Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Розничное страхование в России

 


КАРТА ПРОЕКТА
Розничное страхование в России

– Юлия Олеговна, какие основные события произошли в сегменте розничного страхования в 2012–2013 годах?

– В этом году рынок растет по консервативному прогнозу, сказывается стагнация продаж новых автомобилей. Поэтому серьезного увеличения объемов по итогам года ждать не приходится.

2012 год войдет в современную историю страхования как год прорыва в онлайн-страховании. Все крупнейшие страховые компании запустили собственные онлайн-сервисы, начиная с покупки полиса и заканчивая личными кабинетами. В автостраховании, которое остается драйвером продаж, произошли серьезные изменения в связи с принятием единой базы по водителям, так называемой КБМ. Пока не все корректно работает, но инициатива очень хорошая.

Кроме того, в прошлом году усилился контроль за страховыми компаниями со стороны регуляторных органов, что защищает клиентов от неплатежеспособных компаний.

– Как публикация рэнкингов по жалобам и применение закона о защите прав потребителей повлияли на работу страховых компаний и развитие рынка розничного страхования?

– Рэнкинги по жалобам – хороший инструмент, способствующий очищению рынка от недобросовестных компаний. Заметна реакция некоторых игроков на новый инструмент надзора, активность реакции на жалобы. Что касается закона о защите прав потребителей, то пока больше пользы он приносит не клиентам или страховым компаниям, а конторам, специализирующимся на заработках с помощью судебных исков.

– Какие изменения произошли в сфере урегулирования убытков страховых компаний? Как изменились технологии, требования к качеству?

– Сейчас основной тренд на рынке – трансформация клиентского сервиса. Компании направляют серьезные инвестиции на построение качественной клиентской базы и повышение уровня обслуживания.

Для этого развивают инфраструктуру, особенно в сфере урегулирования страховых случаев, создают личные кабинеты клиентов, различные аналитические сервисы, новые технологии покупки полисов.

При этом автоматизация бизнес-процессов рассматривается как эффективный путь снижения расходов, в том числе при работе с посредниками. Ренессанс Страхование сотрудничает с крупнейшим банком по ипотечному страхованию, и наши онлайн-сервисы позволяют обслуживать клиентов даже в тех филиалах банка, где территориально мы не представлены.

– Какие изменения произошли на рынке автострахования? Как изменилась доля страхования некредитных автомобилей? Выросла ли доля договоров страхования с франшизой? Изменились ли тарифы?

– Как и прогнозировалось, в этом году рост сегмента автострахования замедлился в результате стагнации продаж новых автомобилей. Мы отмечаем, что действительно доля договоров с франшизой растет. Если пять лет назад она не превышала 15%, то сейчас каждый четвертый договор каско заключается с франшизой. Основная причина заключается в повышении финансовой грамотности клиентов. Все больше клиентов понимают, что могут существенно сэкономить на стоимости полиса, включая в него франшизу.

Изменение тарифов происходит регулярно, обычно дважды в год: компенсируется влияние инфляции, корректируются колебания убыточности по различным моделям, проводятся акции по наиболее интересным для нас сегментам и маркам автомобилей.

– По данным опроса страховых компаний, проведенного «Экспертом РА», страхование имущества граждан является одним из наиболее перспективных видов розничного страхования. Тем не менее темпы прироста взносов в этом сегменте в 2012 году были невысоки (порядка 10%). Что сдерживает развитие этого вида страхования?

– Пока нет серьезных предпосылок для того, чтобы этот рынок стал массовым. Клиенты не понимают целесообразности этого вида страхования. И, к сожалению, нет законодательных инициатив в этой сфере. Наоборот, государство полностью берет на себя расходы, связанные с каким-либо природным катаклизмом, вместо того, чтобы разработать стимулирующие меры для граждан на страхование недвижимости. Поэтому рынок развивается медленно, в основном за счет страхования недвижимости клиентами, доход которых выше среднего и для которых риски более очевидны.

– Темпы прироста розничного ДМС соответствуют уровню инфляции стоимости медицинских услуг. Что сдерживает развитие розничного ДМС?

– В нашем портфеле доля корпоративного ДМС составляет 90%. Есть небольшой сегмент частных клиентов, который сегодня составляет не более 10%. Это в основном родственники клиентов, застрахованных по корпоративным программам. Для развития розничного ДМС необходимо разрабатывать стимулирующие решения на законодательном уровне, в т. ч. налоговые льготы.

– Как вы оцениваете объем взносов и выплат в сегменте страхования мобильных телефонов и иной цифровой техники? Каковы перспективы развития этого сегмента?

– Это новый продукт для страхового рынка. Мы реализуем подобный пилотный проект, но результаты прогнозировать пока сложно. Ключевой фактор успеха в реализации таких программ страхования – качественная мотивация продавцов (в отличие от автострахования, страхование цифровой техники – продукт предложения, а не спроса). Кроме того, очень важна отработанная технология урегулирования убытков, предотвращающая мошенничество.

– Как вы оцениваете динамику сегмента некредитного страхования от НС? Каковы его перспективы?

– Перспективы сегмента некредитного страхования от несчастного случая очень слабые. Розничный НС почти весь либо кредитный, либо в рамках автострахования. Культура страхования по этому виду в нашей стране очень плохо развита.

– Как вы оцениваете позиции кэптивных страховщиков и компаний, связанных с банками, на рынке розничного страхования? Ощущаете ли рост уровня конкуренции в страховой рознице?

