниками программы, что напрямую сказывается на объемах нового бизнеса.

 – С какими сложностями в первую очередь столкнутся лизинговые компании при переходе на единый план счетов (ЕПС) для НФО? Какие траты, сопряженные с переходом на ЕПС, по вашим оценкам, в среднем понесут крупные (топ-20) и небольшие компании? Какому типу лизинговых компаний будет сложнее адаптироваться к новым требованиям?

– Предварительную статистику дополнительных расходов уже подготовили коллеги из Объединенной Лизинговой Ассоциации. Определенно, это будет затратно. На самом же деле мы не видим острой потребности в переходе на ЕПС: складывается ощущение, что это было нужно, только чтобы ускорить введение контроля над лизинговыми компаниями. В процессе перехода на новую систему есть подводные камни, да и в целом причисление лизинговых компаний к НФО влечет за собой определенные последствия: нам придется настроить учет, переучить наших бухгалтеров, оплатить разработку новой системы автоматизации учета и, соответственно, перейти на нее, гармонизировать наш учет с учетом лизингополучателя. Все это в совокупности будет тормозить развитие рынка.

Обоснованно против этих нововведений выступала Объединенная Лизинговая Ассоциация. Хотя на самом деле мы протестовали не столько против причисления нас к НФО, сколько против фрагментарности самой реформы в изложении Центрального банка.

Сложнее всего адаптироваться к переходу на ЕПС будет небольшим лизинговым компаниям, многим из них это вообще сделать не удастся из-за несопоставимости затрат с их доходами. Успешность адаптации будет зависеть от того, насколько автоматизированы бизнес-процессы в компании – тем, у кого счета оформлялись вручную, будет гораздо сложнее. Нужно отметить, что сам период перехода лизинговых компаний на ЕПС будет сопровождаться заключением многочисленных контрактов с консалтинговыми и IT-компаниями, которые уже начали предлагать нашим коллегам по отрасли свои услуги по интеграции и специализированные продукты.

 – Стоит ли ожидать сокращения числа небольших ЛК и, как следствие, снижения конкуренции в розничных сегментах (прежде всего, в регионах) из-за высоких издержек, связанных с модернизацией IT при переходе на ЕПС?

– Да, как я уже говорил, эксперты прогнозируют уход с рынка небольших лизинговых организаций, что на самом деле очень плохо для регионального бизнеса, особенно малого и среднего, который не привык к жестким требованиям крупных федеральных игроков. Здесь следует подчеркнуть, что основной причиной таких перемен станет даже не переход на ЕПС, есть и более значимые обстоятельства: например, специализация компаний, то есть фактический запрет на совмещение лизинга с другими видами деятельности, требования к капиталу, формирование федерального реестра лизинговых компаний.

 – Из каких отраслей компания ожидает роста спроса на лизинг со стороны клиентов в связи с началом восстановления российской экономики? Какие виды транспорта будут наиболее востребованы в текущем году?

 – Для нас сегментация почти не изменится, рейтинг отраслей будет примерно таким же, как и в первом полугодии 2017 года. То есть лидировать будут легковые автомобили, грузовой автотранспорт, прицепы и полуприцепы и сельскохозяйственная техника.

Количество сделок по автотранспорту будет расти благодаря государственной поддержке. Наша компания уже заключила новые соглашения на предоставление субсидий по программе льготного лизинга, реализуемой при поддержке Министерства промышленности и торговли России. В этом году были обновлены условия программы по автотранспорту: лизингополучатели, приобретающие российские магистральные тягачи, а также предприятия, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями или субъектами МСП, имеют возможность получения скидки в размере до 12,5% от стоимости автомобиля при оплате первоначального взноса по заключенному договору лизинга автотранспорта. При этом максимальный размер скидки увеличен с 500 до 625 тыс. рублей.

В рамках программы льготного лизинга спецтехники клиент может получить скидку до 10%, в то же время размер субсидии ограничен суммой до 2 млн рублей – в зависимости от вида техники.

В целом же существенное влияние на объемы российского лизинга по-прежнему оказывают сделки в сегменте авиации и железнодорожного подвижного состава. В прошлом году, например, было заявлено очень много списаний устаревших вагонов – около 300 тыс., поэтому сейчас спрос на инновационный подвижной состав будет высоким. Остальные сегменты, на мой взгляд, будут прирастать равномерно.

 – Сохраняется ли в 2017 году тенденция к снижению доли Москвы в структуре нового бизнеса за счет активизации лизинга в других регионах?

– Небольшое снижение есть, но для Москвы оно не является проблемой. Во втором полугодии географическая сегментация лизингового рынка будет развиваться примерно в тех же пропорциях, что и в первом. Однако, мы можем предположить, что если в результате реформы с рынка уйдут небольшие региональные компании, то, соответственно, доля Москвы снова возрастет.

 – Какие продукты в текущих условиях, по вашему мнению, будут востребованы клиентами? Был ли отказ от существующих / введения новых продуктов?

– Те же, что и сейчас: легковой и легкий коммерческий транспорт для малого и среднего бизнеса. Это те сегменты, которые в последнее время демонстрировали наиболее динамичный рост.

Отказываться от существующих продуктов мы не планируем, напротив, стараемся разрабатывать для клиентов новые. Еще в конце 2016 года на перспективу текущего года мы подготовили и запустили специальные предложения по лизингу сельскохозяйственной техники, оборудования для перевозки леса, обновили условия в рамках программы «Экспресс-лизинг оборудования». Кроме того, разработали принципиально новое решение для среднего и крупного бизнеса – программу «VIP-лизинг», по которой сотрудничество с клиентом начинается с установления лимита финансирования, основанного на анализе клиента по данным из открытых источников. В конце 2016 года они были разработаны в расчете на перспективу стабилизации экономической ситуации и роста лизингового рынка в текущем году. И судя по достигнутым результатам, мы не ошиблись и сделали это очень своевременно.