Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Будущее страхового рынка

 


Интервью
КАРТА ПРОЕКТА
Будущее страхового рынка

– Каковы первые итоги 2013 года на российском страховом рынке?

Наверно, пока рано подводить окончательные итоги года. Хотя уже можно сказать, что 2013 год – один из самых тяжелых для российского страхового рынка. Отрасль достаточно сильно реагирует на изменения, которые происходят в макроэкономике и банковском секторе. В 1 полугодии 2013 года произошло замедление темпов прироста взносов до 13% в целом по рынку. Мы замечаем также усиление конкуренции в таких прибыльных сегментах, как страхование имущества предприятий, что оказывает определенное давление на тарифы.

В этом году мы видим повторение некоторых трендов 2008–2009 годов, хотя и в несколько модифицированном варианте. В то же время общая философия нашего конгломерата заключается в том, что мы стараемся смотреть на мир позитивно и концентрироваться не на проблемах, а на их решении.

– Каковы ваши ожидания от создания мегарегулятора?

– Во-первых, мы ожидаем ужесточения требований к страховым компаниям. Если они будут внедряться разумно и аккуратно, то это окажет положительное влияние на надежность рынка, а в перспективе и на доверие к страховой отрасли. Во-вторых, мы ожидаем конструктивного диалога власти и страховой отрасли, комплексного учета интересов финансового сектора. Например, недавно я была на встрече с участием мегарегулятора, банков, страховых компаний и АИЖК, где мы обсуждали перспективы развития ипотечного страхования. На моей памяти это редкий случай, когда мы собирались все вместе и говорили об общих интересах рынка. Я очень рада тому, что ключевые представители отрасли понимают, что для ее развития необходимы условия, при которых бизнес будет рентабельным.

– В настоящий момент мегарегулятор работает над созданием системы нормативов для страховых компаний по аналогии с банками. Какие именно нормативы, на ваш взгляд, будут более адекватно оценивать финансовое состояние страховщиков?

Конечно, я поддерживаю создание системы нормативов для страховых компаний. Для этого можно использовать европейский опыт, главное, чтобы нормативы давали регулятору достоверную картину о финансовом состоянии страховщика. При этом важно, чтобы они внедрялись постепенно, с учетом возможностей страховых компаний представлять их на регулярной основе.

Нужно найти золотую середину между потребностями регулятора в оперативном реагировании на ухудшение финансового состояния страховщиков и техническими возможностями страховых компаний. При этом некоторые нормативы должны отслеживаться чаще, чем на квартальной основе, например, ежемесячно, но только в тех случаях, где это возможно.

– Согласны ли вы с утверждением, что многие проблемы рынка можно решить без активного участия государства, на уровне СРО?

Я поддерживаю тему саморегулирования. Ее развитие несколько сдерживает тот факт, что многие крупные компании сейчас сосредоточены на своих приоритетах. Это неплохо. В то же время в рамках СРО можно было бы и нужно решать проблемы, связанные с демпингом по тарифам и комиссиям, разработать стандарты урегулирования и кодекс этики. Соответствие кодексу этики членов СРО – это одна из ключевых тем саморегулирования во всем мире. Для этого нам нужно принять кодекс, под которым подпишется большинство крупных компаний.

– Как вы относитесь к теме страхового омбудсмена, возможно ли создание этого института на уровне СРО?

– Есть понимание, что такой институт нужен страховому сообществу. Но пока не понятно, как он будет финансироваться. Конечно, нужно найти компромисс, который поможет рынку избежать огромного количества судов, добиться взаимопонимания с клиентами. Безусловно, страховое сообщество должно участвовать в создании института страхового омбудсмена, в том числе на уровне СРО.

– Поговорим о рисках развития страхового рынка. Новый регулятор – ЦБ – выпустил обзор, где среди ключевых рисков сектора назвал высокую зависимость бизнеса страховщиков от банковского кредитования. Согласны ли вы с этим утверждением?

