Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Лизинг в России

 


Интервью
КАРТА ПРОЕКТА
Лизинг в России

«Сейчас из 100% реализованной автотехники класса КАМАЗ более 60% приобретено по программам лизинга»

– Как показал себя рынок лизинга грузовой техники в 1 полугодии? Как, на ваш взгляд, будет развиваться лизинговый рынок во второй половине 2017 года?

– Давайте начнем с рынка грузовых автомобилей класса КАМАЗ, то есть полной массой 14–40 тонн. «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» (наименование бренда АО «Лизинговая компания «КАМАЗ» – Прим. ред.) финансирует покупку только автотехники КАМАЗ и дочерних предприятий (НЕФАЗ, ТЗА, «КРАН Центр КАМАЗ»), то есть работает в достаточно узком сегменте рынка лизинга. Также мы зависим от рынка грузовой автотехники в целом.

Рынок грузовых автомобилей класса КАМАЗ растет, начиная с прошлого года. В 2016 году емкость рынка составила около 40 тыс. грузовиков, рост по сравнению с предыдущим периодом 11%, это после почти двукратного падения в 2015 году. В 2017 году, по нашей оценке, прогнозируется дальнейший рост – более чем на 35% по сравнению с предыдущим годом, а возможно, и выше.

Что касается рынка лизинга грузовых автомобилей, то он сократился в 2015 году примерно на 37%. Но уже в следующем году вырос почти на 70%. Восстановлению, конечно, в первую очередь способствовала государственная поддержка. В первой половине текущего года восстановление рынка лизинга продолжилось, и к концу года мы прогнозируем дальнейший рост – рынок лизинга грузовых автомобилей полной массой 14–40 тонн может составить более 30 тыс. грузовиков.

На фоне господдержки, начиная с 2015 года, растет доля лизинга на рынке грузовых автомобилей. Сейчас она составляет уже более 60%. То есть из 100% реализованной автотехники класса КАМАЗ более 60% приобретено по программам лизинга.

К слову, на растущем рынке «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» скорректировал бизнес-план в сторону увеличения.

С какими сложностями в первую очередь столкнутся лизинговые компании при переходе на единый план счетов (ЕПС) для НФО? Какие траты, сопряженные с переходом на ЕПС, по вашим оценкам, в среднем понесут крупные (топ-20) и небольшие компании? Какому типу лизинговых компаний будет сложнее адаптироваться к новым требованиям?

– Реформирование лизинговой отрасли предполагает изменение статуса лизинговых компаний через отнесение к нефинансовым кредитным организациям. Новый статус влечет за собой новые требования к организациям отрасли, в частности, переход на единый план счетов, применение отраслевых стандартов, приближенных к стандартам МСФО.

В соответствии с законопроектом о внесении изменений в Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» и отдельные законодательные акты РФ отраслевые стандарты бухгалтерского учета и единый план счетов для НФО планируются к обязательному применению не ранее 1 января 2021 года. Это позволит лизинговым компаниям подготовиться к переходу на ЕПС для НФО и новые стандарты, а также адаптироваться к новым требованиям. Тем не менее, мы понимаем, что грядущие изменения требуют серьезных финансовых и временных затрат и необходим комплексный подход к решению стоящих перед отраслью задач.

Изменения коснутся не только автоматизации учета. Потребуется подготовка кадров, разработка методологии учета и отчетности, изменение процедур и внутренних бизнес-процессов.

Безусловно, лизинговые компании не будут пионерами в части перехода на ЕПС для НФО и смогут воспользоваться опытом компаний страховой отрасли, НПФ и иных НФО. Однако методология учета лизинга имеет свою специфику, поэтому готового IT-решения для лизинга при переходе на новые стандарты и план счетов в настоящий момент не существует.

– Стоит ли ожидать сокращения числа небольших ЛК и, как следствие, снижения конкуренции в розничных сегментах (прежде всего в регионах) из-за высоких издержек, связанных с модернизацией IT при переходе на ЕПС и появлении требований к капиталу лизинговых компаний?

– Я считаю, что переход на новые стандарты будет менее болезненным для компаний, у которых есть опыт подготовки отчетности МСФО и квалифицированные кадры. Это, как правило, крупные лизинговые компании при банках, с иностранным капиталом, с государственным участием, а также компании, входящие в холдинги. Переход также будет сопряжен с серьезными тратами, которые будут под силу крупным лизинговым компаниям, но могут стать серьезной проблемой для малого и среднего бизнеса отрасли.

