Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Экзамен высшей категории

Басова Ольга

В результате кризиса требования банков к страховым компаниям ужесточились, зато страховщикам стали доверять самое важное – защиту собственных рисков. В то же время страховые компании идут на все возможное ради увеличения портфеля.

Рынок банкострахования сократился на 8,6% в 2009 году по сравнению с 2008 годом, а общий объем рынка составил 81 млрд. рублей - показало исследование, проведенное рейтинговым агентством «Эксперт РА». Незначительность сокращения взносов, полученных через банковский канал, объясняется поступлением взносов по «старым» среднесрочным и долгосрочным договорам - это автострахование и ипотечное страхование, суммарная доля которых в банковском страховании составляет 67%. Падение рынка банкострахования по новому бизнесу намного глубже. Объем ипотечного кредитования сократился в 2009 году в 4,3 раза, автокредитования - в 4 раза, ипотечное страхование и страхование КАСКО сократились пропорционально этому.

Банковское кредитование начало постепенно восстанавливаться, соответственно, следует ожидать роста поступления страховых взносов по новому бизнесу в розничном банкостраховании. С другой стороны, срок действия среднесрочных договоров, заключенных до кризиса, в 2010-2011 годах завершится, и поток страховых премий по этим договорам иссякнет. Если в 2010 году прирост объема нового бизнеса будет незначительным, то даже несмотря на оживление кредитования может произойти краткосрочное падение рынка банкострахования.

В структуре банкострахования за 2009 год существенных изменений не произошло. Как и в 2008 году наибольшую долю занимает розничное страхование через банковский канал продаж - 78%, на страхование юридических лиц через банки приходилось 16%, на страхование рисков самих банков - 6%.

В пятерку основных видов банковского страхования в 2009 г вошли автокаско (54% взносов от общего объема рынка банкострахования), ипотечное страхование (12%), страхование жизни и здоровья заемщиков потребительских кредитов (11%), страхование залогового имущества заемщиков (10%), ДМС сотрудников банков (4%).

Первые места в рэнкинге по объему банкострахования в 2009 году заняли Ингосстрах (7,9 млрд. рублей взносов по банкострахованию), ВСК (7,7 млрд. рублей), РЕСО-Гарантия (5,1 млрд. рублей), Дженералли ППФ (4,3 млрд. рублей) и Группа «Цюрих» (4,2 млрд. рублей). В этом году в рэнкинг не попали Росгосстрах и Альфастрахование в связи с непредоставлением данных Агентству, объем бизнеса по банкострахованию этих компаний аналитиками Агентства оценивается в 11,8 млрд. руб. и 3,5 млрд. руб. соответственно.

Естественный отбор.

В условиях кризиса банки стали тщательнее и строже подходить к отбору страховых компаний, поэтому далеко не каждый страховщик может стать партнером банка. В прошедшем году аккредитацию банками могли пройти только те страховщики, которые обладали высокой финансовой устойчивостью. Основные требования банков – это высокая надежность компании и своевременность урегулирования убытков. Процедура отбора страховых компаний разными банками примерно одинакова, но требования банков могут отличаться количеством запрашиваемых документов. Страховщики жалуются, что иногда этот перечень может быть очень большим, а принятие решения об аккредитации – слишком длительным. С другой стороны, благодаря действиям ФАС, требования банков стали более прозрачными - банки начали публиковать список необходимых документов и требований к страховым компаниям на своих сайтах, а после положительного ответа банка название компании появляется в списке рекомендованных страховщиков.

В этой связи, для банка индивидуальный рейтинг является быстрым способом оценки финансового состояния страховой компании, так как, например, «Эксперт РА» анализирует значительно больший объем информации. Хотя банки формально не могут требовать наличия рейтинга у страховой компании, чтобы не вызвать претензий со стороны ФАС, но аналитики банков стали больше обращать внимание на рейтинги надежности.

