Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Будущее пенсионного рынка

 


КАРТА ПРОЕКТА
Будущее пенсионного рынка

«Уже сегодня примерно 30% пенсионных накоплений инвестировано в реальный сектор экономики»

Как вы оцениваете влияние неопределенности с завершением реформы на пенсионную систему в целом, текущую деятельность и перспективы НПФ вообще и вашего в частности, настроения своих потенциальных клиентов?

После жарких споров и длительных согласований решение принято в пользу сохранения накопительной пенсии. Правительство прислушалось к мнению экспертов и аналитиков, учло позицию представителей своего экономического блока и данные социологических опросов, демонстрирующих настроения активной части граждан нашей страны.

Пенсионная система – это такая социально-чувствительная сфера, которую нельзя менять раз в три-пять лет по многим причинам. Во-первых, это вредит экономике: пенсионные накопления – это так называемые «длинные деньги», которые можно инвестировать в инфраструктурные и другие проекты, но только четко понимая перспективы. Во-вторых, подрывает доверие к самой системе в частности и государству в целом. В-третьих, на коротком промежутке невозможно оценивать эффективность/неэффективность проведенных изменений.

Да, необходимо регулировать настройки системы, и такая работа ведется Банком России в тесном взаимодействии с Национальной ассоциацией негосударственных пенсионных фондов и крупнейшими страховщиками на рынке обязательного пенсионного страхования, но кардинально менять базовые принципы в угоду сиюминутных интересов – это в корне неверный подход. Де-факто все понимали, что требование отказаться от накопительной составляющей вызвано ограниченностью средств на выплату текущих пенсий. Принятие такого решения было бы похоже на штопку дыры в одном кармане, выдергивая нитки из другого.

Более 30 млн россиян сделали выбор в пользу действующей накопительной модели, доверив формирование будущей пенсии негосударственным институтам – НПФ и управляющим компаниям. Значит, такая модель интересна, и граждане видят целесообразность именно в двухкомпонентной конструкции и готовы формировать часть своей будущей пенсии в негосударственных институтах. Отсюда и абсолютно обоснованное решение государства сохранить ту систему, которую выбрала почти половина экономически активного населения страны.   

Считаете ли вы реальным заметное увеличение спроса в сегменте корпоративных пенсий? Или же более вероятным выглядит вариант очень умеренного роста, как оно обстоит и ныне? Что необходимо для более активного роста этого сегмента рынка?

Оценивая ситуацию в экономике достаточно консервативно, мы понимаем, что в сегменте корпоративного пенсионного обеспечения возможен скорее умеренный рост параллельно с ростом самой экономики или даже вслед за восстановлением ВВП.

В нашей стране, к сожалению, все, что связано с долгосрочными накоплениями, непопулярно и корпоративные пенсионные программы (КПП) здесь не являются  исключением из общего правила. Причины такой непопулярности очевидны и озвучены уже неоднократно: у граждан это -- недоверие к финансовым институтам, в целом к экономической ситуации (к вопросу о частых изменениях системы, кстати) и даже к собственному работодателю, низкая информированность, отсутствие гарантий; у предприятий -- отсутствие свободных оборотных средств, отношение собственников бизнеса, которые воспринимают КПП как обязанность, лишние расходы.

По опросам, от 13% (Kelly Services, ВЦИОМ) до 18% (Ernst&Young) работающих на российском рынке компаний применяют корпоративные пенсии в качестве одной из составляющих социального пакета. И мы понимаем, что речь идет о крупнейших компаниях в ведущих отраслях. Число таких предприятий очень ограничено и больше их в среднесрочной перспективе явно не станет. Так, недавно правительственная комиссия по экономическому развитию и интеграции разработала перечень системообразующих организаций России и включила в него всего 199 организаций. Вряд ли существенное влияние на ситуацию окажет и введение налоговых льгот, которых якобы ждет бизнес, и завершение стагнации в экономике (в лучшие годы КПП тоже активного развития не получили). Да, корпоративное пенсионное обеспечение является одной из приоритетных задач и входит в Стратегию долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации на период до 2030 г. В рамках реализации Стратегии уже сделаны первые шаги, направленные на стимулирование развития корпоративных пенсионных систем в части формирования досрочных пенсий. Но даже полностью реализованная Стратегия не гарантирует стремительного увеличения объема КПП, потому что преимущественно речь идет о частном бизнесе, где собственники решают, на что именно тратить средства. Именно на них надо влиять в первую очередь, объясняя, разъясняя и помогая. Кнут здесь нужен или пряник? Бизнес, конечно, ждет пряников в виде налоговых стимулов и иных преференций от государства; само же государство рассчитывает на сознательность представителей бизнеса и активность со стороны НПФ.

Каким вам видится оптимальное завершение пенсионной реформы, учитывающее интересы застрахованных лиц, НПФ, государства, а также перспективы развития социально-экономической ситуации?

Застрахованные лица, это мы с вами, граждане, которые сделали выбор в пользу накопительной пенсии, потому что у нас было такое право. Со следующего года это право для большинства из тех, кто еще не определился, станет недоступным. На наш взгляд, это некорректно и несправедливо: накопительная система работает, но доступа в нее нет. Таким образом, одним из ключевых решений, которое, на наш взгляд, необходимо принять – это сохранить возможность выбора накопительной пенсии для всех работающих россиян.

Вторая, не менее важная проблема для застрахованных лиц, -- это вопрос о принадлежности пенсионных накоплений. До сих пор нет однозначной трактовки, кому именно принадлежат эти средства: самому застрахованному или государству. Необходимо поставить точку в этих разночтениях и закрепить право собственности за гражданами, тем более, что, по факту, застрахованный и так этими средствами распоряжается, выбирая того или иного страховщика для их управления.

