Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Обсуждение стратегии страхового рынка

 


Интервью
КАРТА ПРОЕКТА
Обсуждение стратегии страхового рынка
Иван Веденисов

Татьяна Юрьевна, расскажите, пожалуйста, о первых итогах реформы системы ОМС?

– Регламентирующие документы, которые вступали в силу в рамках нового закона об ОМС, выпускались несвоевременно, что вызвало много проблем в работе страховых медицинских организаций.

С июня 2011 года  во  многих регионах страховым компаниям было, по сути, запрещено выдавать новые полисы ОМС. Гражданам, которые добровольно хотели перейти из одной страховой компании в другую, что предусмотрено законом, выдавались полисы только при смене фамилии или его утере. Негласное ограничение  выдачи полисов продолжает в  ряде регионов  действовать и сегодня. Кроме этого, территориальные фонды провели массовые проверки и на многих страховщиков наложили значительные штрафы. Вторую половину 2011 года СМО были заняты тем, что пытались оспорить эти штрафы.

Безусловно, в течение 2011 года в системе ОМС произошли  серьезные изменения. Законодательство ОМС становится более упорядоченным, устраняются противоречия и несоответствия. Тем не менее, говорить о том, что страховщики стали  информированными покупателями медицинской помощи в интересах застрахованных преждевременно.

Однозначные выводы мы сделаем в конце 2012 года, понимая, что первый год реформы был годом правового регулирования в системе, которая к началу реформ была  децентрализована. Сейчас мы можем констатировать только первые шаги по формированию единого пространства ОМС. Задача 2012 года – обязательное исполнение всех нормативных актов всеми участниками системы ОМС, которого пока мы не увидели. Нельзя допустить дискредитирования системы их невыполнением. И спрашивать нужно также со всех участников системы, а не только с частного бизнеса. В настоящий момент снижение в ряде регионов норматива на  ведение дела до его минимальной отметки, при одновременном росте расходов страховых компаний на выполнение новых обязанностей  и законодательном запрете на размещение временно свободных средств резервов ОМС в депозитные вклады, привело к тому, что страхование в этих регионах стало убыточным бизнесом, даже при значительном страховом портфеле.

– Какие возможности развития ДМС открываются для страховых компаний в новых условиях?

– Наши корпоративные клиенты как западные, так и российские, которые страховали своих сотрудников по программам ДМС, будут  продолжать их страховать . Реформа системы ОМС никак не скажется на желании этих компаний предоставлять своим сотрудникам адекватный соцпакет. ДМС является важнейшим элементом кадровой политики компаний. Я не думаю, что ДМС будет развиваться другим путем, во всяком случае в среднесрочной перспективе.

Доля розничного ДМС по-прежнему не высока  и составляет около 5%. Она колеблется от 4 до 6% в зависимости от того, какие усилия мы предпринимаем.

Очень мало людей, которые за свои деньги покупают полис ДМС. В основном это сотрудники, которые имеют возможность по корпоративным ценам купить ДМС для своих родственников. Еще полисы ДМС часто приобретаются по различным узким программам, таким как страхование иностранных студентов и страхование от энцефалитных клещей в Сибири. Это дешево и адекватно.

- Вступают ли частные клиники в систему ОМС?

- Успешно работающим частным клиникам невыгодно входить в систему ОМС. В настоящий момент в системе ОМС такой тариф, что прибыль получить практически невозможно. Все городские поликлиники работают по программе ОМС, но они получают дополнительное бюджетное финансирование. Заинтересованность  может возникнуть с момента введения полного тарифа. До этих пор ни эффективный менеджмент, ни рациональные закупки медицинского оборудования и расходного материала не в состоянии возместить дефицит средств. Поэтому сейчас пациенты не могут выбирать лучшие медицинские учреждения. Для этого нужно большее количество хороших поликлиник и адекватный тариф.  

Частным клиникам экономически нецелесообразно работать в рамках ОМС. Если мы хотим, чтобы доктор работал без взяток, то ему нужно платить зарплату минимум 50 - 60 тысяч рублей (это уровень зарплат в Москве, в регионах несколько ниже). Для того чтобы  качественно принять одного пациента, ему нужно полчаса. Добавьте к этой цифре зарплаты еще отчисления во внебюджетные фонды. Получается 250 рублей – тариф одного приема только на зарплату доктора, без зарплаты медсестры, регистратора, без аренды, расходных материалов, амортизации оборудования. Теперь вы понимаете, почему в частной клинике адекватная стоимость одного посещения – 1000 рублей? Она не может быть меньше.

Как правило, в систему ОМС входят те учреждения, которые только что открылись. Они входят на год-два, чтобы приобрести клиентскую базу. Но на тарифе ОМС выжить невозможно, не говоря уже о том, чтобы соблюсти стандарт качества.

– Как создать эффективную модель взаимодействия ДМС и ОМС в нынешних условиях? Что необходимо предпринять на уровне компаний и на уровне рынка в целом?

– Сочетание обязательного и добровольного медицинского страхования необходимо для выстраивания многоуровневой системы медицинского страхования. Мы долго пытались сделать совместный продукт ДМС и ОМС, где ДМС являлся бы дополнением к ОМС. Чтобы такая схема заработала, необходимо внести изменения в законодательную базу. Должны быть четко определены услуги ДМС. Услуги, не предоставляемые в рамках ОМС, могут быть оказаны за счет  ДМС.

- Изменилась ли у СМО политика продаж?

Мы  активизировали деятельность по привлечению новых застрахованных лиц, вырабатываем новые подходы по проведению активных рекламных кампаний, повышению эффективности своей деятельности. Я думаю, что СМО будут активнее использовать закрепленное в законодательстве право застрахованных на выбор страховщика.

Как изменились IT-технологии в компаниях? Необходимо ли унифицировать ИТ-системы для всех компаний, занимающихся медицинским страхованием?

– Сейчас все страховые медицинские организации занимаются обновлением своих ИТ-систем, это очень трудоемкий процесс. СМО инвестируют большие средства, чтобы соответствовать стандартам ОМС. Но проблема заключается не в обновлении ИТ-систем в каждой СМО, а в том, что необходимо создать единую информационную систему для страховых компаний и лечебных учреждений. Сейчас даже в московских поликлиниках вы не увидите электронных историй болезней. Надо начинать с электронной истории болезни, чтобы когда человека госпитализируют, он по 5 раз один и тот же анализ крови не сдавал.

Сейчас большинство медицинских учреждений используют компьютер как печатную машинку и не более того. Ни о каких IT-технологиях в ЛПУ речи не идет. Законом запрещается хранить историю болезни на жестком диске. Ее распечатывают и подшивают даже частные клиники.

Необходима компьютеризация всей медицинской системы, без этого невозможно развиваться прогрессивно.

– Как Вы относитесь к укрупнению бизнеса обязательного медицинского страхования. Останутся ли небольшие компании?

– Идет укрупнение, и небольшие региональные компании могут просто не выдержать конкуренции. Новый закон об увеличении минимального размера уставного капитала уже спровоцировал большое количество слияний и поглощений. Эта тенденция будет продолжаться по мере увеличения требований к капиталу и к активам страховщиков. Требования к СМО и далее будут ужесточаться.