Рейтинговое агентство
en
loading

Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.
Требования регуляторов Методологии Рейтинги под наблюдением
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Региональные гарантийные организации Обязательства структурированного финансирования Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента
Нефинансовые компании (Республика Беларусь) Нефинансовые компании (Республика Казахстан)
Экспорт и выгрузка рейтингов
Telegram Bot
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»
Адрес: Николоямская, дом 13, стр. 2
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: info@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1656)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Пресс-центр
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1706)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1706)
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел по работе с персоналом
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: personal@raexpert.ru

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. «Эксперт РА» является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

«Эксперт РА» включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством поддерживается более 600 кредитных рейтингов. «Эксперт РА» прочно удерживает лидирующие позиции по рейтингам кредитных организаций, страховых компаний, компаний финансового и нефинансового сектора.

Рейтинги «Эксперт РА» входят в перечни официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Банком России, Министерством Финансов, Министерством экономического развития, Московской биржей, а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.


 

Интервью с Антоном Сергеевичем Киценко, заместителем генерального директора АО «Единая электронная торговая площадка» (ЕЭТП)

«Прорывные технологии внедряются в сферу электронных закупок уже сейчас»

 – Какие новые тенденции в развитии рынка электронной межкорпоративной торговли проявились в 2017 году?

– Не думаю, что в 2017 году проявились какие-либо принципиально новые тенденции, скорее, получили развитие тренды, заложенные несколько лет назад, – речь, в первую очередь, о поддержке и развитии малого и среднего бизнеса. Так, на фоне общего огосударствления экономики России правительство РФ все же приняло долгожданные поправки в Федеральный закон № 223-ФЗ, в том числе обязывающие субъектов 223-ФЗ размещать закупки товаров и услуг, осуществляемые у субъектов МСП, на федеральных площадках, функционирующих в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ. Таким образом, государство сделало еще один шаг в сторону систематизации и повышения качества закупочных процессов государственных компаний и корпораций, а также расширению доступа малых предприятий к закупкам крупнейших заказчиков.

Кроме того, сами операторы электронных площадок безотносительно к законодательным изменениям в последнее время ориентируются на работу с малыми и средними предприятиями и предоставление им сервисов, открывающих новые возможности для роста их бизнеса. Так, в 2017 году «Единая электронная торговая площадка» запустила интернет-магазин, позволяющий малым и средним предприятиям не только продавать свою продукцию, но и самим выступать в качестве заказчиков, систематизируя свои закупки и расширяя цепочку поставщиков.

 – Какие сегменты рынка электронной межкорпоративной торговли будут, по вашим оценкам, обеспечивать его рост или, по крайней мере, стабильность в среднесрочной перспективе?

– И в среднесрочной, и в долгосрочной перспективе существенный рост рынка будет обеспечиваться за счет небольших частных компаний. Если ранее рынок электронной торговли был представлен преимущественно крупными предприятиями как из частной, так и государственной сферы, то в последние два года наблюдается устойчивый рост количества небольших предприятий с годовым оборотом от 500 млн до 2–3 млрд рублей, внедряющих инструменты и сервисы, предлагаемые электронными площадками, в свою систему закупок.

 – Какие сервисы будут определять дальнейшее развитие рынка услуг электронных торговых площадок в целом?

– Ключевая задача любого закупщика – обеспечить потребности компании в товарах, работах, услугах с оптимальными показателями цены, качества, надежности и сроков, в том числе с учетом государственного регулирования системы закупок, если речь идет о государственной компании. При этом ключевая проблема, мешающая реализации этой задачи, заключается в кризисе доверия заказчиков к поставщикам. Запрос на достоверность и полноту сведений о потенциальном контрагенте сегодня является базовой ценностью в системе координат заказчика. Но несмотря на степень проникновения информационных технологий во все сферы деятельности, в том числе в область закупок на текущий момент предприятия, выступающие в роли заказчиков, не имеют возможности удовлетворить свой запрос. В горизонте трех–пяти лет репутация поставщика и качество продукции будут являться абсолютными приоритетами для заказчиков, а фокус взаимодействия будет смещаться от товаров и услуг к репутации поставщика. Именно поэтому мы считаем, что сервисы, построенные с применением технологии блокчейн, будут определять дальнейшее развитие рынка услуг электронных торговых площадок. Внедрение технологии блокчейн в сферу закупок со временем позволит достигнуть режима 100% прозрачности закупочного процесса от момента планирования до момента исполнения договора и обеспечит предприятию-заказчику контроль за всей цепочкой подрядчиков и производителей. Первым шагом на пути к достижению этой цели стал запуск в 2017 году совместного проекта «Внешэкономбанка» и «Единой электронной торговой площадки» по реализации системы сопровождения договоров с использованием платформы электронного документооборота, построенной на базе технологии блокчейн.

