Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Российский региональный инвестиционный конгресс

 


КАРТА ПРОЕКТА
Российский региональный инвестиционный конгресс

«Наука глобальна, образование тоже, они не имеют привязки к географии. Важно соответствовать общим мировым тенденциям, иначе мы можем превратиться в глухую провинцию»

 – УрФУ – участник проекта «5-100», ключевым результатом которого должно стать появление в России к 2020 году современных университетов-лидеров с эффективной структурой управления и международной академической репутацией, способных задавать тенденции развития мирового высшего образования. Как университет развивается в контексте данного проекта? Какие вызовы можно считать ключевыми и какие промежуточные результаты вы считаете важнейшими для вуза?

 – Участие в программе повышения глобальной конкурентоспособности российских вузов («5-100») позволяет нам трансформировать УрФУ в университет мирового класса, который встанет вровень с ведущими учреждениями высшего образования Запада и Востока. Программа «5-100» нацеливает нас на то, чтобы резко усилить роль науки и инноваций. И, конечно же, мы все более активно развиваем интернациональную составляющую. У нас уже более 2 200 студентов из 75 стран мира. Также очень важно, что в УрФУ растет число преподавателей и ученых из-за рубежа. Наши сотрудники имеют возможность стажироваться в лучших университетах и исследовательских учреждениях мира. И все это стало возможным во многом благодаря программе «5-100».

Таким образом, участие в программе нацеливает нас на глубокие внутренние изменения и на приближение к лучшим мировым стандартам. Примеров того, как эта трансформация происходит, достаточно много. Это и изменения в образовательной политике, и переход на индивидуальные траектории обучения, на различные вариативные модели, и введение эффективного контракта для преподавателей и научных сотрудников, и стимулирование научной и инновационной деятельности. Мы приближаемся к задаче вхождения в мировую элиту, участвуя в самых различных рейтингах.

 – Какие позиции на сегодняшний день УрФУ занимает в российских и международных рейтингах?

 – Уральский федеральный университет в 2017 году поднялся на 150 пунктов в мировом рейтинге QS World University Rankings и занял места 491–500-е среди 26 тыс. вузов. Среди российских университетов УрФУ занял 13-е место, поднявшись за год на 4 позиции. По академической репутации УрФУ стал 8-м в стране и 6-м по количеству иностранных преподавателей. Это результат слаженной работы, которая велась с момента старта проекта «5-100». Идет рост по репутационным показателям, в особенности по репутации среди работодателей: все больше российских и международных экспертов высоко оценивают деятельность УрФУ в сфере науки и подготовки студентов. Но останавливаться и расслабляться нельзя: университеты в мире развиваются с огромной скоростью.

В рейтинге «100 лучших вузов России» агентства «Эксперт РА» Уральский федеральный университет занимает 12-е место. В этом же рейтинге УрФУ занял 9-е место по востребованности выпускников работодателями, 9-е место по уровню научно-исследовательской деятельности и 9-е место по количеству выпускников в составе топ-менеджмента крупнейших компаний России из списка RAEX-600 (61 выпускник в составе правления крупнейших компаний России). В десятке лучших, за исключением УрФУ, только вузы Москвы и Санкт-Петербурга. 

Рейтинги не самоцель для нас. Показатели рейтинга позволяют оценить, в верном ли направлении мы движемся. Участие в проекте нацеливает вуз на то, чтобы становиться центром компетенций, науки и образования и качественно улучшать структуру университета. Нельзя сказать, что университет участвует в программе ради финансовой поддержки. Финансирование «5-100» дает всего около 5% годового бюджета. Доля не так велика. Важно, что программа не позволяет остановиться в развитии, заставляет нас двигаться вперед в образовании и науке.

Мы выбираем мировую стратегию развития, она не является ни западной, ни восточной. Наука глобальна, образование тоже, они не имеют привязки к географии. Важно соответствовать общим мировым тенденциям, иначе мы можем превратиться в глухую провинцию.

Из прежней системы мы взяли лучшее. Преимущество советского высшего образования было в плотной связи с производством, мы сделали упор на прямые хозяйственные договоры с промышленными предприятиями, чтобы разработки наших ученых нашли практическое применение. В прошлом году объем научных исследований университета превысил 1 млрд 800 млн рублей. В 2017 году этот объем достигнет 2 млрд.

 – Каким образом идет работа по поиску и сопровождению талантливой молодежи?

