Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Факторинг в России

 


Интервью
КАРТА ПРОЕКТА
Факторинг в России

eremin_dmitry

mikulshin_maxim

- Как изменился рынок факторинга за первое полугодие 2011 года и какие события и тенденции Вы бы выделили в качестве основных?

– В первом полугодии рынок факторинга продолжил активно расти. Большинство факторов существенно нарастили свой портфель и уделяли большое внимание развитию своей клиентской базы.

В то же время стоит отметить обострение конкуренции между факторинговыми компаниями, вызванное как борьбой за клиента, так и выходом на рынок новых игроков. 

Нарастающая ценовая конкуренция между факторами привела к появлению большого числа различных предложений, в основе которых, к сожалению, лежит низкая стоимость, а не  качество предоставляемой услуги. Тем не менее, на наш взгляд, ставки почти достигли низшей точки и, вполне возможно, что во втором полугодии 2011 г. мы увидим рост стоимости услуги.  

Также стоит отметить тенденцию к увеличению доли факторинга без права регресса. В дальнейшем она должна сохраниться. 

– Сейчас по-прежнему факторинг для банков эффективнее и выгоднее с точки зрения доходности, чем обычное кредитование?

- Как инструмент краткосрочного кредитования факторинг имеет ряд неоспоримых преимуществ, и для нашего Банка является одним из приоритетных. Факторинг может удачно дополнять кредитный портфель нашего Клиента.

Если говорить о доходности, то здесь не все так просто. По нашему мнению, сложившаяся ситуация с ценообразованием на рынке факторинга является недопустимой. Факторинг не должен быть дешевле кредита, т.к. помимо беззалоговой формы, он несет в себе дополнительные затраты на сопровождение и текущее обслуживание. Мы не можем позволить себе работать в убыток и стараемся находить решения, позволяющие сохранить доходность нашего портфеля по факторингу на приемлемом уровне. Например, мы развиваем различные программы по безрегрессному факторингу и  финансированию МСБ, по этому показателю мы входим в ТОП-5 лидеров рынка среди Банков, оказывающих факторинговые услуги.

 

– Чувствуете ли вы разницу в конкуренции в регрессном и безрегрессном факторинге?

– Конкуренция среди участников рынка, предоставляющих факторинг без права регресса,  заметно ниже. МКБ предоставляет эту услугу с 2007 года. Мы не отходим от принципов, которые были тогда разработаны. В нашем понимании безрегресс – целый процесс, в котором есть и оценка дебитора, задолженность в адрес которого мы покупаем, посторонняя оценка, установление лимита и мониторинг дебитора. По сути, мы не перестраховываем риски, а полностью берем их на себя.

Недавно МКБ внедрил новый продукт -  безрегрессный факторинг для дебиторов, относящихся к сектору малого и среднего бизнеса. Основной упор в нем сделан на покрытие Банком риска неплатежа, возникающего у поставщика.

В регрессном факторинге конкуренция выше, но мы имеем возможность предлагать конкурентоспособную комиссию за обслуживание и сотрудничаем со всеми категориями клиентов, включая МСБ.   

В настоящий момент мы активно развиваем государственную программу финансирования субъектов малого и среднего бизнеса совместно с "МСП Банком".

-Каких успехов достиг Ваш банк в 2011г. (в т.ч. в части IT, электронного документооборота и т.д.)?

- В прошлом году мы установили новое программное обеспечение, разработанное одной из IT-компаний. В целом, в рамках текущего обслуживания клиентов оно нас устраивает, но с точки зрения развития новых продуктов возникла необходимость в усовершенствовании системы.

Поэтому было принято решение разработать собственное программное обеспечение. Работа над ним уже началась и мы надеемся, что до конца года сможем провести тестирование и получить первые результаты. Это позволит Банку сделать большой шаг в части повышения качества обслуживания Клиентов. Мы сможем предложить новые продукты и решения, необходимые Клиенту.

Благодаря нашей маркетинговой и PR активности, мы стали более заметны на рынке факторинга. В следующем году мы планируем усилить программу продвижения   факторинговых услуг, предоставляемых МКБ. 

 

– А в сфере электронного документооборота какие у вас есть успехи?

- В 2006г. МКБ одним из первых стал предлагать возможность финансирования без предоставления отгрузочных документов. Суть услуги заключается в оформлении электронного реестра, в который заносятся данные об отгрузках. После подтверждения поставок у дебитора, Банк осуществляет выплату финансирования. Эту услугу мы активно предлагаем Клиенту и сегодня.  Мы видим большие перспективы систем электронного документооборота. Однако, не стоит забывать и о рисках, которые связаны с применением данного вида обслуживания, т.к. для нормального функционирования помимо программного обеспечения необходима еще и нормативно-правовая база.

 

- Какие изменения в требованиях к клиенту произошли в факторинге в 2011 году? Как изменились подходы к риск-менеджменту в Вашем Банке в 2011 году?

- Основные изменения заключаются в сокращении времени рассмотрения и перечня необходимых документов, предоставляемых в Банк для анализа. Мы пошли по пути сокращения издержек клиента на этапе рассмотрения и заключения договора факторингового обслуживания. Не думаю, что основные игроки существенно поменяли подходы к оценке и анализу Клиента. Учитывая высокую конкуренцию на рынке, мы стараемся заключить договор с Клиентом в максимально короткие сроки. С этой целью в Банке разработана процедура предварительного анализа, которая позволяет на основании минимального комплекта документов принять решение о сумме лимита финансирования и условий работы. Мы стремимся в течение 3 дней предоставить клиенту предварительное решение и в течение 1,5-2 недель заключить договор. Практика показывает, что этого времени достаточно для полноценной оценки рисков, связанных с финансированием Клиента и его дебиторов. В целом Банк стремится привлекать клиентов на комплексное обслуживание и позиционирует услуги факторинга как один из видов финансирования.