Надежность страховщика - не единственное требование банка, к высокой финансовой устойчивости страховщика добавляется требование повышенного комиссионного вознаграждения. В начале выхода страховщиков на банковский рынок, чтобы проложить «путь к сердцу» банка, страховые компании платили достаточно высокие комиссионные, во время кризиса и ограниченности ликвидности у банков, их «аппетиты» не сократились, а в условиях жесткой конкуренции между страховщиками за аккредитацию еще более повысились. «В числе критериев отбора страховых компаний характерны порой необоснованно высокие требования по комиссионному вознаграждению, некорректные требования по внесению изменений в Правила страхования, действующие в страховой компании, желание видеть себя третьей стороной в договорах страхования, заключаемых между страховщиком и страхователем», - отмечает начальник Управления банковского страхования Страховой Группы «СОГАЗ» Валерий Ермаков.

Вездесущий демпинг.

Другое сомнительное «конкурентное преимущество», которым пользовались страховщики для входа и укрепления на рынке банкострахования, - это демпинг. Страховые тарифы с кризисом и ростом убыточности не только не выросли, но и еще более снизились. Наиболее заметно эта тенденция наблюдалась в секторе страхования имущества юридических лиц. Директор Департамента андеррайтинга ООО СК "Цюрих" Иван Колупаев отмечает, что в страховании предметов залога для заемщиков малого и среднего бизнеса снижение тарифов произошло в среднем на 10-15%.

В условиях сокращения взносов и роста конкуренции, страховые компании стали прибегать к демпингу во всех видах банкострахования. «Экономический кризис привел к практической остановке рынка кредитования и в рознице, и в «корпоративе», что повлекло резкое снижение сборов страховщиков. В результате этого рынок страхования перешел в стадию «дикого рынка». Пытаясь выжить и борясь за существующие страховые портфели, практически все страховщики снизили ставки по всем видам страхования. Это демпинг в его откровенной форме», - сетует Михаил Дрокин, начальник отдела по работе с финансово-кредитными организациями страховой компании «Согласие».

Страховщиков подпустили ближе.

Банки стали больше ценить страхование, и это уже касается не только страхования залогового имущества, но и рисков самих банков. Учтя все плюсы партнерства со страховой компанией, банки расширяют страховую защиту, необходимую для более полного покрытия рисков, а при отказе заемщиков покупать страховку банки сами стали страховать заложенное имущество. «В нашей практике бывают случаи, когда банки сами страхуют заложенное имущество своих корпоративных клиентов в случае серьезных проблем с ликвидностью у последних», - рассказывает Сергей Васин, руководитель департамента по работе с финансовыми институтами компании РОСГОССТРАХ.

У банков повышается интерес и к страхованию собственных рисков. Перспективным направлением банкострахования в ближайшем будущем будет комплексное страхование рисков банков (Bankers Blanket Bond - ВВВ). В 2009 году на страхование операционных рисков банков (ВВВ), по оценкам «Эксперт РА», пришлось 300 млн. рублей, что превысило объем 2008 года на 9,6%. Это незначительная сумма, но постепенно она увеличивается. В последнее время не редки случаи вооруженных нападений на инкассаторов, взломы банкоматов, мошеннические действия сотрудников банков. Кроме этого, увеличились высокотехнологичные преступления, связанные с проникновением в электронные системы банков и счета клиентов. При вводе в поисковую систему интернета «взлом банкомата», выдается большое количество страниц с инструкцией как взломать банкомат физически и виртуально, так что любой мошенник, изучив инструкцию, может «позариться» на имущество банка и счета клиентов. В связи с этим наиболее востребованными в настоящее время являются страхование перевозимых ценностей (инкассация) и страхование банкоматов и их содержимого.

С ростом мошенничества и преступлений, направленных на присвоение банковских ценностей, страхование ВВВ является единственным способом возмещения причиненных убытков, так как даже если преступник будет представлен к уголовной ответственности, не факт, что эти деньги банку будут возвращены. Со временем, оценив все преимущества комплексного страхования рисков банков (ВВВ), банки наверняка увеличат и страхование имущества от вандализма, пропажи из помещений банков ценного имущества и документов, нелояльности персонала, подделки документов и других банковских рисков. Bankers Blanket Bond является самой распространенной и известной программой комплексного страхования рисков, но помимо ВВВ в мировой практике принято включать в комплексное страхование рисков банков страхование от электронных и компьютерных преступлений и страхование ответственности за причинение убытков.