Розничное кредитование за всю историю развития страхования в России было и остается одним из ключевых драйверов роста страхового рынка. Поэтому я не считаю, что нужно искусственно снижать эту зависимость. Но в то же время нужно минимизировать риск падения страховых взносов в результате сжатия розничного кредитования. Во-первых, нужно повышать диверсификацию бизнеса. В частности, наша компания развивает одновременно несколько каналов продаж – прямой, агентский, корпоративный, банковский и другие. Во-вторых, необходимо научиться увеличивать количество продуктов на одного клиента, предлагать ему не только кредитные, но и иные виды страхования. При этом важно не просто продать пять полисов, а действительно предоставить клиенту такой пакет, который в соответствии с его потребностями даст ему полноценную страховую защиту.

– В 2013 году мы наблюдаем замедление темпов роста российского страхового рынка. То есть повторяется ситуация 2008–2009 годов. Ожидаете ли вы роста демпинга, как это было тогда? Или все-таки страховщики учтут опыт прошлых лет и не будут так активно демпинговать?

– Я уверена, что большинство крупных компаний сделали выводы из предыдущего кризиса, и не ожидаю в этот раз явного демпинга. Мы все реже и реже наблюдаем подобные ситуации. Не все могут корректно рассчитать тарифы в постоянно меняющихся условиях, но это уже другая проблема, в отличие от целенаправленного демпинга. Все понимают, что кэш-андеррайтинг – это путь в никуда.

Кроме того, за последние пять лет прозрачность страхового рынка существенно выросла, а создание мегарегулятора приведет к еще большему ужесточению требований к страховым компаниям. Поэтому надеяться на кэш-потоки в ожидании какого-то чуда уже просто нет смысла. Хотя я не исключаю, что есть компании, имеющие большую маржу за счет корпоративного портфеля, которые попробуют этим воспользоваться в ущерб рентабельности, чтобы расширить свою клиентскую базу. Но это будет достаточно кратковременное явление.

– Ключевой темой розничного страхования в этом году стали судебные споры и решения Верховного Суда. С помощью каких мер можно снизить судебные издержки страховщиков?

– В страховом сообществе пока нет ответа на этот вопрос. С одной стороны, я очень рада, что все это происходит под эгидой защиты прав потребителей, с другой, достаточно часто оказывается, что многие судебные решения проводятся в интересах автоюристов, которые имеют четко выстроенные системы получения сверхдохода от страховых компаний. В итоге это негативно сказывается на страхователях.В этой ситуации каждое судебное решение, вынесенное с учетом знания специфики страховой деятельности, а не безоглядно в пользу страхователей, – это отличная новость для всего рынка.

– Еще одна угроза стабильности рынка – это повышение лимитов в ОСАГО без корректировки тарифов. Каков ваш сценарий развития ситуации в этом случае?

– Компании будут уходить из особо убыточных регионов. В результате некоторым автовладельцам будет сложно купить полис ОСАГО. Это наихудший сценарий, его нужно избежать. К тому же увеличение лимитов при сохранении тарифов еще больше усугубит ситуацию в сегменте.

– Тарифы могут быть скорректированы через год-два…

Я не думаю, что у рынка есть такая большая подушка безопасности, чтобы проработать с новыми лимитами без корректировки тарифов столько времени.

– На эту тему следующий вопрос. По итогам 1 полугодия 2013 года мы отметили снижение рентабельности российского страхового рынка. За счет чего страховщики могут поддержать свою доходность?

Можно идти в трех направлениях. Во-первых, снижать расходы, повышая операционную эффективность. Во-вторых, снижать среднюю выплату, в том числе за счет более четкой работы с автосервисами при ремонте. Для нас очень важно ремонтировать автомобиль и возмещать убыток нашим клиентам по справедливой цене. В-третьих, наращивать массив статистических данных, чтобы более точно определять тарифы. В-четвертых, повышать доходность инвестиций. Это те направления, по которым мы движемся.

– В 2012–2013 году число сделок M&A на страховом рынке было незначительным. Ожидаете ли вы роста их числа в ближайшие несколько лет?

