Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Конкурс годовых отчетов

 


КАРТА ПРОЕКТА
Конкурс годовых отчетов

«Приоритетная тема отчета за 2016 год – Стратегия «Росатома» до 2030 года и вклад результатов 2016 года в ее достижение»

– Можете ли вы выстроить иерархию заинтересованных сторон (стейкхолдеров), на которых ориентирован отчет вашей компании за 2016 год? Менялась ли эта иерархия за последние пять лет и если да, то как именно? Как эти изменения отразились на содержании и структуре отчета?

– В отчетах «Росатома» регулярно публикуются карты заинтересованных сторон. Первоначально мы использовали классический вариант ранговой карты, где позиция стейкхолдеров определялась на основе взаимного влияния стейкхолдеров и корпорации на деятельность друг друга. В последних двух отчетах мы стали группировать стейкхолдеров по трем уровням (государственный, корпоративный, общественный) и указывать их роль в процессе распределения создаваемой стоимости. По нашему мнению, это соответствует принципам Международного стандарта интегрированной отчетности, и в будущем возможно расширение карты за счет соотнесения стейкхолдеров с конкретными видами капиталов.

– Какие этапы проходит подготовка публичной нефинансовой отчетности в вашей компании?

– Мне бы хотелось выделить два ключевых принципа в процессе подготовки отчета. Первый – это обеспечение достоверности раскрываемой информации. Мы выработали многоступенчатую корпоративную процедуру контроля за качеством информации, в том числе согласование проекта отчета с топ-менеджментом, а также получение различных типов заверений со стороны ревизионной комиссии, службы внутреннего аудита, внешних аудиторов по финансовой и нефинансовой отчетности. Второй принцип – это вовлечение внутренних и внешних заинтересованных сторон в форме очных диалогов, опросов, исследований и других форм взаимодействия. Одним из ключевых результатов в этой области является подготовка общественного заверения по отчету, в котором фиксируется полнота раскрываемой информации и реагирование корпорации на запросы заинтересованных сторон.

– Какие темы были отобраны для отчета за 2016 год в качестве основных? Почему были выбраны именно эти темы? Как изменился их набор за последние годы?

– Приоритетная тема отчета за 2016 год – «Стратегия деятельности госкорпорации «Росатом» до 2030 года и вклад результатов 2016 года в достижение долгосрочных стратегических целей». Тема была определена топ-менеджментом корпорации с учетом мнения заинтересованных сторон. Немаловажным фактором выбора именно этой темы стало то, что в 2016 году была выпущена публичная стратегия деятельности «Росатома».

Приоритетная тема выбирается каждый год, прежде всего, с учетом внутреннего и внешнего событийных контекстов и помогает расставить нужные акценты в объемном тексте отчета. С точки зрения международных стандартов, это еще и работа с принципом существенности раскрываемой в документе информации.

– С 1 июля будущего года вступят в силу модульные стандарты нефинансовой отчетности GRI Standards, которые были опубликованы в октябре 2016 года. Учитывали вы при составлении отчета нынешнего года эти стандарты либо планируете ориентироваться на них в будущем?

– Госкорпорация «Росатом», будучи одним из лидеров в развитии публичной нефинансовой отчетности в России, всегда старается внедрять новые передовые практики. Отчет «Росатома» за 2016 год (а также все отчеты наших дивизионов) подготовлены в соответствии с новыми стандартами GRI. Более того, мы обеспечили внешнее независимое заверение соответствию стандартам (добавлю, что некоторые дивизионы «Росатома» подготовили свои отчеты на расширенном уровне соответствия GRI).

В мае 2017 года года Правительство РФ утвердило концепцию развития публичной нефинансовой отчетности1. В первую очередь, она должна побудить к составлению такой отчетности компании с участием государства, однако на поздних этапах обязательность составления отчетности распространится на более широкий круг структур, где критерием станет наличие в списках крупнейших компаний. В связи с этим каковы, по вашему мнению, должны быть, помимо объема бизнеса и / или высокой доли участия в капитале государства, критерии для российских компаний, обязанных составлять публичную нефинансовую отчетность?

– Необходимо четко определить критерии государственного участия. Если подходить совсем формально, то госкомпании – это компании, которыми владеет Росимущество. Однако понятно, что в действительности компаний, контролируемых государством, значительно больше (через различные холдинговые структуры, группы компаний и так далее). Часть таких компаний тоже должна предоставлять нефинансовую отчетность ввиду значимости своего экономического / экологического / социального воздействия. Критерий «масштаб воздействия» может быть в равной степени применен и к компаниям частного сектора.

– Должна ли такая отчетность в обязательном порядке проходить процедуру независимого заверения?

– Это было бы желательно, поскольку достоверность раскрываемой информации – важнейшая характеристика отчетности, за счет которой формируется доверие к деятельности компании. Вместе с этим проведение такой процедуры неизбежно сопряжено с дополнительными расходами, и внутри компаний должно быть сформировано понимание необходимости и полезности этой работы.

– На какие рейтинги, по-вашему, необходимо ориентироваться при составлении такой отчетности? Каких на сегодня, на ваш взгляд, не достает в России рейтингов, необходимых для ориентировки при составлении отчетности?

– Ориентироваться необходимо на международные стандарты отчетности, лучшие международные и российские практики, а также запросы заинтересованных сторон на раскрытие той или иной отчетной информации. Рейтинги – это инструмент внешней оценки уже готового продукта, способ получения обратной связи и позиционирования компании.

– Достаточно ли существующих сейчас в России стимулов для обязательного составления публичной нефинансовой отчетности? Как стоило бы изменить / ужесточить такие стимулы?

– Вопрос стимулирования крайне важен, и, к сожалению, имеющихся инструментов в нашей стране недостаточно. Я бы хотел зафиксировать здесь три принципиальных момента:

- утверждение концепции развития ПНО на уровне правительства и грядущая обязательность этой отчетности для госкомпаний говорит о том, что главным стейкхолдером нефинансовой отчетности в нашей стране стало государство. Соответственно, именно со стороны государства должны исходить ключевые, рамочные стимулы для подготовки нефинансовой отчетности в компаниях;

- необходимо разделять позитивные и негативные стимулы для развития практики нефинансовой отчетности. Наказывать или штрафовать компании контрпродуктивно, наоборот, нужно поощрять за внедрение этой практики либо привязывать наличие нефинансовой отчетности к определенным квалификационным требованиям;

- наиболее эффективными станут те стимулы, которые будут оказывать влияние на бизнес-мотивацию компаний. И здесь надо вернуться к тому, что было сказано выше, – к ведущей роли государства, которое должно формировать стимулы. На мой взгляд, наличие нефинансовой отчетности может стать квалификационным требованием для участия в определенных категориях государственных закупок. Подконтрольные государству инвестиционные фонды и другие структуры, занимающиеся распределением государственных средств, могут установить наличие нефинансовой отчетности в качестве обязательного условия при рассмотрении проектов. Возможны и другие механизмы, которые будут увязывать процесс подготовки нефинансовой отчетности с основной (бизнес) деятельностью компаний.