– Что будет предлагать Фактор клиенту, каков формат предложения и услуг в 2011 году? Как вы оцениваете перспективы «коробочных» продуктов?

– Факторинговые компании продолжат работу над различными решениями, которые позволят Клиенту выбрать продукт, наиболее отвечающий его потребностям. Возможно, произойдет трансформация продуктов или объединение некоторых параметров в один. Тем не менее, скорее всего, будут использованы уже существующие разработки. Основной тенденцией этого года станет увеличение доли безрегрессного факторинга. В ближайшие несколько лет, вполне вероятно, по объемным показателям этот продукт сравняется с регрессным факторингом.

Отдельно хочется отметить необходимость индивидуального подхода к Клиенту. От этого выиграют все игроки, ведь одна из наших основных задач - донести до Клиента информацию о преимуществах, которые может принести факторинг его бизнесу.

На наш взгляд, время «коробочных» продуктов пока не настало. Ведь «коробка» подразумевает известный набор условий, рисков, лимитов и т.д. то есть, стандартизацию процессов, позволяющих идентифицировать Клиентов. В какой-то мере можно стандартизировать процессы под определенных Клиентов, например относящихся к малому бизнесу, осуществляющих поставки в адрес сетевых дебиторов, то есть с набором определенных параметров. Такие примеры есть на рынке, но, насколько нам известно, даже в этом случае,  Клиентам могут предлагаться различные варианты работы, отличающиеся друг от друга.    

– Есть ли на рынке компании, которые активно перекупают специалистов, в том числе ваших? Испытываете ли вы кадровый голод?

- Мы не испытываем кадровый голод. Наше развитие не предусматривает рост количества персонала, в зависимости от каких бы то ни было показателей. Мы стараемся реально оценивать загрузку персонала и, в случае необходимости, производим точечное усиление.

Это не означает, что мы приглашаем на работу сотрудников других факторинговых компаний. В нашей практике есть примеры, когда определенные позиции занимали сотрудники, имеющие опыт в других, зачастую не финансовых, отраслях.

В нашей модели управления используется принцип распределения различных функций и полномочий. Например, специалисты, отвечающие за продажи, работают в различных подразделениях Банка. При этом есть и отделы, непосредственно занимающиеся факторингом, основной задачей которых являются как самостоятельные продажи и консультирование по всем вопросам связанным с факторинговым обслуживанием, так и непосредственно текущее обслуживание Клиентов. Такая модель управления позволяет предложить Клиенту весь спектр банковских продуктов.    

– Вы привлекаете средства от банка МСП?

– Да. В конце августа 2010г. мы заключили договор о предоставлении кредитной линии в размере 1 млрд. рублей для целей финансирования субъектов МСП с использованием факторинга. За год работы, практически с нуля, нам удалось привлечь клиентов категории малого и среднего бизнеса на общую сумму 500 млн. рублей. Нам интересны подобные проекты. Недавно мы направили заявку еще на 800 млн. рублей, которая была удовлетворена МСП Банком.

–Где, кроме Москвы, у МКБ присутствует факторинг?

- В большинстве случаев, нашими клиентами являются поставщики, находящиеся на территории Москвы и Московской области. Это связано с основным местом ведения бизнеса Банка. Несмотря на это, наша клиентская база представлена и поставщиками, находящимися в других регионах РФ. Мы имеем техническую возможность финансировать поставщиков и дебиторов по всей России и самое главное для нас оценить перспективы такого сотрудничества. На сегодняшний день мы продумываем региональную политику развития Банка. Для выхода в какой-либо регион необходимо четко понимать присутствие и возможности потенциальных клиентов, тогда это будет серьезным аргументом для организации филиала или операционного офиса. Постепенно мы возвращаемся в те города, в которых открывали дополнительные офисы до кризиса.  

 

– С какими вызовами предстоит столкнуться Факторам в 2011 году?

- Один из основных вызовов - это общая нестабильность на финансовых рынках, которая может привести к снижению уровня ликвидности, что неминуемо отразится и на факторинге. Если это произойдет, то факторы будут вынуждены сокращать объемы финансирования. Затормозится развитие продуктового ряда, в основном все будут предлагать менее рискованные продукты, будут пересмотрены ценовые параметры.

Мы разработали ряд мер, которые сможем оперативно предпринять в случае негативного развития событий. Что касается развития самого продукта, то ценовая конкуренция достигла своего дна, ниже падать факторам уже некуда. Поэтому мы ожидаем постепенный переход конкуренции на более качественный уровень, в область сервисных решений, предлагаемых факторами.    

 

– Что скажете по поводу прогнозов развития рынка на 2011–2012 годы?

– В начале 2011г. мы прогнозировали рост рынка в размере 25-30%. Пока мы сохраняем этот прогноз и будем только рады, если рост по итогам года будет выше. Тем не менее, активный рост факторинга начался практически со второй половины 2010г. и, сравнивая показатели первого полугодия этого года и предыдущего, рост выглядит впечатляюще. По итогам 2011г. показатели изменятся и в случае отсутствия негативных событий на рынке, рост не превысит 50%.

В 2012г. рынок вряд ли покажет такой же существенный рост, но 10-20% за год - вполне реальная цифра.