Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Будущее страхового рынка

 


КАРТА ПРОЕКТА
Будущее страхового рынка

Сирма Готовац

Интервью с исполнительным вице-президентом Группы «Ренессанс страхование» Сирмой Готовац

– Каковы основные последствия мирового финансового кризиса для российского страхового рынка?

– Влияние мирового кризиса ощутимо во всех секторах экономики, и страхование, к сожалению, не стало исключением. В первом полугодии сборы снизились почти на 9%. В первую очередь такая динамика обусловлена снижением объемов кредитования и, как следствие, бизнеса, поступавшего через этот канал, а также ростом спроса на бюджетосберегающие опции, что, соответственно, влияет на суммарные показатели по сборам. Это отразилось на бизнесе небольших компаний, зависящих от одного высокоубыточного сегмента, банковского канала или нескольких крупных клиентов, но ведущие участники рынка по-прежнему обладают достаточными резервами и маржой платежеспособности для выполнения всех взятых на себя обязательств. Это понимают и клиенты, начавшие более тщательно выбирать партнеров. В результате ускорились процессы консолидации и перераспределения долей на рынке в пользу крупных финансово устойчивых и надежных компаний.

– Прошла страховая отрасль дно кризиса или нет?

– Пока не улучшится ситуация в развитых странах, рано говорить о стабилизации в России. По моему мнению, есть первые признаки стабилизации в США и Европе. Если посмотреть на развивающиеся страны, такие как Индия, Бразилия и Китай, там также наблюдается определенный рост.

– Какие выводы необходимо сделать страховым компаниям, чтобы пережить кризис и избежать повторения ситуации?

– Конечно, после каждого кризиса меняется ситуация в экономике, люди пересматривают подходы к управлению своими бизнесами. При этом антикризисные меры индивидуальны. Для нас это был вопрос снижения издержек. Мы снизили их на 20%, существенно сократили инвестиционные бюджеты, приостановили агрессивный рост нашего бизнеса, аккумулировали кэш. Лучше быть небольшой компанией и пережить кризис, чем быть гигантом и в середине кризиса развалиться. Мы в этом плане проводим достаточно консервативную политику. Сегодня на повестке дня вопрос выживания бизнесов, а не соревнований участников рынка кто из них больше. В то же время мы никогда не последуем примеру тех компаний, которые занимаются демпингом, стараясь этим способом завоевывать рынки или, что еще хуже, сохранить свои позиции. Единственным действительно эффективным инструментом в конкурентной борьбе может быть только высокое качество сервиса и грамотный андеррайтинг. А демпинг может указывать только на будущие проблемы страховой компании, которые не заставят себя ждать. Таким образом, только эффективные компании с диверсифицированным портфелем справятся со своими обязательствами и переживут кризис. Компании же, использующие заниженные тарифы, а также зависящие от узкого круга корпоративных клиентов или одного убыточного сегмента, будут вынуждены покинуть рынок.

– Какие меры, по Вашему мнению, необходимо срочно предпринять регулирующим органам для поддержки страховой отрасли?

– Никаких мер для поддержания отрасли может и не потребоваться, поскольку страховые компании по своему определению являются профессиональными управляющими рисками, и в периоды кризиса они чувствуют себя лучше других финансовых институтов. Способствует этому и консервативная инвестиционная политика, и то, что в отличие от банков страховые компании, как правило, не прибегают к использованию заемных средств, наоборот, размещая свои активы и резервы на депозитах.

– Следует ли ожидать кризиса доверия к страховым компаниям в связи с уходом с рынка страховых пирамид и массовыми невыплатами?

– У любого кризиса есть не только негативные, но и положительные стороны. К числу таковых можно отнести очищение финансового рынка от ненадежных или работающих неэффективно компаний, что пойдет ему только на пользу. Это и возможность для нас усилить свои позиции, увеличив долю рынка. В период нестабильности люди стали доверять свои риски преимущественно крупным и надежным участникам рынка. При этом в результате исчезновения компаний, не справившихся со своими обязательствами, без передачи портфеля и соблюдения всех процедур банкротства, доверие к отрасли может несколько снизиться. Впрочем, регуляторы рынка предпринимают все возможные меры, чтобы этого не произошло.

– Каким будет российский страховой рынок после кризиса?

– Кризис ускорил процессы консолидации на рынке. Об этом свидетельствуют и данные ФССН – доля 20 крупнейших компаний достигла почти 60%. В дальнейшем эта тенденция продолжится также за счет ухода с рынка мелких компаний.

Этот процесс будет связан как со сделками по слиянию и поглощению, в том числе и в топ-20, так и с неосмотрительной политикой некоторых игроков на фоне роста убыточности в отдельных сегментах. В результате к 2012 году на рынке останется 200-300 компаний, а львиная доля сборов будет приходиться на первую десятку.

– Какие виды страхования станут локомотивами роста российского страхового рынка после кризиса?

– Традиционно локомотивом роста отрасли был бурно развивающийся рынок кредитования. Однако в этом году рынок ипотечного и автокредитования может достичь своих минимальных значений; соответственно, это отразится и на страховании объектов залога. Тем не менее ждать существенного сокращения рынка банковского страхования в ближайшее время не стоит. Одним из стабилизирующих факторов станет то, что кредиты выдаются на несколько лет, а в результате девальвации рубля рынок может даже показать небольшой рост. Кроме того, актуальность страхования в кризис, когда на первый план выходят вопросы сохранения бюджета и его защиты от непредвиденных расходов, только возросла. Даже те, кто не страховал имущество, полагаясь на свой высокий доход, сейчас менее самоуверенны. Поэтому наиболее востребованными остаются автострахование и страхование недвижимости. Также заметно возрос интерес к программам добровольного медицинского страхования. Вслед же за восстановлением банковской системы и возобновлением роста потребительского кредитования к прежним объемам вернется бизнес по страхованию залогов, что в значительной степени отразится и на динамике рынка в целом.

– Какие меры необходимо срочно предпринять для борьбы с демпингом и повышения надежности страховых компаний? Как исключить возможность появления на российском страховом рынке страховых пирамид?

– Только эффективные компании с диверсифицированным портфелем справятся со своими обязательствами и переживут кризис. Компании же, использующие заниженные тарифы (демпинг), а также зависящие от узкого круга корпоративных клиентов или одного убыточного сегмента, будут вынуждены покинуть рынок. Регулятор делает все возможное, чтобы избежать массовых банкротств компаний, не справившихся из-за неадекватной ценовой политики со своими обязательствами. В частности, ведется работа по изменению устаревших методик расчета тарифов, утвержденных еще 16 лет назад, а также ужесточению требований к бизнес-планам, которые компании предоставляют при лицензировании.

– Насколько существенна проблема недостаточной капитализации российских страховщиков? Какие меры необходимо предпринять для повышения капитализации страховой отрасли?

– Недавно руководитель ФССН Александр Коваль сообщил, что менее 10% страховщиков обладают более 50% совокупного уставного капитала, что свидетельствует о недокапитализации рынка. Но это опять-таки проблема средних и мелких компаний, а не ведущих участников рынка. В результате, не имея возможности продать бизнес или оперативно привлечь средства, многие компании будут вынуждены покинуть рынок. Таким образом, выбор страхового партнера, особенно в условиях нестабильности, это вопрос сохранения бюджета, выживания бизнеса и надежности защиты.