Отмечаете ли вы изменения в географической структуре спроса на лизинг? Сохраняется ли в 2017 году тенденция к снижению доли Москвы в структуре нового бизнеса за счет активизации лизинга в других регионах?

– Отмечаем. Такая тенденция действительно присутствует в последние годы. Например, в лизинговом портфеле нашей компании доля Москвы с 2012 года уменьшилась вдвое, а вот в Нижегородской области идет увеличение на 21%, в Ставропольском крае – на 12%. Доля Санкт-Петербурга в нашем портфеле также выросла – в 4 раза.

Как вы оцениваете перспективы рынка лизинга автобусов в крупных городах России? Какие виды автобусов сегодня наиболее востребованы в регионах и почему? С каким модельным рядом автобусов работает ваша компания?

– Положительно. На сегодняшний день городские автобусные парки изношены: по данным 2016 года более 40% парков составляла техника старше 15 лет. Постепенно муниципалитеты начинают модернизацию. Перевозчики тоже заинтересованы в обновлении парков. Они «пересаживаются» с маршруток на большие автобусы. Это другой уровень комфорта, скорости посадки-высадки, оснащения оборудованием для людей с ограниченными возможностями. Также большое внимание сейчас уделяется экологичности пассажирской автотехники. Высокий уровень экологичности обеспечивают, например, автобусы «НЕФАЗ» на газовом топливе.

«КАМАЗ-ЛИЗИНГ» реализует автобусы дочерних предприятий ПАО «КАМАЗ»: НЕФАЗ и «Марко Поло». Наиболее популярные модели: НЕФАЗ 5299-30-42, городской 100% низкопольный НЕФАЗ 5299-40-51 (на газовом топливе).

У КАМАЗа есть что предложить рынку. Например, пассажирский автобус НЕФАЗ 5299-30-42 оснащен новой компоновкой салона. Данная модель одновременно сочетает в себе качества пригородного и городского автобуса, что интересно для большого числа перевозчиков. Автобус характеризуется увеличенным количеством мест, что важно для пригородных автобусов, при этом имеет удобную переднюю площадку, что свойственно для городских автобусов.

Большой интерес сегодня вызывают электробусы. Электробус второго поколения КАМАЗ-6282 с новым интерьером впервые был продемонстрирован в ноябре прошлого года на выставке Bus World в Москве. Разработчики применили современные компоненты тягового электрооборудования, в том числе электро-портальный мост и литий-титанатные аккумуляторные батареи со сроком службы 10 лет. Заряжается электробус от станций ультрабыстрой подзарядки. В дополнение используется бортовое зарядное устройство, позволяющее заряжать накопитель от обычной трехфазной сети переменного тока (ночная зарядка). Общая пассажировместимость электробуса – 85 человек с учетом 24 мест для сидения. Способен разгоняться до 75 км/ч. Максимальный запас хода – 70 км, ультрабыстрая зарядка занимает 8 минут. Аккумуляторов хватит на 10 тыс. циклов.

– Какие виды транспорта будут наиболее востребованы в текущем году? Из каких отраслей экономики компания ожидает роста спроса на лизинг со стороны клиентов в связи с началом восстановления российской экономики?

– В текущем году наиболее востребованы магистральные тягачи. Это связано с ростом коммерческих грузоперевозок, как региональных, так и международных. Сегмент магистральных тягачей показывает двукратный рост по сравнению с прошлым годом. В этом сегменте в 2017 году КАМАЗ выпустил новинку – КАМАZ-5490 NEO. Эта модель отличается от предшественника без приставки NEO улучшенными потребительскими свойствами, более высокой эффективностью и производительностью. На основании накопленного опыта, а также учитывая пожелания потребителей, завод-изготовитель внес в конструкцию автомобиля ряд улучшений: оптимизированное распределение нагрузок на оси, контроль нагрузки на ведущий мост, усиленную переднюю подвеску, увеличенный запас топлива и другие.

Кроме сегмента магистральных тягачей, большой рост показывают тяжелые седельные тягачи. Здесь КАМАЗ представлен тягачами КАМАZ-65806, 65221, 65225, 65226. Автомобили используются в таких отраслях, как строительство, лесопромышленный комплекс, НГДО.