 – Какие наиболее существенные хронические проблемы инфраструктуры электронной торговли B2B в России остаются нерешенными?

– К основным проблемам, не решенным на текущий момент, можно отнести тот факт, что расходы госсектора (30 трлн рублей, 25% ВВП РФ) контролируемы только на первом уровне: из 40 млн заключаемых контрактов прозрачны лишь 4 млн (10%). Также в системе государственных закупок и закупок отдельных видов юридических лиц продолжает функционировать единая точка отказа и уязвимости информации (ЕИС).

 – Решение данных проблем лежит, скорее, в технологической плоскости или в области совершенствования процедур проведения электронных торгов и управления деятельностью электронных торговых площадок?

– Для решения указанных проблем необходимо принятие как законодательных, так и инфраструктурных мер, направленных на создание единой системы электронного документооборота с применением технологии блокчейн, что позволит добиться 100% прозрачности расходования бюджетных средств за счет контроля цепочек поставок на всех уровнях, а также обеспечит безопасное хранение данных и доступ к исчерпывающей информации обо всех этапах закупок, от планирования до исполнения.

 – Какие из прорывных ИТ-технологий, которые в последнее время привлекают к себе общественное внимание (распределенные реестры, машинное обучение, элементы технологии искусственного интеллекта), могут оказать в обозримом будущем наиболее серьезное влияние на развитие рынка услуг ЭТП?

– Думаю, что будущее, о котором вы говорите, наступило, так как прорывные технологии внедряются в сферу электронных закупок уже сейчас. Так, «Единая электронная торговая площадка» активно использует технологию Big Data с целью анализа поведенческих реакций и выявления закономерностей в поведении участников закупочных процедур.

Благодаря сегодняшним возможностям анализа огромных массивов данных, мы точно понимаем, на какие процедуры тот или иной поставщик чаще всего подает заявки на участие, чем он руководствуется при подаче ценовых предложений на процедурах с высоким уровнем конкуренции, есть ли закономерность в его поведении и активности. Какой процент участников электронных аукционов участвует ради участия, наудачу, а какой – продумывает игру до конца? Какие продукты и услуги нашей компании наиболее востребованы у поставщиков из той или иной сферы, в том или ином регионе. Ответы на эти вопросы позволили нам существенно повысить качество взаимодействия с нашими клиентами и улучшить показатели нашей деятельности. 

Более революционная и многообещающая технология, уже перевернувшая финансовый мир, скоро распространится во все сферы нашей деятельности, в том числе в область закупок. Я имею в виду, разумеется, технологию блокчейн.

Благодаря алгоритмам, заложенным в этой технологии, мы сможем создать безопасную, распределенную цепочку блоков, хранящую всю информацию о действиях поставщиков и совершаемых транзакциях, происхождении и движении товаров, добиться  прозрачности расходования бюджетных средств за счет внедрения системы по контролю цепочек поставок, формировать предиктивную аналитику будущих расходов государства и государственных компаний – в общем, учитывать и анализировать все, что может быть представлено в цифровом формате.

 – Новые технологии, скорее, скорректируют уже существующий тренд эволюционного развития электронного рынка, или же мы можем ожидать революционных изменений, в частности, появления новых форматов электронной торговли?

