Интервью с генеральным директором ОАО ВТБ Лизинг Андреем Коноплевым
Поделиться
Facebook Twitter VK


Региональное развитие рассматривается как один из приоритетов работы ОАО ВТБ Лизинг в 2013 году

Андрей Коноплев

- Какие значимые события произошли на рынке в 3 квартале 2012г.?

На развитие рынка лизинга в третьем квартале года существенное влияние оказали сокращение инвестиционных затрат крупными клиентами сырьевого сектора и падение цен на универсальный парк железнодорожной техники (стоимость снизилась более чем на 15% ко второму кварталу 2012).
По объему инвестированных средств рынок лизинга сокращается третий квартал подряд.

- Как изменились за год предпочтения клиентов по размеру лизинговой сделки?

С постепенным замедлением роста спроса на лизинг в 2011 году средний размер сделки снижался, но уже во  втором квартале 2012 года ситуация изменилась и размер сделок начал увеличиваться.  При этом динамика в сегментах разнонаправленная: авиализинг показывал значительный рост среднего размера сделки на протяжении последнего года, размер сделок в сегмента лизинга автотранспорта в целом стабилен. 

- Как изменились ориентиры (цели) Компании по размеру сделки?

В 2012 году компания развивается в направлении диверсификации портфеля, осваивает новое для себя направление в сегменте корпоративного автолизинга. Таким образом, наблюдается естественное снижение среднего размера сделки  по данному направлению. В целом,  размер средней сделки  компании по другим направлениям не изменится.

- Ожидает ли Ваша компания в ближайший год роста доли лизингового "ритейла" в своей деятельности или наоборот доли крупных сделок ?

С нашей точки зрения, спрос на лизинг в основных сегментах будет оставаться на достаточно высоком уровне, но учитывая развитие направления корпоративного лизинга автомобилей, мы ожидаем некоторое снижение доли крупных сделок в портфеле компании.

- Какие кредиты для Вашей компании банки выдают более охотно - под один крупный проект или под пул небольших сделок?

Лизинговой портфель компании преимущественно состоит из крупных сделок с дорогостоящим оборудованием,  компания использует разные схемы как связанного, так и несвязанного финансирования  

- Какие факторы, на Ваш взгляд, сегодня мешают развитию лизинговой "розницы"?

Отмена КУА для 1-3 групп  несколько снизила привлекательность лизинга перед кредитом и увеличила конкуренцию с банками в последние годы.  Однако, на текущий момент лизинг автотранспорта -  один из самых динамичных и развивающихся сегментов на рынке. 

- Как на сегодняшний день различается платежная дисциплина/финансовое состояние крупных и мелких клиентов?

Наша компания преимущественно работает с крупными и средними клиентами, прошедшими оценку риск-менеджмента и обладающими устойчивым финансовым состоянием. Данный подход минимизировал уровень  просрочки в компании и платежная дисциплина  клиентами соблюдается.
В общем же по рынку на платежную дисциплину как мелких, так и крупных клиентов влияет ряд факторов, таких как сфера, в которой они работают, наличие заключенных длительных контрактов, обеспечивающих возможность своевременного исполнения обязательств и прочие особенности конкретного бизнеса.

- Как в настоящее время меняются сроки заключаемых сделок?

Изменений в предпочтениях лизингополучателей относительно срока заключаемых сделок в текущем году не произошло, основная доля сделок в портфеле ВТБ Лизинг заключена сроком от 5 лет до 10 лет.  Сроки в сегменте корпоративного автолизинга составляют от 24 до 36 месяцев. 

- Как, на Ваш взгляд, будет развиваться лизинговый рынок в 2013 году? Какие сегменты будут драйверами роста?

Существенным образом изменится бизнес в  железнодорожном транспорте. На протяжении последних лет преимущественно обновлялся парк полувагонов, и в ближайшие годы ожидается постепенное обновление парка специализированного подвижного состава:  цементовозы, цистерны для сжиженных газов и прочие.  Лизингодатели подвижного состава, вышедшие на рынок в 2011-2012 годах, впервые могут столкнуться с неплатежами, также  на рынке появятся крупные лоты изъятого парка. Количество компаний на данном рынке будет сокращаться в основном за счет поглощения более крупными игроками. Ожидаемы интересные проекты M&A, что приведет к существенным изменениям на рынке. Наличие грузовой базы будет определяющим звеном для лизингодателей.

В 2013 году мы ожидаем усиление конкуренции (динамичного развития) в  сегменте автолизинга,  лизинга нефте и газодобывающего оборудования. Весомым сегментом останется авиализинг.