– Я думаю, что на рынке все еще есть несколько объектов, которые могут быть интересны потенциальным стратегическим инвесторам. Но либо пока их собственники не готовы расстаться с этими бизнесом, либо они ждут, чтобы он еще подрос. Интерес есть, но с учетом проблем в экономике он не так активно проявляется. Но я не исключаю возможности покупки крупных российских компаний, например, азиатскими инвесторами.

– Смогут ли новые технологии, например, телематика и полисы PAYD (pay-as-you-drive), в среднесрочной перспективе существенно поменять «лицо» страхового рынка?

– Внедрение инновационных технологий – эта важнейшая тема для страховых компаний. Безусловно, любой участник рынка, который хочет сохранить свои позиции, должен развиваться в этом направлении.

В конце года мы собираемся выпустить на рынок новый продукт автокаско, построенный на основе возможностей телематики. Он получит широкое распространение. Мы уверены, что стоимость полиса автокаско должна быть справедливой и рассчитываться с учетом стиля вождения клиента. Кроме того, развитие телематики позволит оказывать скорую медицинскую и иную помощь автомобилистам, попавшим в аварию. Это соответствует нашей философии – помогать клиентам минимизировать их риски и финансовые потери.

– А каковы перспективы развития электронных продаж? Мы оценили взносы по direct insurance за 1 полугодие 2013 года, и они оказались сравнительно невелики – порядка 3–4 млрд рублей.

Во-первых, построить бизнес, основанный только на прямых продажах в классическом их понимании, в России пока нельзя, так как все равно есть очень много оффлайновых операций, которые приводят к увеличению стоимости полиса. Например, ОСАГО мы не можем продавать через Интернет, так как существуют бланки строгой отчетности. Во-вторых, у многих компаний в настоящий момент действительно нет инфраструктуры, которая бы способствовала активному росту онлайн-страхования. Третье ограничение связано с нежеланием компаний создавать конкуренцию между собственными каналами продаж.

У нас есть огромное количество партнеров и страховых агентов. Поэтому мы стараемся подходить к развитию прямых продаж сбалансированно, с четким пониманием ответственности, в том числе перед теми людьми, с которыми мы сейчас работаем. На наш взгляд, решением этого вопроса может стать четкое определение целевого сегмента и конкретного продукта, который можно было бы продавать через Интернет, не пересекаясь при этом с другими каналами продаж.

– Как вы оцениваете перспективы развития рынка накопительного страхования жизни? В последнее время этот процесс сдвинулся с мертвой точки…

Недавно мне консультант сказал, что единственное, что никогда не могли точно спрогнозировать в России, – это темпы роста накопительного страхования жизни. Я с ним согласна, но определенно этот вид страхования будет развиваться.

Мы готовим перезапуск нашей компании по страхованию жизни, выстраиваем свою стратегию с учетом продвижения соответствующих продуктов через банковский канал продаж. Клиенты доверяют банкам. Кроме того, развитию рынка будет способствовать вхождение страховщиков в пенсионную систему.

– А каковы перспективы построения многоуровневой системы финансовой защиты населения от чрезвычайных ситуаций?

– К сожалению, ни жителей России, ни жителей стран Восточной Европы жизнь не учит страховать свое имущество. Здесь необходимо стимулирование страхования на государственном уровне. Были огромные трагедии – в прошлом году в Крымске, сейчас на Дальнем Востоке. В Болгарии было несколько пожаров и наводнений. Но мы до сих пор надеемся, что подобного с нами не произойдет и беда обойдет нас стороной. Природа наказывает за такую самоуверенность. Поэтому необходимо включать механизмы, близкие к обязательному страхованию, особенно в регионах с повышенной опасностью.

– Каков ваш прогноз на 2013–2014 год на страховом рынке? Какие виды страхования будут расти? Какие виды страхования, наоборот, ожидает стагнация?

Мы считаем, что рынок вырастет на 10–15%. Быстрее рынка будет расти страхование жизни. Страхование автокаско вырастет в результате увеличения тарифов как ответ на решения Верховного Суда. ДМС и имущество будут также расти, но несильно. Обязательные виды останутся на том же уровне, а динамика рынка ОСАГО будет очень сильно зависеть от законодательных изменений.