 – В ноябре 2017 года мы представили результаты работы  над системой отбора и сопровождения одаренных детей в Свердловской области. В марте УрФУ выиграл грант Минобрнауки России по обновлению содержания и технологий дополнительного образования и воспитания детей. Соответствующий конкурс был проведен в рамках реализации федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы. Размер гранта составил 7 млн рублей, также дополнительные средства на условиях софинансирования выделили университет и правительство Свердловской области. Целью проекта стала разработка и апробация содержания и технологий дополнительного образования для выявления, развития, поддержки и воспитания одаренных и талантливых детей и подростков 8–11-х классов Уральского региона, ориентированных на техническое творчество, исследовательскую и проектную деятельность.

В ходе реализации проекта были изучены лучшие практики в этой сфере, разработаны эффективные методики по отбору талантов и произведен отбор детей в российских регионах для участия в летних проектных сменах. Также было сформировано восемь мобильных лабораторий с необходимым оборудованием и подготовлены образовательные практико-ориентированные программы. Летом 2017 года для 200 отобранных школьников были проведены две образовательные смены по направлению «Наука». В ходе подготовки и проведения смен и были апробированы подготовленные методики по отбору и сопровождению талантов.

Таким образом, нам удалось создать методическую, инфраструктурную и финансово-организационную основу для системной работы по выявлению, развитию и сопровождению талантливых учащихся в Уральском регионе. Система способствует формированию индивидуальных траекторий профессионального образования, что позволит уже в 2017 году обеспечить вовлечение не менее 500 учащихся в научное и техническое творчество.

Базовая методологическая модель созданной системы ориентирована на получение деятельностного знания. Основные элементы реализации такого подхода – наличие профессиональной среды, погружаясь в которую обучаемый работает с реальными научными и инженерными проблемами, позволяющими сформулировать проектные творческие задачи. Также здесь важна нацеленность на результат в виде востребованных продуктов и технологий, возможность демонстрации обществу своих результатов. При этом работа в междисциплинарной проектной команде может включать участников из разных дисциплин и с разными уровнями компетенций и опыта. Сама же проектная деятельность может быть реализована в формах исследовательских и инженерных проектов.

Используя разработанную методическую основу, Уральский федеральный университет продолжит проводить отбор и организовывать летние проектные смены в оздоровительном лагере министерства образования Свердловской области на озере Таватуй. Также в сотрудничестве с екатеринбургским Дворцом молодежи университет продолжит работу в рамках регионального этапа конкурса для проектных смен в образовательном центре «Сириус» в Сочи. Идет реализация проекта по созданию на базе инжинирингового центра УрФУ «Интеллектуальная энергетика» для выпускников образовательного центра. Продолжится и тесное сотрудничество с фондом «Золотое сечение» по созданию кампуса уральского центра «Сириус», где УрФУ будет отвечать за всю содержательную базу.

Также хочу отметить, что самые талантливые абитуриенты, поступившие в УрФУ на первый курс без соответствующих испытаний на основании результатов Всероссийской олимпиады школьников, получают в первом учебном семестре 40 тыс. рублей ежемесячно. Университет поощряет и талантливых ребят, поступивших на инженерные, естественнонаучные и технические направления с суммой баллов по ЕГЭ 250 и выше, а также на гуманитарные и социально-экономические направления с суммой баллов не ниже 280 – они получают повышенную стипендию 10 тыс. рублей с первого семестра. Порядка 200 млн рублей на поддержку молодых талантов вуз тратит ежегодно: это и повышенные стипендии, и возможность работы на современном оборудовании, а также стажировки и публикации в мировых научных изданиях.

 – Какие образовательные программы и прикладные исследования в последнее время реализовывались, исходя из потребностей предприятий на территории региона? Какова экономическая отдача от взаимодействия ведущего вуза и значимых предприятий региона?

 – Наш университет располагается в центре промышленного региона, и для нас сотрудничество с предприятиями является ключевым фактором успешной работы и развития. Это касается любых направлений деятельности университета.

Промышленные предприятия участвуют в формировании компетенций и разработке образовательных стандартов, которые университет имеет право разрабатывать и внедрять. Сейчас это становится еще более актуальным, поскольку мы должны обеспечить сопряжение образовательных и профстандартов – это требование законодательства. С соответствующим прохождением общественной и профессиональной аккредитации, с системой квалификаций. Здесь без прямого участия специалистов промышленных предприятий не обойтись. Кроме того, большую часть практического обучения мы реализуем именно с предприятиями. У нас уже создано 15 базовых кафедр, где студенты при помощи специалистов от предприятий проходят значительную часть своего образовательного процесса, связанного с практической стороной.