И третий, принципиальный вопрос с точки зрения застрахованных лиц, -- это возврат пенсионных накоплений, на которые наложен мораторий. Тема обсуждалась многократно и, наверное, нет нужды повторяться в аргументах. Добавлю лишь, что закрепление за гражданами права собственности на пенсионные накопления в дальнейшем не позволит совершать такие «маневры».

Решение этих трех вопросов даст положительный эффект и для государства, и для дальнейшего развития рынка НПФ. Фонды заинтересованы в участии в инвестиционных проектах с гарантией государства или субъектов РФ с длинным горизонтом инвестирования. Уже сегодня примерно 30% пенсионных накоплений инвестировано в реальный сектор экономики. Вложения пенсионных фондов в ипотечные ценные бумаги  в 2014 году выросли в три раза. ЦБ планирует постепенно расширять перечень активов, разрешенных для вложения средств пенсионных накоплений, и снимать избыточные ограничения. В условиях отсутствия внешних источников инвестирования пенсионные накопления – это хороший ресурс для экономики.

Кроме того, НПФ, берут на себя часть обязательств и функционала государства, не только формируя будущую пенсию, но и осуществляя ее выплаты. Объем пенсионных выплат, производимых НПФ своим клиентам, с каждым годом будет только нарастать. Поэтому говоря о том, что взносы в накопительную пенсию могли бы оставаться в бюджете, представители социального блока как бы «забывают», что если сегодня взносы направить в страховую пенсию, то потом государству придется их и выплачивать.

Накопленная доходность НПФ превышает инфляцию (по КИТФинанс за 2008-2014 годы это 91,03%, в то время как накопленная инфляция – 79,72%), а результативность инвестирования «длинных» денег, как известно, надо смотреть на долгосрочном горизонте, на то они и «длинные». И как раз накопленная доходность подтверждает, что НПФы работают профессионально. В совокупности с усилением контроля над нами и повышением уровня гарантий как раз можно говорить об оптимальности пенсионной системы в той модели, которая есть сейчас.

Насколько достигнута официально декларировавшаяся при создании гарантийной системы цель – повышение надежности НПФ и устойчивости рынка? Как в целом создание и внедрение гарантийной системы сказалось на деятельности НПФ в целом и вашего в частности?

26 НПФ, уже вошедшие в систему гарантирования прав застрахованных лиц, -- это открытые, надежные и ответственные участники финансового рынка, прошедшие очень тщательную проверку Банка России. Могу сказать, что эта проверка заставила нас самих критически взглянуть на фонд изнутри. Благодаря этому, мы доработали многие бизнес-процессы, регламенты операционной деятельности, что позволило повысить качество обслуживания застрахованных лиц и снизить риски деятельности. Думаю, аналогичная ситуация была и у наших коллег. Таким образом, исполняя требования законодательства по вступлению в систему гарантирования, фонды провели очень тщательный внутренний аудит и, выявив недоработки или слабые места, предприняли необходимые меры для повышения надежности своей работы.

Специальный отбор участников системы гарантирования ведет к формированию максимально устойчивого рынка, поскольку управлять пенсионными накоплениями могут продолжать  только фонды, допущенные в эту систему.  

Для нас прием в числе первых и участие в системе гарантирования – это подтверждение высокого качества нашей работы и государственные гарантии для наших клиентов.

Эффективность самой гарантийной системы оценить еще затруднительно, поскольку в отрасли не было страховых случаев и, возможно, оценка принятых решений будет сводиться только к стресс-тестированию участников системы гарантирования. Надеюсь, что рынку НПФ повезет больше банковского сектора и  фонд гарантирования пенсионных накоплений не будет уменьшаться за счет выплат гарантийного возмещения.

Каковы возможности и перспективы инвестирования пенсионных денег в «длинные» проекты в реальном секторе? Каких изменений в нормативно-правовом регулировании НПФ это потребует?

По данным НАПФ, средства НПФ вкладываются в объекты коммерческой и жилой недвижимости в ЯНАО, Краснодарском и Ставропольском крае, Омской, Воронежской и  Московской областях, Москве и Санкт-Петербурге других регионах России. Также пенсионные накопления инвестируются в строительство объектов инфраструктуры: участка трассы Москва-Минск в обход Одинцово, Западного скоростного диаметра,

головного участка автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург, сети физкультурно-оздоровительных комплексов в Нижегородской области; в инфраструктурные программы естественных монополий: облигации ОАО РЖД, ОАО ФСК ЕЭС, ОАО Газпром.

КИТФинанс НПФ инвестирует в облигации ЗАО «Управление отходами», которое занимается строительством и эксплуатаций мусороперерабатывающих комплексов и полигонов на основе концессионных соглашений. Ставка по купонам составляет в первый год – 11%, далее – индекс потребительских цен плюс 4%.

Мы планируем расширять инвестиции в реальный сектор экономики и заинтересованы в участии в проектах с гарантией государства или субъектов РФ с длинным горизонтом инвестирования и доходностью, привязанной к инфляции. Такие бумаги смогут сохранить и преумножить пенсионные накопления граждан, а также станут вкладом в развитие инфраструктуры и промышленности страны.

Инвестиционные декларации НПФ соответствуют принципам долгосрочного инвестирования, что является важной характеристикой средств, привлекаемых в сектор реальной экономики. К сожалению, изменение требований к инвестированию в конце 2014 года, в частности, к уровню рейтинга эмитентов и бумаг сделало невозможным вложение в ценные бумаги подобных проектов. В настоящее время в рамках обсуждений и проработки Правительством России и Центральным Банком перспектив инвестирования пенсионных средств в долгосрочные программы появился проект изменений в Положение Банка России, снимающий эти ограничения.