Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Будущее пенсионного рынка

 


КАРТА ПРОЕКТА
Будущее пенсионного рынка
Сухорукова Елена Викторовна

«Только за счет развития накопительной части пенсии возможно преодоление неблагоприятных демографических тенденций»

- Какие уроки вынес рынок НПФ из событий 2008-2009 гг.? Как это повлияет на дальнейшее развитие концепции выделения накопительного элемента в структуре пенсионного обеспечения?

- Кризисные явления в 2008-2009 гг. наглядно продемонстрировали необходимость безотлагательного совершенствования пенсионного законодательства и дальнейшего развития инфраструктуры пенсионной системы. И в первую очередь это относится к совершенствованию системы гарантий выполнения негосударственными пенсионными фондами своих обязательств перед клиентами. Без этого вряд ли возможно говорить о серьезном развитии накопительного компонента пенсионной системы. При этом анализ долгосрочных перспектив развития пенсионной системы показывает, что только за счет развития накопительной части пенсии возможно преодоление неблагоприятных демографических тенденций. Таким образом, вопросы укрепления этой составляющей пенсионной системы должны решаться параллельно с мерами, направленными на обеспечение сохранности «пенсионных денег» и совершенствование институтов финансового рынка.

Что касается перспектив развития негосударственных пенсионных фондов, то в настоящее время активно обсуждаются вопросы дальнейшего совершенствования пенсионной системы Российской Федерации. В частности, речь идет о модернизации ее накопительного элемента. Думаю, что о потенциальном влиянии этих новаций можно будет говорить, когда будут известны конкретные параметры готовящихся преобразований.

- Один из возможных параметров модернизации - создание гарантийных механизмов в системе НПФ. Это поможет решить вопрос с сохранностью?

- Что касается гарантийных механизмов в системе НПФ, то, по нашему мнению, успешное развитие пенсионной отрасли невозможно без совершенствования этих механизмов. В качестве такого гарантийного механизма могла бы выступать система обязательного страхования пенсионных накоплений по типу системы страхования банковских вкладов. В этом случае администрирование системы страхования пенсионных накоплений должно осуществляться государственной корпорацией. Кроме того, необходимо развитие системы объединенных гарантийных фондов в рамках негосударственного пенсионного обеспечения, создаваемых на добровольной основе.

- Какова Ваша точка зрения относительно перспектив введения пруденциального регулирования НПФ? Какие нормативы было бы целесообразно установить?

- На самом деле в отношении НПФ уже сейчас действуют нормативы по размеру имущества для обеспечения уставной деятельности НПФ и размеру формируемого страхового резерва. Кроме того, НПФ обязаны соблюдать законодательные требования к лимитам и объектам инвестиций. В связи с этим более правильно говорить не о введении системы пруденциального регулирования, а ее дальнейшем совершенствовании.

Возможным направлением совершенствования системы пруденциального регулирования могло бы являться законодательное установление нормативов, характеризующих срочность и ликвидность финансовых вложений. На текущий момент пенсионным законодательством такие нормативы не предусмотрены.

- Существует мнение, что одной из причин медленного развития рынка является его низкая привлекательность для инвесторов. Какие шаги следует предпринять, чтобы повысить привлекательность пенсионного бизнеса?

Применительно к НПФ говорить о «пенсионном бизнесе» некорректно. Дело в том, что негосударственные пенсионные фонды созданы для улучшения пенсионного обеспечения граждан, преумножения средств их пенсионных сбережений. Они ориентированы на работу и, в том числе, инвестирование пенсионных активов, исключительно в интересах своих клиентов. Так что форма некоммерческой организации как нельзя лучше отражает цели НПФ. Зарубежный опыт показывает, что пенсионные фонды выступают крупными институциональными инвесторами и оказывают существенное влияние на развитие экономики, но у нас пока преждевременно вести об этом речь.

- Какие меры целесообразно предпринять для повышения интереса населения к накопительной части пенсии?