В формировании заданий для проектной работы, особенно в магистратуре, также присутствуют представители предприятий. В формате инженерной магистратуры очень важно, чтобы студенты работали над конкретными проектами в интересах промышленных предприятий. Также есть формат прикладного бакалавриата, который нацелен на подготовку специалистов под конкретное рабочее место на конкретном предприятии и получение сразу нескольких рабочих профессий.

Кроме того, промышленным предприятиям мы помогаем создавать и развивать систему собственных учебных центров. К примеру, на «Уралвагонзаводе», «УГМК», предприятиях холдинга «ТМК-Синара». Эти учебные центры через университет имеют возможность получить федеральное финансирование. К примеру, с «Уралвагонзаводом» мы выиграли конкурс по федеральной программе подготовки новых кадров для ОПК. Полученные средства вложены в базовую кафедру, которая находится на предприятии, там обучаются наши студенты по программам среднего и высшего профессионального образования.

Также очень важно то, что в головном вузе и в его филиалах в самом образовательном процессе – лекциях, семинарских и практических занятиях – участвует большое количество представителей предприятий, многие из них руководят кафедрами.

Если же говорить о науке, то здесь мы также очень сильно зависим от предприятий и стараемся удовлетворять их интересы и заказы на новые разработки, в том числе и высокотехнологичные. И уже более трети работ НИОКР университета выполняются по прямым хозяйственным договорам с предприятиями. Этому особенно способствуют крупные государственные программы, реализуемые в рамках Постановления Правительства РФ № 218. Это позволяет нам привлекать средства предприятий и государства, создавая серьезные технологические новинки с такими предприятиями, как «НПО Автоматики», «Свердловский инструментальный завод», «Айтеко», «Росатом». Не говоря уже о более скромных задачах. Мы производим и измерения, и исследования конкретных образцов, и наладку технологий. В составе университета есть проектный институт, который выполняет крупные работы, особенно для металлургических предприятий. В области науки у нас достаточно активно ведется взаимодействие, и мы надеемся, что со временем оно станет еще более полным.

Мы также активно работаем в разделе дополнительного образования для промышленных предприятий и учреждений социальной сферы. Неслучайно сегодня мы являемся одним из ведущих университетов России по количеству образовательных программ, реализуемых в рамках ведомственной программы по переподготовке инженерных кадров.

Большое значение имеет и работа в сфере инноваций. Вся инновационная инфраструктура УрФУ изначально создавалась для коммерциализации научно-технических идей и разработок. Все наши 10 инновационно-внедренческих центров, 3 центра технологического лидерства, 85 малых инновационных предприятий, созданных при участии университета, нацелены на тесную работу с предприятиями. Не говоря уже о том, что сама система вовлечения в предпринимательство – программа «Инновационный дайвинг», фестиваль «Иннофест», участие в проекте GenerationS от РВК – способствует тому, чтобы связи с промышленностью были максимально тесными.

Экономическая отдача от такой работы очень серьезная. Примерно 700 млн рублей в год составляют хоздоговоры с предприятиями. Доходы от инновационной деятельности – около 120 млн рублей в год.

Совместно с Объединенными машиностроительными заводами (ОМЗ) и компанией «МакКинзи» мы создали Образцовую фабрику бережливого производства, планируется запуск Центра ядерной медицины для производства ядерных изотопов совместно с «Роснано». Химико-фармацевтический центр активно взаимодействует с АО «Синтез» (Курган), входящим в структуру «Ростехнологий». Региональный инжиниринговый центр лазерных и аддитивных технологий выполняет заказы крупнейших машиностроительных предприятий, выпускает трансплантаты для Центра Илизарова, совместно с «Росатомом» реализует проект по созданию производства металлических порошков в Новоуральске (Свердловская область). Кроме того, с «Росатомом» мы решаем проблему обеспечения России собственными редкоземельными металлами, результатом чего станет создание уже в начале следующего года комплекса по производству скандия в Далматове (Курганская область). Эти и ряд других проектов позволяют Уральскому федеральному университету стать по-настоящему инновационным ядром развития экономики большого промышленного региона, драйвером экономического роста. Эту роль мы планируем только укреплять и усиливать.

