Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»
Адрес: Николоямская, дом 13, стр. 2
тел: (495) 225-34-44
(495) 225-23-54
e-mail: info@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
(495) 225-23-54 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Пресс-центр
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1706)
(495) 225-23-54 (доб. 1706)
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел по работе с персоналом
тел: (495) 225-34-44
(495) 225-23-54
e-mail: personal@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Будущее пенсионного рынка

 


КАРТА ПРОЕКТА
Будущее пенсионного рынка

«Фондам предстоит менять парадигму деятельности от стратегии роста доли рынка в рамках обязательного пенсионного страхования к привлечению средств через продвижение программы индивидуального пенсионного капитала»

– Каковы ключевые риски, которым в наибольшей степени будут подвержены НПФ в 2018–2019 годах?

– В прошлом году рынку НПФ исполнилось 25 лет. За четверть века он претерпел существенную трансформацию: от институтов, обслуживающих корпоративные программы крупных компаний, до операторов пенсионных услуг для почти 35 млн россиян. За это время под влиянием внешних факторов постоянно менялись существенные аспекты деятельности отрасли. Сегодня мы двигаемся в векторе очередных новаций.

Нас ожидает трансформация клиентской базы по обязательному пенсионному страхованию под влиянием новых правил переходов застрахованных лиц. Фондам предстоит менять парадигму деятельности от стратегии роста доли рынка в рамках обязательного пенсионного страхования к привлечению средств через продвижение программы индивидуального пенсионного капитала. Помимо существующей до сих пор неопределенности с самой концепцией ИПК мы наблюдаем интерес к этой отрасли со стороны компаний по страхованию жизни. В случае их допуска на рынок предоставления услуг пенсионного обеспечения стоит ожидать обострения конкуренции в нашей отрасли из-за появления в ней новых игроков. Еще один вызов – необходимость привлечения личных взносов в программы негосударственного пенсионного обеспечения. Если до недавнего времени НПФ делали это в факультативном порядке, то сегодня все крупные игроки начинают активно продвигать индивидуальные пенсионные программы. В регуляторном поле идет формирование практики применения профессионального суждения в сфере реализации норм о фидуциарной ответственности в случае нарушения условий управления средствами пенсионных резервов и организации инвестирования средств пенсионных накоплений.

– Какие меры могут предпринять сами фонды для снижения влияния этих рисков на пенсионный бизнес?

– Риски можно поделить на два блока: первый – это условно управляемые риски, на которые НПФ могут влиять и минимизировать их последствия. К таким можно отнести развитие НПО. Фонды сами моделируют бизнес по продажам данного продукта, оптимизируют затраты и так далее в целях получения прибыли.

Второй блок – это риски, самостоятельное снижение которых силами фондов очень ограничено либо не представляется возможным. Это является прямым следствием природы данных рисков: они связаны с модернизацией пенсионной системы и реализацией стратегии развития финансового сектора. В этой ситуации НПФ должны, в первую очередь, консолидировать усилия по продвижению идеи сохранения института негосударственных пенсионных фондов как основного провайдера услуг пенсионного обеспечения россиян.

– Какие законодательные и регуляторные меры, по вашему мнению, могли бы снизить значимость указанных рисков для пенсионной отрасли?

– Фонды как сложные системы должны иметь достаточно времени (переходный период) для адаптации к изменениям правового регулирования деятельности и обратную связь от регулятора, которому следует проводить разъяснительную работу по практике внедрения новых требований. При этом в федеральные законы и нормативные правовые акты Банка России должны вступать в силу не ранее, чем по истечении трех месяцев со дня их официального опубликования, и учитывать даты начала отчетных периодов по соответствующей деятельности.

Управление риском оттока клиентской базы и размером собственных средств видится через внесение изменений в законодательство касательно порядка перехода клиентов между страховщиками с одновременным снятием ограничений на маркетинг услуг фонда и предоставлением фондам возможности оказания сопутствующих услуг. Последнее положительно скажется и на повышении устойчивости НПФ в условиях неопределенности, и на наличии существенных внешних факторов.

– Как вы оцениваете перспективы нового законопроекта о переводе средств пенсионных накоплений в другой пенсионный фонд и ПФР? Как, по вашему мнению, это отразится на объемах переводов средств гражданами? Какие риски для НПФ вы видите в случае принятия закона в текущей редакции?

