Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Интернет-банкинг в России

 


КАРТА ПРОЕКТА
Интернет-банкинг в России

На какой стадии развития, по Вашим оценкам, находится интернет-банкинг для ФЛ в России? Какие ключевые изменения произошли в 2011 году? Насколько оправдались ожидания по темпам прироста пользователей?

По нашему мнению, российские банки -  как крупные, так и средние и малые -  за крайне редким исключением по-прежнему недооценивают значение интернет-банкинга как инструмента извлечения дополнительной доходности. Они относятся к нему лишь как к «сервисной фиче», которая должна быть просто потому, что это есть у других. Собственно этим и объясняется на сегодняшний день довольно скромное проникновение интернет-банкинга – 5-7% за вот уже почти 10 лет развития. И это при миллионах и десятках миллионов аккаунтов в системах электронных денег, несмотря на их более скромные возможности. Такая рыночная ситуация называется «разрыв между спросом и предложением», и очевидно, что этот разрыв будет стремительно заполняться. Рынок уже демонстрирует высокие темпы роста и мы ожидаем в ближайшие годы роста, близкого к взрывному.

Однако, несмотря на возрастающие темпы роста рынка, каких-либо иных принципиальных изменений в минувшем году, на наш взгляд, не произошло. Конечно, рынок развивается в зону расширения функционала интернет-банкинга, но происходит это постепенно, даже можно сказать, медленно. По мере расширения платежного функционала интернет-банкингов мы наблюдаем соответствующую дифференциацию уровня дистанционных продуктов в различных банках.

Иными словами, низкое качество устаревших по функционалу дистанционных продуктов одних банков становится все более очевидным по сравнению с продуктами других банков.

Таким образом, с точки зрения стадии развития рынка мы сейчас находимся в точке перехода от молодого быстрорастущего рынка к массовому рынку.

По Вашим оценкам, какая доля банковских операций ФЛ (клиентов по кредитам, вкладам, платежам, иным операциям) сегодня осуществляется ими через системы интернет-банкинга в России? Какие ключевые факторы сдерживают активное развитие данного рынка?

Совокупные оценки по рынку дать затруднительно. По нашему мнению, в банках, где интернет-банкинг является стратегическим направлением, через интернет-банкинг открывается до 20% депозитов и проводится до 70% платежных операций. Конечно же, достичь таких высоких показателей на базе крупных банков с развитой «классической» розницей очень тяжело.

Ключевой сдерживающий фактор – инертность основной массы розничной клиентской базы в части привычки использовать банковскую карту только как средство для получения зарплаты в банкомате, а не как средство для совершения платежа – даже в оффлайне, не говоря уже об интернете.

Можете ли Вы оценить масштабы и динамику мошеннических операций и хищений, совершаемых третьими лицами через системы интернет-банкинга для ФЛ? Какие инновационные методы защиты поставщики IB-услуг готовы предложить банкам?

Важнейшими элементами обеспечения высокого уровня безопасности являются   применение двухфакторной модели идентификации клиента и соответствие процессинговой компании стандарту PCI DSS, а также не применение наиболее «уязвимых» способов подписания платежа, например, ЭЦП.

Следует отметить, что на текущий момент большинство  продуктов интернет-банкинга на рынке обладают достаточно высоким уровнем безопасности, а растущая динамика роста мошеннических операций в основном связана не с уровнем безопасности самого продукта, а с неправильным хранением и передачей конфиденциальных данных самим клиентом. Вопрос повышения уровня безопасности целесообразнее решать пропагандой адекватных мер по хранению и не передаче своих персональных данных среди клиентов.

Какие функции системы интернет-банкинга важны для ФЛ сегодня в первую очередь? Какие новые функции могут появиться в ближайшем будущем?

Наибольшее количество клиентов интересует, прежде всего, широкий внешний платежный функционал и «легкая логистика» подписания платежа, например с помощью SMS.

Кроме того, важными составляющими «идеального продукта» являются возможность подключения клиента к продукту дистанционно, т.е. без прихода в офис банка и интеграция интернет-банкинга с бонусными и ко-брендовыми программами банка (возможность просмотра начисленных бонусов и использование бонусов в качестве средства оплаты);

В ближайшей перспективе мы ожидаем появление функции геолокации в рамках функционалов лучших интернет-банкингов.

Каким Вы видите рынок IB-услуг для ФЛ в ближайшие два-три года? Какая доля банковских операций ФЛ будет осуществляться через системы интернет-банкинга к концу 2012 года? На какие услуги будет приходиться основной объем операций ФЛ?

На текущий момент проникновение услуг интернет-банкинга в России превысило 6%, а любая услуга становится массовой при прохождении барьера в 10% среди населения. Это означает, что в ближайшие 1,5-2 года интернет-банкинг начнет восприниматься как массовая услуга. Таким образом, распространение услуг интернет-банкинга после прохождения 10% проникновения будет осуществляться не только за счет усилий банков, но и за счет «эффекта сарафанного радио» внутри массовой аудитории.

Полагаю, что среднегодовой  темп роста оборотов систем интернет-банкинга составит не менее 50%. Это означает, что в перспективе 3-х лет оборот платежей вырастет не менее чем в 3 раза. При этом уровень проникновения интернет-банкинга среди населения повысится до 15-17%.

В 2012 году каких-либо значительных изменений в структуре платежей не произойдет. Основной объем операций в части внутреннего функционала будет обеспечен переводами между счетами клиентов и операциями с депозитами, операциями с виртуальными картами. Лидирующими услугами по обороту в рамках внешнего платежного функционала будут платежные поручение по свободным банковским реквизитам, переводы между карточными счетами физических лиц, в том числе между картами в различных банках, и оплата услуг ЖКХ и  сотовой связи.

В среднесрочной перспективе следует ожидать также рост долей таких сегментов платежей как покупка билетов и покупка товаров в интернет-магазинах.

Расскажите о самом ярком кейсе внедрения интернет-банкинга для ФЛ от HandyBank’а за последний год.

Да, был один очень яркий внедренческий кейс. Обычно в среднем проект внедрения HandyBank длится полтора-два месяца, хотя мы всем говорим, что можно быстрее. Как раз в прошлом году произошел такой случай: ни мы с банком не вели переговоров о вступлении в систему, ни он с нами. Из этого банка нам позвонили и сказали: мы изучили ваши материалы, поспрашивали на рынке, нас все устраивает, как подключиться? Мы отправили им курьером пакет документов, они его подписали и через одну неделю и четыре рабочих дня, включая их звонок и обмен документами, у них пошли первые клиентские транзакции.