– Кэптивные страховщики очень активно выходят на рынок розничного страхования. Мы ощущаем это, фиксируя попытки переманивания наших специалистов, а у нас одна из лучших розничных команд на рынке.

– Как вы оцениваете потребность страховых компаний в новых офисах продаж и урегулирования убытков?

– Иметь стабильно работающий офис, дать возможность клиенту лично увидеть сотрудников и помещения компании особенно важно для регионов. В целом потребности в развитии офисной сети у рынка нет, гораздо важнее и эффективнее инвестировать в онлайн-сервисы, особенно благодаря последним законодательным инициативам.

Будущее за онлайн-урегулированием страховых случаев, когда клиент самостоятельно с места ДТП будет отправлять необходимые документы и фотографии. В нашей компании ежемесячно увеличивается число клиентов, активно пользующихся личным кабинетом.

– Как вы оцениваете долю продаж страховых продуктов через неспециализированных страховых посредников (авиакомпании, салоны связи, супермаркеты и прочее)? Насколько перспективен этот канал продаж?

– Нестраховые посредники – это один из ключевых каналов продаж, быстроразвивающийся и с очень хорошими перспективами. Наши проекты с питерским «Единым центром документов», мобильным ритейлером «Связной» и банком «Тинькофф Кредитные Системы» очень успешны. Основное преимущество таких посредников – способность предложить страховку клиенту именно в тот момент, когда он в ней нуждается. Многие онлайн-продавцы начинают понимать это преимущество и расширяют свой пакет предложений для клиента. Те же сайты-агрегаторы, продававшие только авиабилеты, теперь предлагают и страхование, и аренду автомобилей, и бронирование отелей.

– Как развиваются интернет-продажи? Какую долю они занимают в общей структуре розничных продаж?

– Онлайн-продажи продолжают демонстрировать отличные темпы развития. Недавно стартовавшие в нашей компании онлайн-продажи полисов путешественников показывают рост 25% ежемесячно. При этом мы не вкладывали серьезных инвестиций в продвижение этого вида страхования. Просто сделали очень понятный интерфейс, продумали навигацию, автоматически учли требования визовых служб – в общем, сделали все, чтобы клиенту было удобно покупать страховку именно на нашем сайте. Полис оплачивается банковской картой, затем приходит на указанную почту, его можно распечатать и взять с собой в консульство или в поездку.

Кроме того, по итогам года прямые продажи по автострахованию по-прежнему показывают высокий уровень пролонгации, доля прямых продаж в нашем портфеле составляет 10%.

– Какие поправки к закону о страховом деле (создание реестра страховых агентов, ограничение комиссии, определение Минфином минимальных стандартов правил страхования и иное) окажут наиболее значимое влияние на рынок розничного страхования? Какие последствия вы ожидаете?

– Реестр агентов – удачная инициатива, повышающая прозрачность рынка и очищающая его от недобросовестных сотрудников. Минимальные стандарты правил страхования – хороший вариант решения проблемы защиты клиентов от неплатежеспособных компаний.

На мой взгляд, реально важной для розничного рынка инициативой и качественным шагом вперед стала бы реализация продаж ОСАГО онлайн, что снизит стоимость администрирования договоров и уменьшит риски мошенничества.

– Какие меры будут способствовать улучшению имиджа страховых компаний? Что для этого нужно сделать компаниям и страховому сообществу в целом?

– Мы вкладываем серьезные инвестиции в то, чтобы клиент вне зависимости от канала продаж получил полную информацию о своем полисе, как будет проводиться урегулирование, сроки выплаты и т. д. Аттестация, контроль знаний посредников и агентов, информационная поддержка, система обучения – мы принимаем все меры для того, чтобы клиент не оказался дезинформирован.

Более глобальная задача заключается в том, чтобы клиент стал воспринимать страховую компанию в новой роли. Не просто как плательщика денег, выручающего в сложной жизненной ситуации, а в худшем случае – из которого надо выбивать эти деньги. Страховая компания должна стать партнером, который решит проблему целиком – поможет получить необходимый ремонт на СТОА, нужные гарантии, проверит, что установлены оригинальные запчасти, решит проблему с очередями на ремонт. Более того, задача страховой компании – предупредить проблему, провести серьезную работу по обеспечению безопасности клиента. Например, проинформировать его о возросшей вероятности угона данной марки автомобиля, как это делается в нашей компании.

Компания должна уметь понимать с помощью информационных систем особенности и специфику клиента, его семьи, его бизнеса, чтобы предлагать соответствующие его спросу кросс-продажи. Стать консультантом – это гораздо больше, чем быть просто продавцом страховок. И конечная цель – сделать все, чтобы клиент оставался с нам долгие годы.

– Каков ваш прогноз развития страховой розницы на ближайшие годы?

– Абсолютно точно можно прогнозировать рост консолидации рынка. Уже сейчас на топ-10 приходится 64% всего рынка страхования. И только крупные компании смогут соответствовать требованиям по страховым резервам, информационным технологиям и т. д.

При отсутствии серьезных изменений в экономической конъюнктуре прогноз развития розничного рынка страхования вполне позитивный. Как изменится ситуация с локомотивом рынка – автокаско – покажет время. Скорее всего, из-за последних решений Верховного суда нас ожидает рост тарифов.

Еще один явный тренд для всей страховой отрасли – повышение эффективности бизнеса за счет автоматизации бизнес-процессов и технологий. Сокращение издержек, приближение маржи к европейским показателям – первоочередные задачи для ведущих страховщиков.