 – Последние годы на рынке труда в России востребованность специалистов технических профессий и специалистов IT-сферы растет, в том числе благодаря курсу на импортозамещение. Как УрФУ реагирует на изменение спроса, как адаптируются подходы / образовательные программы под прогнозируемые изменения рынка труда в будущем?

 – Уральский федеральный университет особое внимание уделяет развитию образовательных программ в сфере информационных технологий. Студенты УрФУ регулярно добиваются больших успехов на российских и международных соревнованиях по программированию, не говоря уже о том, что за выпускников вуза ведут борьбу самые престижные и успешные работодатели. Сегодня информационные технологии изучаются в пяти институтах университета. Традиционно повышенным спросом у абитуриентов пользуются такие направления подготовки, как «Компьютерная безопасность», «Информационная безопасность телекоммуникационных систем», «Информационно-аналитические системы безопасности», «Фундаментальная информатика и информационные технологии» и ряд других.

Университет постоянно повышает качество IT-образования. Вуз стремится находить и поддерживать талантливых учеников на самых ранних этапах, еще в средней или даже начальной школе, предлагая им обучение в сфере информационных технологий мирового класса. Профессиональную деятельность выпускник УрФУ в сфере информационных технологий сможет выполнять в компаниях – разработчиках программного обеспечения, в отделах IT и интернет-маркетинга государственных и коммерческих структур, в российских и зарубежных ИТ-компаниях, в научных и образовательных учреждениях, в маркетинговых и аналитических агентствах, веб-студиях.

По данным компании Superjob, выпускники Уральского федерального университета, работающие в IT менее пяти лет после окончания вуза, занимают 9-ю строчку рейтинга вузов России на 2017 год по уровню зарплат. Выпускники университета 2016–2017 годов зарабатывают в среднем 82 тыс. рублей в месяц, при этом в городе после окончания обучения остается лишь 64% специалистов. Согласно другому рейтингу, от компании GoTech, по итогам 2016 года УрФУ занимает 6-ю строчку по количеству выпускников – IT-предпринимателей. Университет при этом единственный в десятке нестоличный вуз.

Многие компьютерные фирмы активно сотрудничают с университетом: участвуют в учебном процессе, читают спецкурсы, спонсируют студенческие и школьные олимпиады, активно привлекают студентов на летние стажировки.

Уральский федеральный университет вносит большой вклад в развитие IT в России. Предложения УрФУ составили основу программы развития IT-отрасли России до 2020 года, а бренд УрФУ уже успел получить репутацию кузницы высококвалифицированных ИТ-специалистов.

Университет имеет большой опыт проведения соревнований, связанных с областью информационных технологий (региональные и общероссийские олимпиады по информатике, чемпионат Урала по спортивному программированию, четвертьфинал чемпионата мира по спортивному программированию). Важно и то, что студенческой команде УрФУ регулярно удается выходить в финалы мировых чемпионатов по программированию и участвовать в европейских соревнованиях по защите информации. Только что в России прошел полуфинал, и наша команда отправится в Китай на финальные соревнования ACM ICPC в апреле 2018 года.

В 2014 году в Екатеринбурге прошел финал XXXVIII командного студенческого чемпионата мира по программированию. Это крупнейшее международное соревнование студентов, воспитывающее новые поколения талантов в научной сфере и в области информационных технологий. Уральский федеральный университет стал одним из организаторов этих престижных мировых соревнований. В соревнованиях приняли участие более 1 000 студентов-программистов, представлявших 122 команды из 44 стран. Проведение столь глобального мероприятия способствовало росту международной репутации и известности университета, укреплению партнерских связей с органами власти и бизнес-структурами, а также усилению репутации УрФУ как ведущего российского центра образования и науки. Более того, накопленный организаторский опыт позволяет теперь проводить на базе УрФУ международные мероприятия высочайшего уровня.

Развитие сферы ИТ ведется в университете по нескольким направлениям. Прежде всего, это развитие кадрового потенциала и образования в отрасли информационных технологий, стимулирование работы высококвалифицированных специалистов отрасли информационных технологий в России и популяризация информационных технологий как сферы деятельности.

Также продолжается сотрудничество с ведущими мировыми производителями программных и аппаратных средств: академии вендоров, центры сертификации, сертифицированные учебные курсы интегрированы в учебный процесс. Ведется активная исследовательская деятельность в области информационных технологий.

