Рейтинговое агентство
en
loading

Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.
Требования регуляторов Методологии Рейтинги под наблюдением
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Региональные гарантийные организации Обязательства структурированного финансирования Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента
Нефинансовые компании (Республика Беларусь) Нефинансовые компании (Республика Казахстан)
Экспорт и выгрузка рейтингов
Telegram Bot
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»
Адрес: Николоямская, дом 13, стр. 2
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: info@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1656)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Пресс-центр
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1706)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1706)
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел по работе с персоналом
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: personal@raexpert.ru

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. «Эксперт РА» является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

«Эксперт РА» включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством поддерживается более 600 кредитных рейтингов. «Эксперт РА» прочно удерживает лидирующие позиции по рейтингам кредитных организаций, страховых компаний, компаний финансового и нефинансового сектора.

Рейтинги «Эксперт РА» входят в перечни официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Банком России, Министерством Финансов, Министерством экономического развития, Московской биржей, а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.


 

Интервью с Евгением Ждановских, генеральным директором ООО «Займо»

Как, на Ваш взгляд, вступление в силу закона 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» отразится на рынке МФО (темпах роста портфеля, качестве портфеля)? Какие сильные и слабые стороны нового закона бы Вы выделили?

353-ФЗ предусматривает ограничение полной стоимости займа (ПСЗ), что может отразиться на стратегии развития МФО, значительную долю фондирования которых составляют банковские кредиты. Микрокредитные организации с высокими операционными расходами на сопровождение сети офисов и удаленных точек продаж ощутят давление фактора ограничения процентного дохода. В целом, темп роста сегмента займов «до зарплаты» будут на уровне не ниже 30% в 2015 году.

При сохранении ситуации в части нормативов резервирования на рынке розничного банковского кредитования, качество портфеля МФО будет улучшаться за счет притока новой целевой аудитории - банковских заемщиков, а также ввиду становления микрокредитования рынком со своей системой саморегулирования, управления рисками и кредитными историями, работой с просроченной задолженностью, в частности порядком и практикой взыскания и переуступки долгов.

Из недостатков закона можно выделить слабое описание его исполнения на момент вступления в силу, например, общих и индивидуальных условий договора займа, так долго обсуждаемых МФО весной 2014 года. Нельзя не отметить формулу расчета полной стоимости займа, получившую правильное содержание для микрозаймов только в середине 2014 года.

Изменилась ли политика Вашей Компании по выдаче микрозаймов в связи с выходом закона «О потребительском кредите (займе)» или прочими законодательными новациями? Если да, то выделите ключевые изменения.

Изменения коснулись структуры договора с клиентом, сейчас он имеет две части: общую и индивидуальную. На первой странице индивидуальных условий указана полная стоимость займам. Важное законодательное изменение в работе с БКИ - обязательная передача информации по кредитным заявкам с отрицательным решением. В части тарифной политики – ограничение пеней и штрафов. Наконец, в ноября 2014 года ЦБ РФ опубликует первые средние рыночные значения ПСЗ.

Планируется ли диверсификация портфеля микрозаймов у Вашей Компании с целью снижения кредитных рисков (в т.ч. за счет выдачи микрозаймов бизнесу)?

Мы планируем запуск потребительских займов сроком до одного года, однако портфель займов «до зарплаты» будет определяющим в 2015 году. Кредитование бизнеса нет в нашем бизнес-плане на ближайший год.

Видите ли Вы новые «точки роста» (продукты, услуги, каналы продаж (в. т.ч. online-сервисы)) на рынке МФО в 2014-2015 гг.?

Существует разрыв между онлайн и классическим микрокредитованием. С одной стороны, по данным СРО НП «МИР», портфель онлайн-займов «до зарплаты» от общего объема выдач займов МФО за 1 кв. 2014 года составил 1.5%, а других займов «до зарплаты» - 37.3%. С другой стороны, себестоимость классической модели продаж выше и ЦБ РФ ограничивает ПСЗ. В совокупности это окажет давление на рентабельность бизнеса некоторых компаний.

Таким образом, в целях быстрого наращивания портфеля онлайн-проекты будут искать доступ к аудитории (клиентам) вне Интернета с сохранением модели низкой цены за контакт (клиента): специальные проекты, кобрендинговые кампании. Классические МФО будут решать задачу снижения своих издержек, возможно, путем перевода части бизнес-процессов в Интернет или автоматизации, например, продаж, процесса верификации пользовательских данных, скоринга.