Обычно в России банки страхуют отдельные операционные риски, а не весь их комплекс. Полис ВВВ может быть хорошим инструментом в банковском риск-менеджменте. «Комплексное страхование банковских рисков широко распространено за рубежом (а порой и вовсе является обязательным) и пока только начинает развиваться в России. При этом этот вид страхования позволяет "закрыть" значительную часть рисков, возникающих в процессе банковской деятельности, а значит, является важной составляющей комплексной системы риск-менеджмента любого банка, ориентирующегося на долгосрочное развитие и заботу о своем имидже и репутации. Для российского банковского рынка это актуальные вопросы ближайшего будущего», - считает Илья Филатов, Заместитель Председателя Правления БАНКА УРАЛСИБ.

Другим направлением защиты от убытков банков является развитие страхования эмитентов банковских карт. За 2009 год сегмент страхования эмитентов банковских карт составил незначительную величину - 24 млн. рублей, что превысило значение 2008 года всего на 1,3%. Этот вид страхования еще очень слабо развит в России, но с ростом мошенничества, производимого с банковскими картами, интерес к страхованию будет расти. Несмотря на кризис, этот вид страхования не сократился, что говорит о заинтересованности банков в снижении убытков, связанных с мошенничеством в этой сфере. Обычно в страховую защиту эмитентов банковских карт входят риски, связанные с хищением данных по картам через банкомат, списанием денежных средств без ведома владельца карты. В большинстве случаев банк приобретает общую страховку на все выпускаемые им карты либо на отдельные выпуски, а если банком не застрахованы его карты, клиент банка может самостоятельно застраховать свою карту, но это встречается очень редко. Клиенту выгоднее и проще приобретать банковскую карту, которая уже застрахована. «Существуют две возможные схемы сотрудничества страховой компании и банка: выдача полиса непосредственно банку или страхование клиентов банка. В настоящее время банки предпочитают сами страховать риски, связанные с мошенничеством по пластиковым картам, т.к. понимают, что клиенты охотнее выберут банк, имеющий подобную защиту», - комментирует Антон Казиев, ведущий специалист отдела страхования финансовых институтов ОСАО «Ингосстрах».

Юрий Ушаров, Вице-президент компании «АльфаСтрахование», считает, что «схема сотрудничества по коллективному договору страхования на сегодняшний день наиболее удобна и технологически легка. Но реальный выбор схемы сотрудничества обычно зависит от оценки банком юридических и налоговых рисков. Иногда по этим соображениям выбор делается в пользу менее удобного агентского соглашения».

Другим видом банкострахования, представляющим интерес, является страхование ответственности персонала и страхование D&O. Будущее банка зависит от решений, принимаемых высшим менеджментом, а во время кризиса ответственность руководства увеличивается. В 2009 году увеличилась доля такого редкого вида как страхование ответственности персонала и страхование D&O. По данным «Эксперт РА» взносы по этому виду страхования в 2009 году увеличились на 143% и составили 70 млн. рублей. Защита финансовой устойчивости банка в рамках страхования D&O связана со страхованием от неправильно принятых решений руководством банка или, наоборот, - его бездействием, таким образом, банк ограждает себя от возможных убытков. Такую страховку преимущественно приобретают крупнейшие банки, особенно если акции этого банка котируются на фондовом рынке. Например, Сбербанк застраховал ответственность Президента, Председателя Правления и членов Правления на общую сумму 3 млрд. рублей (лимит ответственности).

Сейчас банковский рынок оживает, кредитование восстанавливается, соответственно, в 2010 году розничное банкострахование вновь будет расти. «На сегодняшний день из-за избыточной ликвидности банков и посткризисного спада в корпоративном секторе именно в сфере розничного кредитования и, соответственно, страхования розничных кредитов наблюдается заметное оживление», - отмечает Армен Саркисян, руководитель Управления банковского страхования ВСК.

По мнению «Эксперт РА», наиболее перспективными видами банкострахования в следующие годы, кроме популярных розничных видов, будут страхование залогов, товаров и имущества юридических лиц через банки, а также ВВВ, страхование эмитентов банковских карт, D&O.