Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Будущее страхового рынка

 


КАРТА ПРОЕКТА
Будущее страхового рынка

- Как Вы оцениваете текущую ситуацию на страховом рынке? Темпы прироста взносов резко сократились, убыточность выросла, а рентабельность собственных средств упала до минимального за последние пять лет значения. Есть ли какой-то позитив?

- Ситуация развивается в двух направлениях. Ухудшение экономической среды приводит к сжатию рынка. Сборы постепенно падают. Но объем свободной ниши все еще высок. По разным оценкам застраховано от 10% до 20% корпоративного имущества, и 10% «некредитной» недвижимости населения. Очевидно, нам есть куда расти. И это позитивный момент. Наметились сдвиги в рамках ОСАГО и каско – идет процесс унификации стандартов. Рынок и профильные объединения приступили к обсуждению будущего медицинского страхования. Мы только подошли к этой теме, но сама постановка вопроса радует. Есть подвижки и в массовом страховании жилья.

-Какие факторы могут поддержать развитие рынка?

- Стабилизация экономики как внешний фактор, и снижение стоимости ведения бизнеса и повышение качества страховых услуг в качестве рыночных. Дополнительную поддержку рынку окажут государственные стимулы для граждан к самостоятельной защите своего материального положения. Немаловажно и изменение судебной практики в ОСАГО и каско. Страховой бизнес должен быть стабильным, чтобы развиваться. В противном случае, это просто неинтересно акционерам. Ведь сейчас речь идет даже не о прибыли, а о том, чтобы не работать в минус. Необходимо выстроить здоровый подход, который позволит компаниям инвестировать в развитие IT-систем, в сервис, а не в судебные издержки, штрафы и оплату услуг автоюристов.

- Каков Ваш прогноз динамики взносов на 2014-2015 годы? Какие виды страхования ждет стагнация?

Традиционные драйверы рынка «завязаны» на покупательской способности населения, кредитной политики банков, объеме инвестиций корпоративного сектора в собственную инфраструктуру и на других показателях экономической среды. Логично, что при ухудшении ситуации в стране, эти направления снизят свой вес в общем приросте рынка. Локомотивом рынка в 2015 году будет ОСАГО.

- Как показало исследование «Эксперт РА» усредненная рентабельность собственных средств российских страховщиков сократилась до минимального за последние пять лет значения. Почему это произошло? За счет чего страховщики могут поддержать собственную рентабельность?

- Прежде всего, неблагоприятная конъюнктура и инвестиционный климат. Отдельно отмечу факторы, которые оказали наибольшее влияние: высокая стоимость привлечения бизнеса, рост расходов из-за атак автоюристов, несовершенство тарифной политики в ОСАГО. Все решения предсказуемы. Оптимизация бизнес-процессов, качественная сегментация клиентов и создание гибких продуктов, усовершенствование процесса урегулирования. Необходима сдержанность в тарифах – демпинг недопустим, равно как и неоправданное завышение цен.

- На какую рентабельность собственных средств вы рассчитываете по итогам года? Ожидаете ли вы получить прибыль по итогам года?

- Наш фокус – расти прибыльно, оставаясь в числе лидеров по объемам и доле на рынке. Мы работаем над увеличением стоимости компании, ростом возврата инвестиций и более высокой оборачиваемости капитала. Просто увеличивать продажи, любой ценой – это не наш путь. По итогам года мы рассчитываем на небольшую прибыль по группе.

- Как Вы оцениваете текущий уровень надежности и транспарентности российского страхового рынка?

- Рынок начал крестовый поход против недобросовестных игроков. Число компаний сокращается. Кто-то не справился с новыми ударами, например, из-за проблем с туроператорами и ОСАГО, кого-то догнали проблемы предыдущих лет. Но отрасль движется в правильном направлении – к повышению стабильности. Компании с долгосрочной стратегией особое внимание уделяют качеству активов и матрице тарифов, работе с дебиторской задолженностью, усиливают меры по контролю убыточности. В период турбулентности рынка, имеет смысл разработать свою группу «быстрого реагирования» и консолидировать мнение о том, какие превентивные меры помогут избежать громких уходов. Площадка регулятора и ВСС помогает нам в этом.

