Интервью Сергеем Каменецким, заместителем генерального директора, руководителем центра розничного страхования Страхового Дома ВСК
Поделиться
Facebook Twitter VK


Сергей Каменецкий

- Сергей Александрович, как, по Вашему мнению, кризис повлиял на рынок розничного страхования?

- В новых экономических условиях четко обозначились две противоположные тенденции в поведении потребителей финансовых услуг. Сокращение уровня доходов для одних означало необходимость передачи рисков страховым компаниям, другие, менее прагматичные, напротив, отказались от страхования полностью или частично. Убежден, что решение сконцентрировать у себя риски неверное в создавшихся условиях.

Необходимо учитывать и то, что страховщики не бездействовали в этот период, активно разрабатывая и внедряя новые программы, предусматривающие рассрочки платежей, комбинирование рисков, сокращая, таким образом, для своих клиентов расходы на страхование и позволяя сделать выбор в пользу наиболее необходимых страховых программ.

- Согласны ли Вы с утверждением, что кризис резко снизил надежность компаний, специализирующихся на розничном страховании?

- Отзыв лицензий, требования к финансовому оздоровлению затронули в первую очередь те страховые компании, стратегия которых не предусматривала грамотного стратегического управления, эффективного управления активами, формирования сбалансированного и диверсифицированного портфеля.

- Какие меры должны предпринять страховщики, в портфелях которых розничный бизнес занимает значительную часть портфеля по сохранению своей стабильности?

- Постоянно находиться в поиске новых ниш, изучать спрос, актуальные потребности клиентов, разрабатывать новые продукты, расширять клиентский сервис по сопровождению договоров и урегулированию убытков.

- Какие новые страховые продукты, новые опции появились у Вашей компании?

- Модернизированы правила страхования путешествующих «Медицинские и иные расходы» и «Отказ от поездки». В новых правилах учтены актуальные тенденции рынка, продукты обеспечивают повышенный уровень защиты путешествующих от рисков, которые могут возникнуть во время поездки (проведение поисково-спасательных работ, расходы на проживание в гостинице в случае задержки регулярного авиа- или морского рейса, приобретение вещей первой необходимости в случае задержки багажа, восстановление утерянных документов, поломка, угон или повреждение автомобиля, на котором застрахованное лицо осуществляло зарубежную поездку. По программе «Отказ от поездки» предусмотрены риски задержки в выдаче въездной визы, задержка стыковочных авиарейсов или изменение в расписании внутренних авиарейсов, а также прекращение уже начатой поездки).

Расширен перечень «коробочных» полисов, заключаемых с помощью системы веб-страхования. Отличительной особенностью «коробочных» полисов является привлекательность условий страхования, минимальный пакет документов и оперативность при заключении договора.

Наша компания разработала и внедрила продукт по страхованию ипотечных кредитных рисков, разработаны правила по страхованию потери работы (источника дохода) страхователем и другие высокотехнологичные продукты.

Несмотря на тяжелую ситуацию на рынке розничного кредитования (по официальным данным, объем кредитования снизился более чем в 6 раз) нам удалось увеличить число договоров страхования.

В кризис мы реализовали ряд мер, направленных на поддержание клиентов-заемщиков, например, ввели практику предоставления рассрочек, временное (на период кризиса) снижение стоимости страхования. Особое внимание уделяем взаимодействию с партнерами в организации работы по сопровождению договоров ипотечного страхования, что позволило нам достичь практически 100-процентного уровня пролонгации заключенных договоров. Еще одна новация – это страхование риска изменения стоимости жилья, купленного в рамках ипотеки, рисков, которые перестраховывает страховая компания АИЖК. Мы предложили новые продукты и сервис для заемщиков потребительских кредитов. Обновлены правила страхования и отработана технология реализации страховых продуктов силами банков – партнеров. Для банков и их клиентов разработаны и предлагаются продукты по страхованию эмиссии банковских карт, а также «защищенный карточный счет».

Приведу пример. Не так давно один из ведущих банков страны реализовал интересный проект, который прошел в тестовом режиме. Банк выступил страхователем владельцев пластиковых карт в части страхования от несчастных случаев. Несмотря на то, что для владельцев пластиковых карт страховые полисы были бесплатны, в первое время они с предубеждением отнеслись к идее страхования. За время реализации проекта произошел ряд страховых событий. Для ВСК проект не принес прибыли, но обернулся для нашей компании и банка повышением лояльности со стороны клиентов за оказание дополнительных услуг.

Приведу еще один пример сотрудничества. Многие компании, специализирующиеся на управлении активами частных клиентов, столкнувшись с серьезным оттоком клиентов, обратились к нам с предложением о реализации страховых продуктов. Таким образом, компании решали две важные задачи. Во-первых, предложили в кризис клиентам дополнительный сервис, а во- вторых, избежали сокращений персонала, изыскав новый источник формирования дохода.

- Насколько упали цены на продукты розничного страхования в кризис? Когда закончится демпинг на рынке розничного страхования?

- Цены, действительно, снизились. Насколько - оценить сложно. Одни скорректировали стоимость продуктов, другие реализовывали антикризисные программы, кто-то продолжал демпинговать.

Необходимо понимать, что страховщик, предлагающий экономически необоснованные тарифы, ставит под угрозу не только свой бизнес, но и страхователя. Для некоторых компаний, к сожалению, демпинг – часть стратегии развития.

- Как Вы оцениваете эффективность различных каналов продаж?

- Наиболее эффективный путь для страховых компаний на сегодняшний день – это сочетание различных каналов продаж и их развитие. Среди них агентские продажи, а также направление партнерских продаж и др.

Например, ВСК рассматривает возможность проведения минимального ребрендинга по проекту ВСК – агентская компания. В течение двух лет в компанию планируется привлечь до 20 тыс. новых агентов и увеличить долю агентских продаж до 20%.

- Какова, на Ваш взгляд, оптимальная маркетинговая стратегия для розничных страховщиков в текущих условиях?

- Сегодня ценность оказываемой страховой услуги обеспечивается в процессе оперативного взаимодействия с клиентами по формированию новых потребительских свойств отдельных страховых продуктов, повышения оперативности качества взаимодействия между компанией и клиентами, а также внедрением современных решений в области сопровождения договоров и урегулирования страховых событий

- В чем заключаются основные проблемы рынка розничного страхования в России?

- Главные из них – невысокая страховая культура, недостаточно высокий уровень доходов населения, информационный вакуум в области информации о страховых продуктах, преимуществах страхования.

Эти проблемы будут решены, но должно пройти время. Не так давно мы встречались с представителями одной известной европейской консалтинговой фирмы. Мы долго рассказывали им про нашу стратегию развития розничного бизнеса. Они согласились с нашими доводами в пользу выбранной стратегии. Но пояснили, что «рынок страхования в Англии проходил этот путь в течение не одного десятка лет, тогда как вы ставите себе целью реализовать аналогичную задачу за 2-3 года». Еще одна проблема – отсутствие налоговых льгот. Почему государство наказывает гражданина налогами за желание обеспечить свое будущее, используя накопительные виды страхования? Государство должно играть определяющую роль в развитии рынка. Используя страхование, государство, в том числе, может решить и ряд социальных функций для мало обеспеченных слоев населения.