Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Лизинг в России

 


Интервью
КАРТА ПРОЕКТА
Лизинг в России

«Рынок находится на стадии восстановления – пошел спрос, который дополнительно стимулируется со стороны государства»

Какие значимые события произошли на рынке в 3 квартале 2016г?

Я бы отметил роль государственных программ поддержки лизинговой отрасли. Например, программы субсидирования при покупке в лизинг колесной техники, спецтехники. На субсидирование авансового платежа было выделено 5 млрд рублей, что на выходе дало объем закупок лизинговыми компаниями техники на 50 млрд рублей. И это только по одной программе стимулирования рынка. А есть еще программы субсидирования техники на газомоторном топливе, трамваев, троллейбусов. Там тоже выделены значительные суммы на стимулирование. Бизнес охотно пользуется инструментом лизинга при таких мерах поддержки.

Как изменился спрос со стороны лизингополучателей (с точки зрения предметов лизинга, сроков и иных параметров) в 2016 году? Какие особенности в этом контексте можно выделить в сегменте малых и средних предприятий?

Если говорить о спросе как таковом, то мы видим небольшое увеличение спроса со стороны железнодорожников по новым вагонам. С точки зрения предметов лизинга спрос со стороны лизингополучателей меняться особо не может по одной простой причине -- малый и средний бизнес работает в определенных отраслях экономики. И оперирует определенными предметами лизинга, которые не могут кардинально меняться.

Находится ли рынок уже на стадии восстановления, или в деятельности еще преобладает урегулирование проблемных задолженностей?

Проблемные задолженности, конечно, остаются, но это в большей степени уже затухающий этап. Процесс урегулирования задолженности начался с 2014 года. В определенных случаях пришлось изымать предметы лизинга и передавать новым клиентам, некоторым клиентам мы реструктурировали задолженность. И за 2 года ситуация более-менее выровнялась. Начиная с середины 2015 года, ГТЛК начала заключать новые сделки с лизингополучателями на других условиях, с большей оглядкой на риски. Соответственно, и дефолтов сейчас практически нет. Поэтому мы считаем, что рынок находится на стадии восстановления. Пошел спрос, который дополнительно стимулируется со стороны государства.

Какие изменения произошли в методах и влиянии конкуренции на лизинговом рынке за 2015-2016 гг.?

По нашему мнению, конкуренции с точки зрения поиска новых клиентов на рынке лизинга транспорта особо нет. Рынок уже достаточно устоявшийся. У всех компаний в зависимости от размера, от возможности привлекать финансирование приблизительно одинаковые условия для клиентов. В ритейле, например, ставки везде одинаковые. То же самое и в «большом» сегменте. Поэтому на текущий момент конкуренция скорее заключается в удержании клиентов.

Как вы относитесь к идее создания СРО на лизинговом рынке? Какое воздействие на рынок лизинга окажет создание СРО?

Цель СРО – создать более прозрачные правила игры на лизинговом рынке. Идея здравая, ведь сейчас лизинговая отрасль, в отличие от банковской, никак не регулируется. В связи с этим могут возникать неприятные истории. Например, лизинговая компания по причине неэффективности разоряется, а клиенты остаются с техникой, находящейся в залоге у банка. И банк вправе потребовать эту технику. Но, допустим, клиент платил лизинговые платежи по графику, был добросовестным приобретателем. Возникает коллизия – а что дальше делать, как теперь юридически передать эту технику?

На каких условиях ваша компания была бы готова участвовать в СРО и соблюдать устанавливаемые нормативы?

Вопрос в том, какие нормативы будут в СРО. Пока они не определены, рано о чем-то говорить. Если речь о том, что лизинговые компании должны будут публиковать отчетность по МСФО, то ГТЛК и так это делает больше 5 лет.

Каким должен быть минимальный размер капитала и/или уровень достаточности капитала у ЛК?

С точки зрения уровня достаточности капитала лизинговых компаний, а это, наверно, основной вопрос у участников рынка, стандартом считается 1 к 8. Думаю, что это более-менее правильно. Наращивание уставного капитала лизинговых компаний – вопрос философский. Все-таки лизинговый бизнес сложно назвать высокорентабельным. То есть он кажется рентабельным, когда начинаешь входить в него. А как только начинаются дефолты, твоя рентабельность падает до нуля. Особенно, если ты сдавал низколиквидную технику. Поэтому я не уверен, что собственники будут наращивать уставный капитал, что найдется большое количество игроков, готовых входить в лизинговый бизнес.

Считаете ли вы, что рынку в целом необходима большая диверсификация сделок по видам оборудования/клиентам?

Мы много раз говорили о том, что лизинговая компания должна быть специалистом в определенной сфере. Есть несколько стратегий. Первая – отраслевая. Яркий пример – ГТЛК. Мы занимаемся только транспортной отраслью, наняли профильных специалистов, которые хорошо ориентируются по этому рынку. И, соответственно, мы хорошо понимаем, что делать, даже если случится дефолт клиента. Второй вариант – по размеру бизнеса клиентов. Например, компания работает только с малым и средним бизнесом и заключает сделки до 10 млн рублей. Это тоже специализация. Диверсификация по предметам лизинга в этом случае возможна, но большому счету лизинговая компания понимает профиль клиентов, статистику по дефолтам и так далее. Третий вариант – специализация по географическому признаку. Практически в любом регионе есть местная компания, которая номер один или два там. Она знает всех клиентов этого региона и может ко всем дотянуться. А вот те компании, которые проповедуют, что они могут заниматься любыми видами клиентов, в любом регионе, любым видом техники, любым размером сделки – они, как показывает практика, потом уходят с рынка.

Как будет развиваться лизинговый рынок в 2017 году? Какие сегменты будут драйверами роста или окажут поддержку рынку?

Мы думаем, что при отсутствии негативных тенденций в экономике рынок будет развиваться достаточно успешно. Взрывного роста мы не ожидаем, но рынок будет расти. Драйвером может стать железнодорожный транспорт за счет поддержки со стороны государства инновационных вагонов. Резкий рост может показать водный транспорт, хотя он и занимает небольшую долю в общем объеме бизнеса. Благодаря стимулирующим мерам государства, таким, как отмена НДС на постройку кораблей в России, этот сегмент выглядит перспективным. Авиация может показать рост. По этому направлению в 2017 году ГТЛК продолжит реализацию государственной программы лизинга отечественных самолетов SSJ-100.