- В этом году многие поменяли подход к бизнесу. Кто-то сократил розницу. Вы планируете отказываться от агентской сети?

Мы развиваем мультиканальную модель дистрибуции с фокусом на розничные продажи. В конце 2013 года внедрили новую концепцию бренда, которая ориентирована на частного клиента – «Живи полной жизнью». Для повышения эффективности каждого канала продаж мы реализовали масштабный проект по централизации ключевых бизнес-функций на базе процессинговых центров. Самый крупный из них работает в Брянске. Устранение дублирующих и непрофильных функций позволяет сотрудникам из продающих подразделений полностью сосредоточиться на клиенте. Кроме того, в компании запущена программа сегментации городов по кластерам. Это помогает выстраивать тактику присутствия в соответствии с потенциалом каждого филиала, особенностями спроса, зонами риска корпоративного и розничного сегмента.

- За 2013 год-1 полугодие 2014 года несколько иностранных инвесторов заявили об уходе с российского рынка. Как вы думаете, иностранцы останутся на российском страховом рынке?

- Очень надеюсь, что да. Хочется верить, что текущая ситуация их не испугает. Многое будет зависеть от того, какую политику взаимодействия с локальным офисом иностранцы выберут, насколько им важен этот рынок. Есть те, кто верит в рост, и они готовы к убыточному бизнесу на несколько лет. Обычно, в портфолио зарубежных проектов есть квота для таких «убыточных» бизнесов, это воспринимается как инвестиции в будущее.

- Поддерживаете ли Вы идею о создании государственного перестраховщика? Почему?

Сегодня сложно дать однозначный ответ – требуется детальная проработка решения. В числе плюсов – формирование дополнительных резервов внутри страны, создание страхового «адвоката», который будет и фильтром, и катализатором законодательных инициатив в отрасли.

Среди ограничений по эффективности – 100% замещение перестраховочной емкости США и Европы в кратчайшие сроки невозможно. Поэтому есть смысл рассмотреть создание гос перестраховщика в форме государственно-частного партнерства или сформировать категории бизнеса, которые могут оставлять на себе российские перестраховщики и иностранные, а что в обязательном порядке должно передаваться в государственную перестраховочную компанию. Думаю, что как минимум, это все обязательные виды, страхование ключевых производственных комплексов и стратегических объектов. В некоторых странах есть национальные перестраховщики по природным и техногенным катастрофам или существуют ограничения по объему страховой премии.

- В настоящее время на рынке обсуждается идея создания перестраховочных пулов. Как вы относитесь к этой инициативе? Есть ли в них необходимость? Готова ли Ваша компания стать участником такого пула?

- Необходимость в пулах обоснована зависимостью развития некоторых линий бизнеса и законов от международного перестрахования. Участники зарубежного рынка не всегда глубоко понимают национальные особенности функционирования отраслей, и предъявляет завышенные или просто некорректные требования. Но речь идет именно о тех направлениях, где российский рынок уже сформировал экспертизу. 20 летний опыт работы достаточен для запуска рабочих вариантов и решений. Мы активные участники этих профобъединений и готовы поддержать создание нового перестраховочного пула.

- На Ваш взгляд, развитие нетрадиционных каналов продаж (салоны связи, сайты авиакомпаний, интернет и другие) может принести страховщикам дополнительную прибыль, или, скорее, является неэффективными инвестициями?

- Основополагающий вопрос – это стоимость каждого конкретного канала. Она состоит из многих параметров: инвестиции в систему дистрибуции и администрирование продаж, размер комиссии партнеру, затраты на продвижение, непосредственно уровень спроса и другие.

К примеру, онлайн-страхование. По итогам первого полугодия прирост в этом сегменте составил 24,4% по сравнению с результатами аналогичного периода 2013 года, но при этом его доля лишь 0,24% в совокупных сборов. Россия входит в число ведущих стран по количеству пользователей интернета, и все больше людей используют цифровые технологии для организации своей жизни: от совершения покупок до получения высшего образования. Но пока онлайн-страхование – это проект будущего, и он требует солидных вложений.

Я уверена, что устойчивый бизнес – это мультиканальный бизнес. Поэтому, да, поиск новых каналов и ниш необходим, но важно сдержанно подходить к внедрению новаций, тщательно оценивая их стоимость.