– Какая доля лизинговых сделок с автотранспортом у компании приходится на программу льготного лизинга? Сохраняется ли, по вашему мнению, потребность в государственной программе, учитывая оживление рынка? Какое влияние, помимо поддержки объемов лизингового бизнеса, оказала госпрограмма на рынок автолизинга?

– Более 90%. Доля очень высокая. Потребность в государственной поддержке, безусловно, есть. На сегодняшний день отмечен высокий интерес лизингополучателей к этой программе. Например, в июле около 50% входящих звонков и заявок в call-центр «Лизинговой компании «КАМАЗ» касалось госсубсидирования авансового платежа, предусмотренного программой «Льготный лизинг».

За счет госпрограмм выросла доля лизинга в реализации грузовой автотехники, как я уже отмечал ранее. Она сейчас более 60%. Да и на восстановление общего рынка грузовых автомобилей, полагаю, влияние тоже было оказано.

– Какова доля газобаллонной техники в лизинговом портфеле вашей компании на 1 июля 2017 года? Какие последние тенденции в части спроса на автотранспорт, оснащенный газовым оборудованием, со стороны клиентов вы могли бы отметить?

– Доля значительная. Рынок газобалонной техники динамично развивается. Увеличивается количество пассажирского транспорта на газовом топливе: он обеспечивает высокую степень экологичности и экономичности при эксплуатации. Государство также уделяет большое внимание этому направлению: развивает различные программы субсидирования покупки техники на газомоторном топливе.

КАМАЗ принимает активное участие в развитии этого направления. В апреле 2015 года был открыт собственный корпус по производству газомоторных автомобилей в рамках выполнения государственной программы по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива. Сегодня ПАО «КАМАЗ» является ведущим российским производителем автомобилей и автобусов, работающих на компримированном природном газе. В газомоторном исполнении компания серийно производит практически весь традиционный модельный ряд, включая работающие на компримированном природном газе автобусы и спецтехнику.

Из тенденций в части спроса со стороны клиентов могу отметить потребность в магистральных тягачах на газе. Учитывая, сколько километров проходит каждый магистральный тягач ежедневно, можно представить, какую экономию на топливе получит автоперевозчик при замене парка газомоторными тягачами. Но пока это не позволяет сделать отсутствие инфраструктуры.

– Какой инструментарий по контролю за состоянием предмета лизинга использует ваша компания? С какой периодичностью происходит мониторинг имущества, преданного в лизинг?

– Обязательным условием при заключении сделки является оснащение автотехники, отгружаемой по договорам финансовой аренды, БНО ГЛОНАСС. Мониторинг фактического местонахождения автотехники через систему слежения ГЛОНАСС происходит с момента установки БНО, а при самостоятельной установке лизингополучателем с момента предоставления лизинговой компании доступа к программам слежения (1–2 раза в месяц). Ежеквартально лизингополучателям направляются письма о предоставлении информации – отчетов по прохождению ТО, реальном местонахождении и эксплуатации лизингового имущества. Ежегодно производится мониторинг автотехники с выездом к месту эксплуатации, инвентаризация лизингового имущества, направляются и собираются инвентаризационные описи.

– Какие продукты в текущих условиях, по вашему мнению, будут востребованы клиентами? Был ли отказ от существующих / введения новых продуктов?

– Не так давно, в мае мы обновили продуктовую линейку. Вывели на рынок четыре продукта, каждый из которых отражает интересы своего сегмента. Крупный, средний и малый бизнес. Крупному бизнесу интересен индивидуальный подход, гибкий график, комфортный срок, возможность взять в лизинг одновременно разные наименования техники. Малому бизнесу мы сократили пакет документов, упростили требования к кредитоспособности. Дополнили продуктовый портфель экспресс-лизингом. Раньше «Лизинговая компания «КАМАЗ» никогда не выводила этот продукт.

Мы не отказались от своих прежних продуктов, мы, скорее, их модернизировали и дополнили.

Кроме новых продуктов, мы запустили две акционные программы – «Золотая сотня» и «Царское предложение». Первая направлена на определенный сегмент наших повторных клиентов, вторая – на определенный ряд автотехники КАМАЗ.