Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

XII Ежегодный форум крупного бизнеса «Кто создает экономику России»

 


Интервью
КАРТА ПРОЕКТА
XII Ежегодный форум крупного бизнеса «Кто создает экономику России»

«Ни одна из топ-30 компаний рейтинга не показала отрицательных темпов роста»

Насколько успешно, если судить по результатам рейтинга, крупный российский бизнес справляется с кризисом, какие отрасли уже вышли на траекторию уверенного роста, а какие несут наиболее существенные потери?

Крупный бизнес продолжает находиться в зоне неуверенного роста, но он чувствует себя определенно лучше, чем экономика в целом. Суммарная выручка компаний рейтинга с учетом инфляции стагнирует, но это гораздо лучше, чем падение на 3,7%, которое ВВП России продемонстрировал в 2015 году. Девальвация рубля по отношению к ключевым мировым валютам привела к значительному росту выручки в экспортно ориентированных отраслях, в которых, в отличие от нефтегазовой и металлургической отраслей, не было сопоставимого снижения мировых цен, включая лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность (+39%), а также угольную промышленность (+28%) и химию и нефтехимию (+25%), включая, прежде всего, производство минеральных удобрений (+40%).

Снижение ключевой ставки сыграло одну из важнейших ролей для поддержания финансового сектора (Сбербанк +24,2%, ВТБ +29,6%). Удешевление стоимости фондирования помогло банкам улучшить показатели чистой процентной маржи, что в итоге привело к росту доходов. Положительно повлияла на показатели многих банков и консолидация банковской отрасли, обусловленная, в первую очередь, санацией ряда банков, у которых была отозвана лицензия, более крупными игроками. В целом банковский сектор в составе рейтинга вырос на 25%.

На фоне замедления отрицательных темпов роста расходов потребителей, а также адаптации сетей к новой модели потребления россиян, ритейлеры массового сегмента смогли увеличить свои доходы («Магнит» на 24,5%, X5 Retail Group на 27,6%), несмотря на общий спад деловой активности в стране. Продовольственная розница в целом выросла на 22%.

Отмечу также неплохие показатели отраслей, связанных с производством товаров повседневного спроса и импортозамещением, включая агропромышленный комплекс (+28%), пищевую промышленность (+25%) и фармацевтику (+18%), в отличие от легкой промышленности и автопрома, показавших отрицательную динамику (-28% и -17% соответственно).

Как сказалась на прозрачности российских компаний необходимость поиска новых источников долгосрочных инвестиций из-за труднодоступности западного фондирования?

В связи с резким ростом ставок в России, а также с закрытием внешних рынков, многие компании столкнулись со сложностями в рефинансировании долгов. Как мы видим по результатам рейтинга, данные трудности были достаточно успешно преодолены. Ни одна из топ-30 компаний рейтинга не показала отрицательных темпов роста.

Тем не менее, проблема доступности долгосрочного финансирования остается. Мы наблюдаем некоторые шаги участников и регулятора в сторону создания в России внутреннего рынка долгосрочных заимствований, который в будущем позволит нашим компаниям быть менее уязвимыми к закрытию внешних источников длинных денег. Но этот процесс не быстрый и требует кропотливых усилий в создании соответствующей инфраструктуры и правил игры.

В то же время, если говорить о частном бизнесе, можно отметить, что число компаний, которые готовят отчетность по международным стандартам (МСФО) не только не сократилось, но наоборот, продолжает расти даже в условиях, когда перспектива IPO отодвинулась на неопределенный срок. Это свидетельствует о вере участников рынка в улучшение условий для привлечения финансирования в средне- и долгосрочной перспективе, даже несмотря на то, что многие российские банки ослабили свои требования к необходимости наличия аудированной отчетности по МСФО.

Изменилась ли политика крупного российского бизнеса в сфере социальной ответственности в связи с необходимостью снижения издержек?

Из года в год мы видим эволюцию корпоративных благотворительных программ, которые становятся все более взвешенными, структурированными и последовательными. Как компания, имеющая более 2000 клиентов в России, мы не можем не отметить, что вопросы корпоративной социальной ответственности все чаще возникают в повседневной бизнес-повестке. Это подтверждает и проведенный PwC в 2015 году ежегодный глобальный опрос руководителей крупнейших компаний мира. В рамках интервью с руководителями мы задаем вопросы о тенденциях развития их компаний, и большинство из них отметили, что через пять лет наиболее успешными компаниями в мире будут те, которые сумеют эффективно интегрировать корпоративную социальную ответственность в свою бизнес-стратегию и будут обращать пристальное внимание на нефинансовые элементы своей отчетности. Все это свидетельствует о качественно новом подходе к ведению бизнеса в целом.

Мы также имеем возможность оценить ежегодный вклад компаний на благотворительные цели на основе проекта «Лидеры корпоративной благотворительности», в котором ежегодно участвуют около 60 крупнейших российских и международных компаний, и соорганизатором которого мы являемся. В результате анализа анкет тех 23 компаний, которые участвуют в проекте постоянно на протяжении последних трех лет, мы отметили, что, несмотря на общее снижение выручки в 2013-2015 годах, сумма расходов этих компаний на благотворительность стабильно росла. Так, в 2015 году их расходы на благотворительные проекты составили 11 млрд руб., что в два раза больше показателя 2013 года (5,5 млрд руб.). Доля расходов компаний на благотворительность в выручке также имеет положительную динамику: в 2015 году она составила 0,35% по сравнению с показателем 0,06% в 2013 году. Таким образом, произошло почти шестикратное увеличение доли расходов на благотворительность в выручке.