Какой будет динамика процентных ставок по микрозаймам в приоритетном для Вашей Компании сегменте деятельности до конца 2014 года? Планирует ли Компания изменять ставки по собственным продуктам во 2-м полугодии?

Мы не ожидаем существенного снижения ставок до конца 2014 года, но в случае изменения рыночной ситуации, ООО «Займо» будет соответствовать закону с достаточной нормой доходности для компании, работающей в секторе PDL (pay day loans). Понимая, что процентная ставка не является главным критерием в  выборе «займа до зарплаты» клиентом, наш онлайн-сервис держится в ценообразовании «золотой середины».

Какие сегменты рынка (займы «до зарплаты», потребительские микрозаймы, микрозаймы бизнесу (в т.ч. тендерные займы)), на Ваш взгляд, будут расти опережающими темпами? На какие сегменты будет делать упор Ваша Компания в 2014-2015 гг.?

Потребительские займы наиболее близки по своему содержанию к необеспеченному банковскому кредитованию: потребительским кредитам и POS-кредитам. Ввиду действий регулятора банки сократили объемы выдач в последние два года, а их место частично занимают МФО. В связи с этим потребительские займы ждет наибольший рост при наличие достаточного фондирования.

Относительно нашей компании, основное внимание в 2015 году будет уделено онлайн-займам «до зарплаты».

Какие меры МФО могут предпринять для сокращения издержек и поддержания рентабельности бизнеса в связи с усилением регулирования на рынке?

Поскольку рынок микрокредитования растет быстрыми темпами (прогноз РА Эксперт на 2014 год - 36%), соотношение новых и постоянных клиентов – три к одному. Цена привлечения каждого нового клиента является важной составляющей расходов МФО. Для нас, например, важно иметь оптимальную структуру каналов привлечения заемщиков, при которой бизнес будет на уровне запланированной доходности, а относительный рост кредитного портфеля - не ниже среднего по нашему сегменту. Оптимизация бизнес-процессов, внесение изменений в работу с просроченной задолженностью – это точки повышения доходности бизнеса для многих МФО, которые росли высокими темпами последние 2-3 года и уже имеют устойчивую скоринговую модель.

Как изменилась с начала 2014 года платежная дисциплина заемщиков в целом по рынку и конкретно в Вашей компании?

Значительных изменений в платежной дисциплине наших клиентов мы не видим, это связано со спецификой нашего продукта – срок займа до 30 дней, а сумма первого займа в несколько раз меньше ежемесячного дохода заемщика.

Какие ключевые недостатки рынка МФО вы бы выделили на текущем этапе его развития? Какие меры/комплекс мер (на законодательном уровне), по Вашему мнению, необходимо предпринять для более сбалансированного развития рынка в 2014-2015 гг.?

Основные профильные законы приняты, внесены важные поправки к ним, например, расчет ПСЗ, однако для онлайн займов, наиболее важные вопросы на 2015 год - упрощенная идентификация и введение нормативов резервирования.

Сегодня выдача займа возможна только при полной идентификации клиента.

Стоимость кредитных портфелей МФО при цессии значительно ниже в России, чем в странах Европы, что ставит под вопрос целесообразность факторинга долгов. В то же время, шкала ставок резервирования, рекомендуемая ЦБ РФ, не позволяет держать на балансе МФО займы без обеспечения с просроченной задолженностью свыше 30 дней, поскольку минимальная ставка резервирования - 10%.

Ожидаете ли Вы какие-либо изменения в доступности источников рыночного фондирования в 2014-2015 гг.? Собирается ли Ваша Компания привлекать средства с рынка в 2014-2015 гг. (перечислите возможные источники)?

По данным СРО НП «МИР», доля квалифицированных инвесторов физических лиц в фондировании МФО составляет всего 15%, что в три раза меньше доли собственных средств микрокредитных организаций. В связи с появлением 353-ФЗ, официальных рейтингов надежности МФО и переходом микрокредитования под контроль ЦБ РФ, доля частных инвесторов, готовых размещать денежные средства в рынок микрокредитования, увеличится.

ООО «Займо» рассматривает возможность запуска инвестиционной программы для российских вкладчиков в 2015 году.


Обращение в службу внутреннего контроля — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в службу внутреннего контроля по телефону +7(495) 225-34-44 доб. 1645

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!