– Наиболее болезненный для граждан вопрос, возникающий при досрочной смене страховщика по обязательному пенсионному страхованию, – это возможная потеря инвестиционного дохода. Наша позиция по данному вопросу однозначна: эту проблему можно решить только путем закрепления нормы о подаче заявления о переводе пенсионных накоплений текущему страховщику. Только текущий страховщик владеет данными о размере начисленного инвестиционного дохода и, соответственно, может предоставить их клиенту, что называется, в онлайн-режиме, то есть в момент непосредственного обращения. Практика обращения в текущую организацию – норма на смежных финансовых рынках: для закрытия вклада или расторжения договора страхования клиент сначала обращается к тому, с кем у него заключен договор. В случае с пенсионными накоплениями, когда речь тоже идет о деньгах, остается непонятным, почему для их передачи требуется обращаться сразу к новому фонду, минуя этап завершения отношений с действующим. Очевидно, новый страховщик не заинтересован в информировании клиента и будет соблюдать данную норму в случае ее введения формально. При этом у нового страховщика в момент обращения есть реальная возможность контакта с клиентом. Текущему страховщику необходимо будет потратить дополнительные трудо- и финансовые ресурсы для коммуникации с клиентом, изъявившим желание перейти в другой фонд.

Еще один важный момент – способ подачи заявления, чтобы клиент действительно мог получить важную для принятия решения информацию. Далеко не все пользуются интернетом, подача заявления должна быть доступна как очно (через офисы или уполномоченных представителей фонда в регионах), так и дистанционно (с помощью электронных сервисов: «Личный кабинет» на сайте НПФ или через сайт госуслуг, где наряду с выпиской по счету застрахованное лицо получало бы и уведомление о размере инвестиционного дохода с предупреждением о его потере).

Уже сегодня, не дожидаясь внесений поправок в законодательство, приказом Банка России можно внести изменения в типовую форму договора об обязательном пенсионном страховании, включив туда блок об информировании и согласии с потерей дохода. Данный блок сейчас есть в форме заявления о досрочном переходе, но заявление подается, минуя страховщика, а договор заключается непосредственно страховщиком. Наличие такого блока в форме договора позволит снизить риски уже сегодня и избежать негатива в дальнейшем. Да, все эти меры приведут к снижению объема привлечений, но качество привлечения возрастет в разы, что в свою очередь, положительно скажется на удовлетворенности граждан деятельностью НПФ и функционированием пенсионной отрасли, сведет к минимуму жалобы на фонды, увеличит размер пенсионных счетов благодаря сохраненному доходу.   

– Каков ваш прогноз перспектив развития рынков ОПС и НПО в 2018–2019 годах?

– Наиболее активное привлечение по ОПС сегодня ведут так называемые квазигосударственные фонды, поэтому роста объемов стоит ждать именно в этом секторе. Но и здесь есть свои ограничения: как известно, в прошлом году был остановлен пилотный проект приема заявлений о переходе через удостоверяющие центры; другие дистанционные каналы – «Личные кабинеты» на сайтах госуслуг и ПФР – пока работают в ограниченном режиме, их мощности не хватит на весь возможный объем привлечения. Остальные участники рынка в условиях неопределенности развития пенсионной системы и отсутствия поступления новых взносов отказались от агрессивных стратегий и сосредоточились на вопросах сохранения текущей клиентской базы и объема пенсионных накоплений. 

В целом сегодня рост рынка в денежном выражении возможен только за счет плодотворной работы самих НПФ: инвестиционного дохода, который они получат, и качественного анализа собственной клиентской базы в целях информирования о рисках досрочного перехода.

В негосударственном пенсионном страховании сегодня нет ярко выраженного драйвера роста. Крупные компании сырьевого и производственного секторов уже имеют корпоративные пенсионные программы; для малого и среднего бизнеса такая потребность пока неявная. Среди граждан есть интерес и небольшой спрос на самостоятельные пенсионные накопления, что мы наблюдаем по собственному фонду: клиенты сами обращаются к нам на горячую линию или через сайт с вопросами об индивидуальном пенсионном плане, но приобретет ли это массовый характер, сейчас прогнозировать сложно.

Развитие банковского канала продаж могло бы ощутимо оживить рынок самостоятельных пенсионных накоплений. Но сегодня этот канал сосредоточен на продаже иных финансовых продуктов в силу их более высокой маржинальности. В то же время НПО – финансовый инструмент, обладающий отличительными характеристиками и преимуществами, и ему вполне есть место в линейке инвестиционных продуктов. Мы рассчитываем на рост интереса банков к продаже НПО и ведем постоянную работу в данном направлении.