Студенты всех направлений подготовки, связанных с ИТ, активно участвуют в научно-исследовательской работе, принимают участие во всероссийских и международных конкурсах и конференциях. Выпускники бакалавриата имеют возможность продолжить обучение в магистратуре и аспирантуре.

 – Насколько легко выпускникам УрФУ сегодня найти работу после получения диплома? Что в университете делается для того, чтобы готовить востребованных работодателями специалистов?

 – Регион для выпускников очень привлекателен, особенно для тех, кто учится на инженерно-технических направлениях, так как здесь сосредоточено много промышленных предприятий, – в сфере машиностроения, металлургии, химии, фармацевтики, активно развивается сектор IT. Сегодня очень востребованы специалисты, обладающие и знаниями, и навыками работы в больших коллективах, проектных группах и командах, – здесь мы, возможно, еще не до конца соответствуем потребностям предприятий, но не стоим на месте и активно совершенствуем образовательный процесс. Мы стараемся реагировать на такие запросы реального сектора экономики, особый упор делая не только на технологическую часть, но и на гуманитарную составляющую инженерного образования. Студенты должны развивать коммуникационные навыки, уметь ставить задачи и требовать их выполнения, обладать менеджерскими качествами, уметь разбираться в бизнесе, знать иностранные языки. Это позволит выпускать высококвалифицированных специалистов в соответствии с запросами работодателей.

 – В Свердловской области недавно был представлен доклад концепции и плана федерального проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций». Его разработкой совместно с Министерством промышленности и науки и Министерством образования Свердловской области занимался УрФУ. Как реализация проекта может сказаться на изменении экономики региона?

 – В конце ноября в Екатеринбурге по этой теме у нас прошла большая двухдневная конференция, на которой мы подводили итоги проведения большого количества круглых столов и конференций, где университет работал с различными целевыми группами при поддержке Министерства промышленности и науки и Министерства образования Свердловской области. Целый год мы формировали партнерскую среду для реализации такой задачи. В одиночку это сделать невозможно, нужно тесное взаимодействие предприятий, бизнеса, научного, академического сообществ и власти. Базовой концепцией для интеграции является модель устойчивого развития, основным организационным подходом – управление портфелем стратегических проектов инновационно-технологического и социального развития. По направлению работы с талантами такой проект уже успешно реализуется.

Ключевая роль именно университетов как центров инновационного, технологического и социального развития регионов отражена в приоритетном федеральном проекте «Вузы как центры пространства создания инноваций». Здесь ключевую роль играет интеграция инновационных систем региона и университетов как единого пространства инноваций, подготовки кадров для экономики будущего, механизмов участия федеральных и региональных институтов развития в реализации задач инновационного развития территории.

Ключевую роль в этом процессе будут играть опыт и компетенции инновационной инфраструктуры Уральского федерального университета, которой на протяжении последних лет удалось выстроить эффективную систему поиска, проработки и последующего внедрения в промышленности инновационных разработок. Региональные власть и бизнес сформировали запрос на использование возможностей инновационной инфраструктуры вуза, которая так же готова выйти на новый уровень и решать задачи более крупного масштаба. За последние годы инновационная инфраструктура УрФУ очень серьезно расширила свои возможности – и организационные, и функциональные, и коммуникационные. Сейчас она готова принять на себя задачи, связанные с инновационным развитием региона, с формированием в нем высокотехнологичного сектора экономики. Проект «Вузы как центры пространства создания инноваций на территории Свердловской области» создает новый формат стратегического партнерства университета Свердловской области в этом направлении.

В течение 2018 года будет сформирован портфель крупных кооперационных проектов. Также будет налажено тесное взаимодействие на федеральном уровне – работа с федеральными институтами развития и гармонизация их с институтами развития региональными. В решении подобных задач университет уже накопил значительный опыт, что должно серьезно помочь в реализации проекта на территории Свердловской области.

Для реализации приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций» будут использованы лучшие практики инновационной инфраструктуры УрФУ. Для обеспечения методологического сопровождения и управления приоритетным проектом уже создан проектный офис в форме некоммерческой организации – фонд «Агентство инновационно-технологического развития Свердловской области». Основными направлениями деятельности агентства будут координация работы с проектами инновационно-технологического развития, включение Свердловской области в национальную технологическую инициативу, развитие технологического предпринимательства и региональной системы работы с талантами.