Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Лизинг в России

 


КАРТА ПРОЕКТА
Лизинг в России

– Какие значимые события произошли на рынке в III квартале 2014 года?

– В III квартале продолжилась тенденция ухода с рынка компаний. В середине года обязательства по оферте почти на миллиард рублей не исполнил «РТК лизинг», в начале становления отечественного лизинга бывший компанией номер один российского рынка. А в сентябре петербургская компания «ПЭБ лизинг» допустила дефолт по выпуску пятилетних облигаций на 500 млн рублей. Готов предположить, что до конца года еще несколько компаний могут уйти с рынка.

– Ужесточала (смягчала) ли компания условия по лизинговым договорам за последние 6 месяцев? Планируется ли изменение условий до конца 2014 года?

– Государственная транспортная лизинговая компания не меняла условия договоров лизинга и не планирует этого делать. Текущий сложный период далеко не первый в России. Большинство компаний работали в условиях кризиса 2008–2009 годов, и все необходимые изменения в шаблоны договоров уже были внесены. Договорная база сложилась, и менять ее нет смысла. Как в целом по рынку, так и в ГТЛК в частности, сегодня могут оговариваться индивидуальные условия только с конкретными клиентами. Массового характера это явление не носит.

– Какие меры компания предпринимает либо собирается предпринять в целях сокращения расходов (например, сокращение издержек на персонал, числа структурных подразделений и так далее)?

– ГТЛК подошла к сложному экономическому периоду с оптимальными, по нашему мнению, структурой и количеством персонала. В настоящее время мы реализуем долгосрочную стратегию, и кратковременные колебания рынка на нее сильного влияния не оказывают. Впрочем, и по рынку в целом я не вижу волны увольнений. В большинстве своем компаниям выгоднее переориентировать людей с решения одних задач на выполнение других, чем проводить сокращение.

– Для клиентов из каких отраслей, на ваш взгляд, сегодня характерен наибольший рост просроченной задолженности?

– Это довольно сложный вопрос. На первый взгляд, рост просроченной задолженности больше характерен для «розницы», чем для корпоративного сегмента. Однако при проблемах у крупных клиентов лизингодатели проводят реструктуризации, и просроченная задолженность просто не видна. Одним из наиболее проблемных сегментов сегодня стали логистические перевозки. В связи с санкциями и ответными мерами российского правительства большинство логистов столкнулись с рядом сложностей. Компании, которые занимались перевозкой польских яблок или мороженого мяса из Евросоюза, сейчас пытаются переориентироваться на азиатские рынки. Среди клиентов ГТЛК немного логистических компаний, поэтому на нас эти сложности не отразились. Тем не менее вынужден констатировать, что большинство сегментов экономики в настоящее время чувствуют себя неуверенно. Однако говорить о том, у кого просроченная задолженность растет быстрее, пока довольно сложно. Замедление экономики сказывается на всех. Что касается лизингодателей, то сегодня проходит испытание на прочность их система оценки рисков. Даже на стагнирующем рынке есть клиенты, которые по-прежнему успешно работают и платят за технику. Если же лизингодатель быстро наращивал портфель, мало думая о последствиях, сегодня ему будет крайне тяжело остаться на рынке.

– Растет ли, на ваш взгляд, объем сделок возвратного лизинга в 2014 году? Отмечаете ли вы повышение спроса на него и ожидаете ли его роста в 2015 году?

– Спрос на возвратный лизинг растет, и его объемы по итогам этого года вырастут так же, как это было в 2009 году. Данная тенденция в период кризиса связана с тем, что банки перестают кредитовать, и компании в поиске оборотного капитала вынуждены обратиться к такому инструменту, как возвратный лизинг. Для лизинговых компаний этот сегмент довольно рискован и требует крайне серьезной оценки оборудования, которое нужно профинансировать. Одно дело, когда речь идет о новой, уже растаможенной и установленной производственной линии, и совсем другое, когда лизингодателю пытаются навязать оборудование 1980 года выпуска или пятилетние автомобили. ГТЛК не планирует наращивать свой портфель за счет сделок возвратного лизинга и готова рассматривать использование этого инструмента только в исключительных случаях.

– На какие источники фондирования компания будет опираться в 2015 году? Собирается ли компания выходить на азиатские и арабские рынки капитала?

– ГТЛК уже вышла на азиатский рынок, и мы планируем активизировать свою работу в этом направлении. В октябре ГТЛК и Промышленный и коммерческий банк Китая заключили соглашение о финансировании приобретения трех новых Вoeing 777-300ER для «Аэрофлота». Ранее в рамках партнерства с лизинговой «дочкой» банка – ICBCL – GTLK Europe Ltd. передала в лизинг авиакомпании «Аэрофлот» пять воздушных судов Airbus A321. Также мы с интересом смотрим и на арабский рынок капитала. Если рассматривать другие источники фондирования, то ГТЛК планирует новый выпуск облигаций, однако все будет зависеть от рыночной конъюнктуры.

– Станет ли лизинг импортозамещающего оборудования драйвером рынка в 2015–2020 годах? Если да, то в каких отраслях стоит ждать активного наращивания сделок с отечественным оборудованием?

– В большинстве сегментов мы не прогнозируем роста физического объема рынка. В связи с этим смещение акцентов в сторону продукции отечественного производства вряд ли станет драйвером отечественного лизинга. Реальный рост, скорее всего, произойдет в сегменте оборудования для российских предприятий, которые будут вынуждены наращивать производство. Также может вырасти сегмент лизинга сельскохозяйственной техники. Однако этот рынок никогда не был большим, и вряд ли его рост скажется на отечественном лизинге в целом.

– Существуют ли, по вашему мнению, в России достойные аналоги иностранного оборудования? Если да, то смогут ли производители воспользоваться текущей ситуацией и полностью или частично заменить импортное оборудование?

– Конечно, в России есть достойные аналоги иностранной техники. В ряде сегментов отечественные производители успешно выдерживают конкуренцию. Городские автобусы, троллейбусы, КДМ эксплуатируются, по сути, только отечественного производства. Значительную часть рынка занимают российские производители грузовых автомобилей, кранов и так далее. Очень хотелось бы, чтобы наши производители смогли воспользоваться ситуацией и расширить свое присутствие на российском рынке.