- Действительно, в настоящее время, к сожалению, имеет место крайне низкий уровень заинтересованности граждан в распоряжении средствами пенсионных накоплений. Во многом это обусловлено незнанием прав и возможностей в области пенсионного обеспечения. В этом плане мы поддерживаем инициативу Федеральной службы по финансовым рынкам, которая работает над запуском программы «Поезд финансовой грамотности», и считаем, что подобную разъяснительную работу на государственном уровне требуется всецело развивать.

- Каковы в этом контексте перспективы программы софинансирования?

Что касается программы софинансирования, то модель ее реализации, основанная на принципе долевого участия, хорошо знакома и давно используется негосударственным пенсионным фондом «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» в корпоративных пенсионных программах. Данная модель весьма эффективна и хорошо зарекомендовала себя. В связи с этим, программа софинансирования, безусловно, заслуживает положительной оценки. Более того, представляется, что участие в данной или аналогичной программе в обязательном порядке существенно сказалось бы на уровне правосознания граждан и позитивно отразилось бы на увеличении накопительной части трудовой пенсии.

В то же время можно сказать, что эта программа в рамках действующего законодательства не способна оказать заметного влияния на размер будущей пенсии большинства россиян. Это связано и с ограниченностью срока действия программы, и со сравнительно небольшой максимальной суммой, уплачиваемой государством в пользу гражданина, и с небольшим объемом средств, выделяемых государством на финансирование программы. Для достижения значимого эффекта от реализации этой программы ее параметры должны быть серьезно скорректированы.

Вместе с тем, одной из основных целей действующей программы софинансировния являлось стимулирование формирования пенсионных накоплений и повышение интереса граждан к пенсионной тематике в целом. Эта цель в определенной мере может быть достигнута.

- В 2009 г. инвестиционная декларация НПФ была существенно расширена. Достаточен ли был этот шаг для удовлетворения потребностей рынка, или же требуется что-либо еще?

- Новые правила размещения средств пенсионных резервов, вступившие в силу в 2009 году, предоставляют НПФ возможность использования более гибкого подхода при формировании инвестиционной стратегии и позволяют повысить доходность и надежность финансовых вложений.

В то же время мы считаем необходимым предоставить НПФ право на самостоятельное инвестирование пенсионных активов при условии соблюдения ими определенных требований, аналогичных требованиям, предъявляемым в настоящее время к управляющим компаниям.

Кроме того, нуждается в дальнейшем совершенствовании и система регулирования инвестиционного процесса. Важной системной мерой в этом направлении мог бы стать переход к методам установления не количественных, а качественных ограничений по составу и структуре инвестиционного портфеля НПФ. В этом случае государством будут устанавливаться общие принципы работы, в то время как НПФ будут обязаны их соблюдать.

Тем не менее, в настоящий момент фонды вынуждены инвестировать значительную часть средств через УК. Какой порядок взаимоотношения НПФ с УК Вы считаете оптимальным?

 Закрепление конкретного перечня инструментов и лимитов в договорах, представляется, на наш взгляд, нецелесообразным. Как показали кризисные условия на финансовых рынках, это снижает оперативность корректировки стратегии инвестирования, что приводит к упущенному доходу и даже к убыткам. Оптимальным порядком взаимодействия могло бы являться установление прямого контроля над деятельностью управляющих компаний или, как уже отмечалось ранее, предоставление НПФ права на самостоятельное инвестирование пенсионных активов.

- Когда речь заходит о самостоятельном размещении средств фондами, часто звучит мысль о вложениях в долгосрочные инфраструктурные проекты. Какие риски и перспективы Вы здесь видите?

- Предоставление возможностей по инвестированию пенсионных активов в инфраструктурные проекты отвечает потребностям и государства, заинтересованного в развитии инфраструктуры в сфере транспорта, энергетики и других отраслях, и российских компаний, нуждающихся в долгосрочных финансовых ресурсах, и негосударственных пенсионных фондов.

Однако для НПФ долгосрочные финансовые вложения сопряжены с рядом рисков. В связи с этим в целях повышения привлекательности и снижения рискованности соответствующего сегмента финансового рынка необходимы государственные меры, в том числе предоставление государственных гарантий по выполнению эмитентами инфраструктурных облигаций своих обязательств, а также обеспечение условий для формирования уровня доходности этих облигаций на уровне не ниже инфляции.