– Революционные изменения, разумеется, произойдут, в том числе в формате взаимодействия заказчиков и поставщиков. Представьте ситуацию, при которой вы в режиме реального времени можете получить абсолютно достоверную информацию о поставщике (его опыте, квалификации, практике работы с другими компаниями, кредитную историю, правоприменительную и судебную практики и так далее), необходимую вам для анализа его благонадежности и компетенции. Зачем в таком случае тратить время на проведение процедуры квалификационного отбора, которую так часто используют заказчики перед проведением конкурентной закупки?

 – В течение последних 5 лет обсуждается возможность дальнейшей консолидации рынка услуг ЭТП в корпоративном сегменте, в том числе сделки слияния-поглощения. Исходя из существующих тенденций развития рынка, как вы оцениваете вероятность такого рода процессов?

– Как неизбежное и логичное продолжение тренда последних лет, обусловленного избыточным количеством электронных площадок, большинство из которых обслуживает частные интересы группы создавших их лиц. 

 – Как вы оцениваете возможное влияние принятых поправок в 44-ФЗ и 223-ФЗ на дальнейшее развитие межкорпоративного электронного рынка и рынка услуг ЭТП?

– Рынок будет сужаться в пользу электронных площадок, соответствующих требованиям, аналогичным тем, которые применяются в отношении операторов федеральных электронных торговых площадок. Это понимают участники рынка, в том числе компании, выступающие в роли заказчиков, и это видим мы хотя бы на примере тех крупных корпораций, которые приняли решение о переводе своих закупок с площадки, преимущественно работающей в частном секторе, на «Единую электронную торговую площадку».

 – Большинство мер по усилению государственного регулирования рынка услуг ЭТП мотивируется необходимостью поддержки субъектов МСП, в частности, облегчения их доступа к регулируемым корпоративным закупкам и закупкам государственных и муниципальных заказчиков. По вашему мнению, насколько именно такой способ поддержки малого и среднего бизнеса является оптимальным и насколько высока цена такой поддержки для операторов ЭТП и корпоративных заказчиков?

– Считаю такой способ поддержки субъектов МСП действительно эффективным. Кроме того, сами представители малого и среднего бизнеса, с которыми мы регулярно общаемся на различных мероприятиях, положительно оценивают сокращение количества электронных площадок, на которых они вынуждены регистрироваться, изучать порядок и правила участия в закупочных процедурах, а также платить абонентскую плату, плату за участие или за победу. Проблема не в том, какой из способов поддержки более эффективен или оптимален, а какой менее. Сегодня в России реализовано огромное количество мер по поддержке предприятий МСП, в том числе оказывается финансовая, правовая и информационно-маркетинговая поддержка, проводятся сотни обучающих мероприятий в области предпринимательства, создана даже отдельная корпорация, реализующая комплекс специальных мероприятий, в том числе контролирующая предоставление государственными корпорациями прямого доступа субъектам МСП к своим закупкам на триллионы рублей. Проблема в том, что, несмотря на весь комплекс обозначенных мер, несмотря на полностью прозрачные условия и наличие равного доступа для всех участников к электронным закупкам крупнейших предприятий-заказчиков, поставщики продолжают пытаться договориться с заказчиками напрямую и настоятельно просят представителей заказчиков ознакомиться с их прайс-листами в рамках конференций и обучающих мероприятий. Иными словами, проблемы не в государстве, не в законодательстве и не в заказчиках, а в менталитете поставщиков, где-то в лени, а где-то в степени недоверия к существующим процедурам реализации государственных и корпоративных закупок. Что касается электронных площадок, то, думаю, существенных изменений большинство операторов площадок, равно как и заказчики, не почувствуют.

 – Какие меры государственного регулирования, на ваш взгляд, могут действительно способствовать развитию рынка услуг ЭТП?

– Как было сказано выше, мы считаем, что качественный рост рынка услуг электронных торговых площадок напрямую зависит от скорости внедрения и распространения технологии блокчейн и создания единой экосистемы, включающей информацию и сведения обо всех участниках закупочных процессов и совершаемых ими действиях. Но для этого необходима легализация применения технологии блокчейн в сфере государственных и корпоративных закупок.


Обращение в службу внутреннего контроля — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в службу внутреннего контроля по телефону +7(495) 225-34-44 доб. 1645

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!